ИНТЕРВЬЮ
Влад Боркус, Эдуард Пройдаков
В сентябре было объявлено о завершении объединения компаний “МТУ-Интел”, одного из ведущих Интернет-провайдеров Москвы, и “ПТТ-Телепорт”, известной своим проектом организации доступа при помощи технологии ADSL. О перспективах этой технологии в России и состоянии рынка Интернет-услуг мы расспросили Николая Репина, генерального директора “МТУ-Интел”.
Николай Репин
PC Week: Начать разговор хотелось бы с ситуации на рынке Интернет-провайдеров. Такое ощущение, что многие первопроходцы этой отрасли были в последние годы оттеснены на второй план, а основная доля массового рынка оказалась поделена между “Голден Телекомом” и “МТУ-Интелом”. Справедлива ли эта точка зрения?
Николай Репин: Первые провайдеры возникли из академической среды и спокойно существовали приблизительно до 1996 г. Это была эпоха коммерциализации Интернета: из академической сети для ученых он постепенно превращался в услугу связи. Затем на развивающийся рынок обратили внимание и традиционные операторы связи.
Компании с западным участием, скажем Global One, действовали быстрее, следуя указаниям американской штаб-квартиры - ведь в США эти процессы завершились к 1993-1994 г. А альтернативные российские операторы начали действовать лишь в 1996-м.
Если говорить о московском розничном рынке Интернета, на сегодня крупнейшем в стране, то он действительно поляризовался вокруг двух крупных игроков: холдинга “Голден Телеком” и группы “Система Телеком”, в которую входим и мы. Это не означает, что завтра не может появиться третий или четвертый игрок. Но вряд ли он появится из среды Интернет-провайдеров или небольших операторов связи. Скорее всего это будет один из крупных холдингов, сделавших ставку на телекоммуникации. Хорошие предпосылки для этого имеет “Связьинвест”.
Нельзя сказать, что провайдеры предыдущей волны исчезли. Они продолжают действовать, но все больше специализируются и заполняют ниши, пока неинтересные массовому провайдеру. Например, занимаются прикладными решениями, хостингом, предоставляют специализированные услуги Интернета корпоративным клиентам. Мы же нацелены на массовый рынок и отрабатываем решения, эффективные при массовом производстве.
PC Week: Насколько активны на нашем рынке иностранные Интернет-компании? Составляют ли они конкуренцию?
Н. Р.: Если говорить об Интернете в целом, то можно выделить три класса фирм - это массовые розничные провайдеры (America Online), портальные сервисы (Yahoo, Lycos) и провайдеры магистральных сетей (UUNet, Cable & Wireless).
Западные компании, специализирующиеся на том или ином виде услуг, постепенно приходят в Россию. Проще всего проникать на наш рынок компаниям-порталам. Но пока в основном идут общие разговоры. Реальную активность проявляет лишь Lycos.
Для магистральных провайдеров, таких, как Cable & Wireless, Telia, Sonera и др., выйти на российский рынок было нетрудно - для этого обычно прокладывается или покупается канал, создается точка присутствия в Москве, а затем предлагается услуга подключения и глобального пропуска трафика.
Розничные брэнды пока в Россию не идут, так как розница - это наиболее сложная, хотя и наиболее высокодоходная часть интернетовского бизнеса. И они вряд ли придут сами по себе - скорее всего они займутся поиском местного партнера - такова общемировая тенденция. Думаю, что они появятся у нас в той или иной форме, через один-два года.
Пока нельзя сказать, что международные компании оказывают значительное влияние на интернетовскую жизнь в Москве или в России. Они больше предоставляют услуги действующим операторам по пропуску международного трафика, пытаются сотрудничать с портальными компаниями.
PC Week: Существует такое мнение, что вступление России в ВТО помешает отечественным Интернет-компаниям.
Н. Р.: Вероятно, да. Это касается не только Интернета, а всей отрасли связи. Процедура тяжелая, так как она связана с дерегуляцией рынка в целом. И проблемы с Интернетом будут не самыми сложными из тех, что придется решать. В Америке решение о дерегуляции было принято в 1994-м, а проведена она была к 1996-1997 гг. Но в принципе это позитивное направление.
PC Week: Как, по вашему мнению, выглядит ваш сегмент рынка этого года по сравнению с прошлым?
Н. Р.: Последние три-четыре года он продолжает расти. Сегодня, по данным “Комкона”, в Москве насчитывается около 850 тыс. активных пользователей Интернета. Наша абонентская база удваивается ежегодно, и сегодня мы обслуживаем более 300 тыс. абонентов.
Вместе с тем приходят все более и более “легкие” клиенты. То есть Интернет охватывает все большую и большую аудиторию, но доходы в расчете на одного клиента уменьшаются.
PC Week: Как обстоят дела с широкополосным доступом? Внедрением ADSL, например?
Н. Р.: У нас более 3000 абонентов широкополосного доступа, подключенных при помощи различных технологий. Наиболее перспективной из них является конечно, ADSL - с ее помощью у нас подключено более 1700 линий.
Наша задача - использовать свое технологическое преимущество для того, чтобы довести эту услугу до массового клиента. Проблема здесь одна (она носит общемировой характер) - высокая стоимость. Скажем, в Москве этот проект обойдется более чем в 17 млн. долл. Естественно, чтобы на начальном этапе такая сеть хоть как-то окупала себя и проект не рухнул, стоимость услуг должна быть высокой.
Цена ADSL - сотни долларов в месяц, а массовый dial-up-доступ стоит единицы, максимум десятки долларов. Это привело к тому, что ADSL-рынок сегодня на 75% является корпоративным. Альтернатива высоким ценам - прямые инвестиции и работа в убыток.
Но мы знаем, как распространить ADSL на индивидуальных пользователей. Здесь на первом месте стоит наш проект “Домашний Интернет”, связанный с коллективными подключениями к Интернету и строительством домашних сетей. Если человек не может в одиночку оплатить канал ADSL, значит, нужно сделать так, чтобы появилась возможность совместного использования канала. У нас есть технология, которая нами отработана за последний год и которая принесла нам более 1500 индивидуальных абонентов.
Мы в основном работаем через партнеров на местах. Скажем, если в доме строится локальная сеть, то есть партнер, который ее строит, обслуживает, подключает клиентов. “МТУ-Интел” предлагает им различные виды поддержки - техническую (помощь в строительстве сетей, организации каналов, обустройстве маршрутизации и биллинге), юридическую (компании, работающие с клиентом, должны иметь соответствующие разрешения и лицензии). Нам удалось построить такую сеть, и мы планируем развивать ее и дальше.
PC Week: Какую потенциально аудиторию можно охватить сегодня подобной ADSL-услугой?
Н. Р.: Здесь надо смотреть с экономической точки зрения. Средний ежемесячный клиентский платеж в рамках программы “Домашний Интернет” составляет $25, напомню, что в dial-up это $10. Таков масштаб. Соответственно по Москве потенциально в этом проекте могут быть задействованы сотни тысяч человек.
PC Week: За какое время они могут подключиться?
Н. Р.: Надо понимать, что домашние сети - это паллиативное решение. C одной стороны, происходит удешевление тех же услуг ADSL, с другой - в домах возникают кабельные сети. Я думаю, что такие решения будут работать в течение ближайших пяти лет. Но сегодня совершенно неясно, во что они превратятся потом.
В связи с этим я бы отметил одно обстоятельство. Сегодня идет процесс строительства определенной инфраструктуры, представляющей альтернативу кабельным сетям и медной паре. И это видно на примере того, как домашние сети развиваются. Они часто объединяются в пулы, в микрорайонах делаются какие-то перемычки между ними, и возникает реальная сетевая структура. Она может быть где-то сделана неправильно, оказаться не столь надежной, как нужно, без защиты от грозы и т. п. Но подобные сети совершенствуются на глазах, возникают новые технические решения, такие, как, например, дешевая и гибкая PNA-технология.
PC Week: Проблема в том, что в наших СНиПах нет соответствующих регламентирующих разделов...
Н. Р.: Со СНиПами вообще масса проблем. Например, когда делается внутренняя проводка, то используется провод ТРП, так называемая “лапша”. Это полная бессмыслица с точки зрения сегодняшнего уровня развития коммуникационных технологий, все это понимают, но продолжают делать по инерции. И здесь есть несколько путей: можно задействовать существующую телефонную сеть, можно построить альтернативную. При этом новая сеть может остаться на балансе владельцев здания.
Конечно, желательно иметь одну универсальную сеть, но сегодня нет другого способа удовлетворить значительный спрос на относительно дешевый постоянный Интернет.
PC Week: Некоторых провайдеров очень беспокоит, что данная сфера бизнеса оказалась монополизированной. Что у них нет возможности делать то же самое. Как бы вы это прокомментировали?
Н.Р.: Здесь ситуация такая. Есть определенная инфраструктура, тем или иным образом доставшаяся МГТС. Исторически сложившаяся данность. В первую очередь это медные провода, которые сегодня идут более чем к 4 млн. абонентов. По международным правилам использование такой инфраструктуры подлежит государственному регулированию на уровне МАПа. И, возвращаясь к вашему вопросу о вхождении в ВТО, свободный доступ к “меди” для других операторов - один из главных вопросов, который должен быть при этом решен.
Что же касается всего остального, то дерегуляция уже началась. И та же МГТС вправе делать свои капвложения в строительство сетей и самостоятельно разрабатывать свою коммерческую политику. Это первое.
Второе. Монополизма в области ADSL сегодня фактически уже нет: та же “Комбеллга” очень активно предоставляет эти услуги, да и другие операторы, имеющие собственную “медь”, их предлагают.
Вместе с тем проблемы взаимодействия с МГТС в основном интересуют Интернет-провайдеров. Что касается конечных пользователей, то их интерес состоит в том, чтобы получить эту услугу качественно и по низкой цене. Дерегуляция - сложный процесс, и здесь нельзя рубить с плеча. К примеру, в существующих кабелях не все медные пары можно одновременно использовать для ADSL-связи или вместе с аппаратурой уплотнения. Ведь при этом создаются наводки и помехи. Бездумный подход может привести к тому, что когда у вас работает ADSL, у соседа даже телефон не будет работать. И, безусловно, МГТС должна регулировать техническую политику в этой области, и по-другому быть не может.
Поэтому важно, чтобы дерегуляция, во-первых, сопровождалась строительством сетей (иначе нечего будет дерегулировать), а во-вторых, чтобы МГТС выработала аккуратную техническую политику с техническими схемами и подходами, позволяющими сохранить работоспособность сети в целом.
PC Week: В американской прессе часто слышны жалобы на недостатки технологии ADSL - низкое качество связи, потери пакетов, сложность настройки и т. д. Как это соотносится с российской реальностью?
Н. Р.: Я думаю, это связано с использованием “коробочных” технологий. Человек покупает оборудование, ставит его на свою телефонную линию, еще не зная ее параметров. А линия может оказаться очень длинной или зашумленной. Мы же предварительно делаем измерения и точно знаем, как будет себя вести ADSL-модем на такой линии.
В принципе качество меди в Москве ничуть не хуже, чем в других крупных городах. Когда в рамках проекта “Точка ру” от клиента поступает заявка, мы измеряем качество линии, и если оно удовлетворительно, подключаем клиента. На это уходит до двух недель.
При низком же качестве линии мы производим замену магистрали - меняем медную пару, связывающую абонента и телефонную станцию. Эта операция требует значительного времени: иногда приходится производить и две, и три замены магистрали. В итоге лишь для отдельных абонентов не удается подобрать более-менее технически приемлемое решение, но это в основном те, у кого к линии подключены охранные системы, слишком сильно использован кабель МГТС или медь совсем плоха. Но таких буквально единицы. Да, около трети заявок приходится в той или иной форме обрабатывать, но практически всегда решения находятся.
PC Week: Хотелось бы поговорить и о второй технологии широкополосного доступа - кабельных сетях. В Америке она прижилась лучше, чем ADSL, в Европе - ситуация обратная. Что ждет нас?
Н. Р.: Дело в том, что в Америке кабельные сети более современны, чем у нас. В России они строились в 70-х годах и без обратных каналов, с совершенно другими частотными диапазонами, кабелями и т. д.
Поэтому внедрение кабельных сетей сегодня требует больших затрат - фактически нужно заново строить всю инфраструктуру. К микрорайону надо подвести оптику, довести до каждой квартиры кабель. Причем вы не можете пройти мимо - если вы “входите” в подъезд, то должны подключить весь стояк, а от стояка уже отводить по квартирам. Словом, сначала приходится целиком оборудовать микрорайон и только потом смотреть, сколько в нем платежеспособных абонентов, и пытаться убедить их приобрести услуги. Данный фактор сдерживает развитие таких сетей. И беда здесь не в самой технологии, а в бизнес-процессе. Если бы, например, мы сегодня построили новый город и стали разворачивать телефонную сеть, то затраты были бы сходные. Но прокладка-то меди в Москве началась больше сотни лет назад; кабельную же сеть использовать не получается, а приходится строить заново.
(Окончание следует)