ИНТЕРВЬЮ

Компания Unigraphics Solutions (UGS), мировой лидер в области разработки ПО для поддержания жизненного цикла машиностроительных изделий, более 10 лет присутствует на российском рынке САПР и неуклонно увеличивает количество продаж своего ПО. Ее деятельность направлена на помощь производителям во внедрении технологий автоматизированного проектирования, сокращении затрат времени на проектирование и производство, организации взаимодействия с партнерами и сопровождения изделия в ходе эксплуатации. Об особенностях работы UGS в России главному редактору PC Week/RE Эдуарду Пройдакову и редактору раздела САПР Всеволоду Разевигу рассказал генеральный директор “UGS Россия” Генрих Мелус.

Генрих Мелус

Эдуард Пройдаков: Дайте, пожалуйста, для начала общую характеристику компании.

Генрих Мелус: В настоящее время UGS выпускает четыре основных программных продукта: CAD/CAM/CAE-систему высокого уровня Unigraphics (UG, недавно вышла ее 18-я версия), систему среднего уровня Solid Edge, систему управления проектами iMAN и ядро твердотельного моделирования Parasolid - оно используется примерно в 230 САПР, включая российский программный продукт T-FLEX CAD 3D. При этом мы меняем направление развития CAD/CAM/CAE-систем, переходя от геометрического проектирования к разработке изделий с использованием накопленных инженерных знаний, когда конструкторские бюро и промышленные предприятия больше руководствуются корпоративными и промышленными ноу-хау. Предыдущие версии UG создали основу для перехода на новые направления развития. Ключевую роль играют такие технологии, как Predictive Engineering (прогнозируемое проектирование), Knowledge Based Engineering (язык инженерных знаний) и применение помощников процессов. В UG 18 эти технологии перенесены на конкретные процессы, выполняемые при изготовлении изделия. Система установлена более чем на 17 тыс. рабочих мест - главным образом в автомобильной и авиационно-космической промышленности, а также в производстве бытовой техники. В 2000 г. 43% из них приходится на долю США (рост объемов продаж за год на 27%), 38% - на долю Европы (рост на 25%), остальные 19% - Азии (рост на 26%).

Э. П.: Каковы данные по применению Unigraphics в России?

Г. М.: Если 10 лет назад, когда мы только начинали здесь, у нас было всего четыре заказчика, то теперь их 123, общее количество установленных рабочих мест увеличилось с 42 до 1020, количество сотрудников московского представительства UGS увеличилось с четырех до пятнадцати, а количество наших партнеров - с двух до одиннадцати.

Всеволод Разевиг: Возможно ли совместное применение UG не только с Solid Edge, но и с САПР среднего уровня других фирм?

Г. М.: Это возможно, хотя выгоднее переходить на одну платформу. Известен пример “Дженерал моторс”, имевшей в конце 80-х годов более 20 разных САПР и вдобавок ряд собственных разработок. Компания не была в состоянии все это ПО обслуживать, поэтому сократила количество САПР сначала до двух, а потом и до одной. Работа с одной САПР облегчает обмен информацией и упрощает стандартизацию.

В. Р.: То есть в принципе можно иметь одну рабочую станцию с UG и десять ПК с отечественными САПР, например с “Компасом”, и они будут совместимы по форматам данных?

Г. М.: По форматам - нет. Для обмена данными придется использовать специальные трансляторы.

В. Р.: Но обслуживать их сложно?

Г. М.: Если речь идет о двух десятках рабочих мест, то можно; если о сотне - это уже упирается в проблемы управления.

Э. П.: Какова география сотрудничества UGS в России?

Г. М.: От Санкт-Петербурга до Комсомольска-на-Амуре. Кроме того, мы передаем свое ПО в близлежащие к предприятию технические университеты для подготовки специалистов. Например, недавно к нам обратился МАТИ (UG будет у них через месяц), UG передан, в частности, в Нижний Новгород и в Северодвинск, в расположенный там филиал университета. Однако в Санкт-Петербурге у нас не совсем получается, хотя там сделано много инсталляций (“Электросила”, “Газоаппарат”, “Красный Октябрь”, “ЛМЗ”, “Энергомашкорпорация”). В будущем году обязательно что-то сделаем, а пока UG установлен в Санкт-Петербурге только в Политехническом университете. Причем в поставке UG всегда были заинтересованы только кафедры САПР, хотя он более необходим для подготовки конструкторов и технологов.

В. Р.: Выпускает ли UGS специальные университетские версии?

Г. М.: Таких версий, в которых введено ограничение на функциональные возможности, нет. В университеты поставляются современные полнофункциональные версии. С их помощью можно спроектировать все, что делается в промышленности.

Э. П.: Какие программные продукты конкурируют с UG?

Г. М.: Раньше на рынке их было четыре, скоро один из них объединится с UGS, так что остаются Pro/Engineer и CATIA.

Э. П.: То есть это САПР высокого уровня?

Г. М.: Да. Но в принципе нельзя сравнивать яблоко и грушу. Я могу проектировать самолеты просто на кульмане или с помощью любой САПР. Проблема касается только удобства, быстроты, качества и затрат. Поэтому такая простая система, как AutoCAD, столько времени использовалась в сложной промышленности. Однажды на авиационном моторном заводе нас попросили сделать сечение лопатки: наш инженер выполнил одну команду UG - и все готово. С помощью же AutoCAD на это ушло две недели - вот в чем разница. Такое сечение можно построить и на кульмане, без всякой САПР. Но САПР высокого уровня позволяет свести к минимуму человеческие ошибки при правильной организации работы. Если же имеется набор разрозненных систем, нет сети, ассоциативность не обеспечивается, то из-за ошибок отдельных исполнителей в цех передается старый, немодифицированный чертеж. САПР высокого уровня при правильной организации позволяет получать результаты быстрее и качественнее, когда речь идет о сложных изделиях. Для простеньких же изделий САПР высокого уровня не нужна.

В. Р.: Русский термин САПР адекватен понятию CAD/CAM/CAE-системы?

Г. М.: Я думаю, он более четкий.

В. Р.: Но он охватывает CAD, САМ, САЕ?

Г. М.: Да. Но САПР - это не система поддержания документооборота, которая является частью управления жизненным циклом изделия.

В. Р.: А CALS-технологию продукция UGS поддерживает?

Г. М.: Да, для этого нужно иметь модули UG, iMAN и ряд других. Причем UG - открытая система, поддерживающая два языка программирования. Первый - script - предназначен для технологов и конструкторов. Программисты могут еще использовать Си++. Для UG существует огромное количество библиотек и приложений.

В. Р.: То есть формат данных открыт?

Г. М.: Полностью. И множество фирм пользуется этим при выполнении специальных расчетов.

В. Р.: Например, расчетов надежности, прочности?

Г. М.: Конечно.

Э. П.: Хотелось бы поговорить о вашей маркетинговой стратегии - как вы предполагаете развиваться, какие есть перспективы?

Г. М.: UGS поставляет UG и iMAN в Россию путем прямых продаж и через партнеров, например через ЛАНИТ, который подписал контракт с НПО “Сатурн”. Что касается Solid Edge, то практически 100% мы продаем через партнеров и имеем здесь только инженеров для их поддержки. Систему iMAN в таком количестве, как САПР, мы не продавали, - она продана в Комсомольск-на-Амуре, Казань, Иркутск, в ОКБ им. Сухого, и везде мы успешно внедрили ее, а заказчики получили большую выгоду от ее применения. В будущем получит развитие э-коммерция. В цепочке заказчик - продавец производитель ПО выступает в качестве субподрядчика. Это называется В2В, business-to-business. На Западе такой принцип уже внедряется, но с трудом, и России тоже нужно готовиться к этому.

Э. П.: Мне очень понравилась идея, что через Интернет можно получать готовые компоненты. В AutoCAD множество готовых компонентов, пересылаемых по Интернету. А вы не предполагаете сделать что-то подобное?

Г. М.: В UG вряд ли+ так как у нее очень большая база данных и библиотека бесплатных программ, для доступа к которым необходимо иметь лицензию.

Э. П.: Сейчас корпоративные системы очень активно внедряются под Linux. Вы поддерживаете эту ОС?

Г. М.: Когда Linux будет востребована на рынке, мы конечно же выпустим UG под Linux. Но сейчас основная масса ПО разрабатывается для Windows NT и для серверов под Unix.

Э. П.: По поводу перспектив. Как вы видите 2001 год в сравнении с предыдущими?

Г. М.: Я могу так сказать: в первые полтора года, когда мы пришли в Россию, продаж не было. Потом мы довольно успешно развивались до 1997 г. В 1998-м был обвал до 25% от 1997-го. И мораторий на три месяца. Затем около шести месяцев мы занимались тендером для корпорации “Энергомаш”. В этом году, если ничего не случится, мы достигнем 110-115% от 1997 г. В 2000 г. чувствовалось, что начинаются инвестиции в промышленность. Поэтому я думаю, что следующий год обеспечит нам рост в 25-30%, т. е. больше, чем на Западе.

Э. П.: Как Вы относитесь к кризису в американской экономике?

Г. М.: Думаю, они десять лет жили в эйфории, поэтому кризисом я это не считаю, они вернулись в нормальную жизнь.

Э. П.: А в Азии, где идут основные внедрения, - в Японии, Китае?

Г. М.: В Японии - в автопромышленности, в бытовой технике, тонкой механике. Континентальный Китай очень быстро растет, много вкладывают в такие технологии Индия, Малайзия, Индонезия. Наша компания в прошлом году заключила контракт с Министерством образования Китая на поставку пяти тысяч Solid Edge для школ с техническим уклоном. Я думаю, в следующие годы большой рост производства ожидается в Восточной Европе, в том числе и в России.

Э. П.: Вы очень долго уже прожили в нашей стране. Как судьба привела вас сюда?

Г. М.: Анонс в газете: “Ищем инженера-электронщика, который хочет путешествовать и знает английский”. Было восемь человек на одно место - но я 14 лет проработал во французской компании на российском рынке... 30 лет тому назад.

Э. П.: А сколько человек сейчас работает в UGS? Сколько занимается разработкой?

Г. М.: В UGS сейчас 3500 человек, одна треть из которых занимается разработкой программных продуктов. Разработка ведется глобально - от Калифорнии до Англии, Германии, Израиля, Индии и Японии. Потом отдельные модули собираются в Калифорнии.

Э. П.: А в России центр разработки не собираетесь создавать?

Г. М.: У нас до 1998 г. шли такие переговоры, но тогда были низкие скорости линий обмена данных, сейчас положение изменилось.

Э. П.: Благодарим Вас за интересную беседу.

Дополнительную информацию можно получить на сайте компании UGS: www.ugs.ru.