Рынок цифровых фотокамер и сопутствующих сервисов продолжает быстро расти
Хотя застой в западной экономике непосредственно отразился на ИТ-компаниях, индустрия цифрового фото не останавливает своего роста. Наверное, в иных экономических условиях его темпы могли бы быть существенно выше, но и нынешние показатели вполне удовлетворительны для игроков рынка - производителей камер и их компонентов, поставщиков онлайновых Интернет-услуг и представителей смежных секторов, например передачи изображений по беспроводным сетям.
О том, что отрасль цифрового фото чувствует себя неплохо, свидетельствуют регулярные аналитические отчеты известных маркетинговых агентств. Остановимся на некоторых доступных нам цифрах из них. Надо, правда, отметить, что прогнозные оценки различных агентств довольно сильно разнятся. Цена прогноза, особенно долгосрочного, в условиях экономической нестабильности вряд ли может быть высокой. И все же определенный интерес эти данные несомненно представляют.
Рынок камер в цифрах
Начнем с собственно цифровых камер. По оценкам Nikkei Market Access, их мировые поставки в этом году вырастут на 38% и составят 18,73 млн. шт. В будущем году ожидается рост в 27%, а объем рынка - в 23,75 млн. шт. Несомненно, индустрия цифрового фото растет быстро, активно отвоевывая клиента у поставщиков традиционных пленочных аппаратов. Так, InfoTrends Research Group предсказывает мировой объем продаж младших моделей цифровых камер (основных конкурентов “мыльниц”) на нынешний год в 17,7 млн. шт. - 21% всего рынка фотокамер. А в 2006 г. цифровые камеры этой категории захватят 63% мирового рынка фотоаппаратов и доход от их продаж достигнет 9,9 млрд. долл.
Canon EOS-1D
В региональном срезе основной рынок - Северная Америка. Как считают аналитики все той же InfoTrends Research Group, по объему закупок цифровых камер американцы лидируют. В 2001 г. на долю региона придется 47% мировых продаж. Родина большинства технологических разработок - Япония - пока держится на втором месте и имеет 25% рынка. Однако в ближайшей перспективе европейский рынок превзойдет его; Япония же достигнет состояния насыщения раньше Америки и Европы.
Если говорить о главных поставщиках, то InfoTrends Research Group в пятерку лидеров включает Sony, Olympus, Fuji, Kodak и Canon. Трем первым - Sony, Olympus и Fuji - в последние два года принадлежит 60% мирового рынка. Несколько иной расклад сил, отражающий положение на американском рынке, приводит IDC. По оценкам этой корпорации, по состоянию на второй квартал нынешнего года лидером в США оставалась Sony с 20% рынка, у Olympus было 16%, а Kodak и Hewlett-Packard поделили третью позицию - по 11% (несомненен успех НР в острой конкуренции с японскими производителями). Аналитики IDC подсчитали, что во втором квартале продажи цифровых камер в США выросли на 14% (по сравнению с тем же периодом прошлого года), составив 1,8 млн. шт. В целом за год объем американского рынка оценивается в 8,6 млн. устройств.
Kodak DCS 720x
Недавно ассоциация японских производителей фотоаппаратов (JCIA) опубликовала свои данные о продажах цифровых камер за первое полугодие 2001 г. Экспорт из Страны восходящего солнца по сравнению с тем же периодом 2000 г. увеличился на 34%, достигнув показателя 3,9 млн. устройств общей стоимостью 1,14 млрд. долл. Продажи на внутреннем рынке Японии увеличились на 86%. За полгода было продано около 2,1 млн. устройств приблизительно на сумму 624 млн. долл. При этом средняя стоимость предназначенной для экспорта камеры снизилась на $40, а японцам цифровые камеры теперь обходятся на $60 дешевле.
И все же экономический спад дает себя знать. Agfa вообще ушла с рынка цифровых фотокамер, другие компании ищут ресурсы снижения себестоимости и роста прибыли, без чего не обойтись, в частности, при разработке более совершенных камер. Так, Minolta заявила о намерении в течение двух лет перенести производство своих цифровых фотоаппаратов из Японии и Малайзии в китайский Шанхай.
Результаты опроса Kodak, датируемого июлем 2001 г., показали, что 78% японских респондентов только что приобрели первую в своей жизни цифровую камеру, 6% пошли на обновление модели, а 16% - купили еще одну. Но по пристрастиям островитян лучше оценивать наш завтрашний (или послезавтрашний) день. Они в плане цифрового фото далеко “впереди планеты всей” - на выставке World PC Expo 2001 было объявлено, что соотношение продаж пленочных и цифровых камер в Японии составляет 2:3, тогда как во всем мире оно равно 7:3.
Как на этом фоне выглядит российский рынок? Он быстро растет, и его уже можно разглядеть, но только при большом увеличении: по оценкам Nikon, в нашей стране в 2000 г. было продано 15 (плюс-минус две) тыс. камер.
Компоненты и комплектующие - статистика рынка
Карта флэш-памяти - совершенно необходимый и весьма недешевый компонент цифровой камеры. С ростом разрешения сенсорных устройств пользователям требуются карты все большего и большего размера. В то же время в комплекты поставок камер редко входят карточки емкостью выше 16 Мб, на которые в лучшем случае помещается лишь один (!) снимок максимального уровня качества. Очевидно, такая маркетинговая политика отлично стимулирует развитие самостоятельного рынка флэш-памяти. По данным Cahners In-Stat Group, в 2000 г. было продано более 36 млн. флэш-карт памяти всех типов на сумму более 1,6 млрд. долл. Благодаря быстрому удешевлению чипов стоимость мегабайта памяти ежегодно снижается примерно на 30%. Ожидается, что в 2005 г. объем этого рынка составит 2,6 млрд. долл. Надо отметить, что его динамика зависит и от спроса на карманные компьютеры, MP3-плейеры, цифровые диктофоны, сотовые смартфоны и прочие портативные устройства, где применяется сменная флэш-память.
Olympus E-20N
Интересные данные о соотношении сил в борьбе стандартов приводит NPD Intelect. Весной 2000 г. американский рынок флэш-памяти делили между собой технологии CompactFlash (51%), SmartMedia (41%) и Memory Stick (7%); ровно через год расклад стал таким: CompactFlash - 40%, SmartMedia - 32%, Memory Stick - 25%. Налицо быстрый рост популярности карт Sony, которая к тому же недавно заключила лицензионные соглашения с Fujitsu и Lexar Media.
Изыскивать дополнительные ресурсы снижения стоимости твердотельных карт флэш-памяти производителей заставляет и рост популярности альтернативной технологии IBM Microdrive (формат CompactFlash Type II). О поддержке в некоторых своих аппаратах этого популярного микровинчестера объемом до 1 Гб, обеспечивающего самую низкую стоимость мегабайта памяти, вынуждена была заявить даже Olympus, еще осенью прошлого года упиравшая на ненадежность хранения изображений на крохотном жестком диске.
Другой неотъемлемый компонент цифровой камеры - светочувствительный сенсор, преобразующий фотоны в электроны. Рынок этих электронных устройств также быстро растет, движимый распространением цифровых фото-, видео- и веб-камер, факсов и сканеров. Согласно данным Cahners In-Stat Group, в 2000 г. в мире было продано чуть менее 100 млн. сенсоров изображений на сумму порядка 1,2 млрд. долл. Главные производители - Sony, Sharp и Matsushita - вместе заработали 902,2 млн. долл. Ожидается, что в ближайшие пять лет быстрее всего будет расти сегмент сенсоров невысокого разрешения, используемых в камерах для сотовых телефонов, КПК и автомобилей. Все большую роль будут играть CMOS-сенсоры, более дешевые, энергосберегающие и интегрированные, чем CCD. В 2000 г. рыночная доля CMOS-сенсоров не превысила 15%. Главными игроками этого рынка являются Agilent, OmniVision, Photobit, STMicroelectronics. Недавно к ним присоединилась и Sony.
Pentax Optio 430
Надо отметить, что технологии создания CMOS-сенсоров уже давно прочат блестящее будущее в области цифрового фото, однако пока выйти за рамки довольно невысоких по сегодняшним меркам 1-1,5-мегапиксельных разрешений ей не удалось. Главная причина кроется в высокой “зашумленности” захватываемых изображений. Но искушение довести все-таки эту технологию до ума очень велико. Если это удастся, “выращивание” сенсоров можно будет поставить на поток. Тогда вместо сложной, растягивающейся на недели многошаговой процедуры создания CCD-матрицы под названием N-MOS можно будет задействовать традиционные линии по выпуску микросхем памяти и процессоров, добиться существенно более высокого уровня интеграции компонентов и снижения энергопотребления и, главное, почти на порядок сократить себестоимость изделия. Чтобы скорее приблизиться к заветной цели, Texas Instruments даже предложила комбинированную технологию CMD, которая обеспечивает, по заявлению фирмы, столь же высокую светочувствительность и такой же низкий уровень шума, как CCD, но при этом использует CMOS-технологию изготовления и такие ее преимущества, как интеграция компонентов на чипе и поддержка стандартного 5-вольтового питания.
Завершая обзор статистики рынка, остановимся на сопутствующих цифровой фотографии сервисах. Главные из них - услуги по онлайновому хранению, передаче, обработке и печати цифровых фотографий. С финансовой точки зрения основной доход принесет фотопечать. По оценкам Imerge Consulting Group, объем только североамериканского рынка массовой печати цифровых фото в 2006 г. составит 15-20 млрд. долл. В частности, поставщики цифровых киосков самообслуживания смогут выручить в этом году от продаж своих устройств, их сервисного обслуживания и апгрейда 800 млн. долл. Всего же в мире инсталлированная база таких киосков стоимостью 5-10 тыс. долл. через пять лет достигнет 265 тыс. шт. Неплохо будет чувствовать себя и индустрия онлайнового фотосервиса. По оценкам Lyra Research, в Европе эта отрасль в 2004 г. выйдет на уровень 3,4 млрд. долл.
Интернет становится не только средой предоставления услуг, но и важным каналом продаж цифровых фотоаппаратов. Согласно исследованию той же Lyra Research, одна треть американцев - владельцев цифровых камер в возрасте 51 года и старше - приобрели их через Сеть. Наиболее популярным каналом распространения цифровых камер в США является Интернет (25%), опережающий магазины бытовой электроники (22%) и другие точки массовой торговли (20%). Аналогичные результаты получены и в исследовании PMA: на долю Интернета приходится 23% продаж, магазинов аудио- и видеотехники - 20,4%. Средний возраст покупателя цифровой камеры - 45 лет.
Новые технологии и продукты на PhotoPlus Expo 2001
Несмотря на становление ряда американских и европейских онлайновых ресурсов, почти исчерпывающе информирующих общественность о громадном количестве появляющихся новинок и свежих бизнес-событиях, выставки остаются точкой притяжения как вендоров, так и потребителей. Последняя такая экспозиция под названием PhotoPlus Expo 2001 (www.photoplusexpo.com), посвященная фототехнологиям, прошла 1-3 ноября в нью-йоркском Jacob Javits Convention Center. Хотя после трагических событий 11 сентября Нью-Йорк вряд ли можно назвать популярным местом, свои новинки, главным образом цифровые, на выставке представило порядка 200 экспонентов, среди которых такие ведущие поставщики камер, как Olympus, Nikon, Kodak, Canon и Fuji.
Casio QV-4000
Модель Olympus E-20N, построенная на базе 4-мегапиксельной E-10, выделяется даже в ряду пока немногочисленных 5-мегапиксельных потребительских камер (в настоящее время аппараты такого класса выпустили или анонсировали только Minolta, Nikon, Olympus и Sony). Ее уникальная особенность - двухмодовый CCD-сенсор, позволяющий в режиме чересстрочной развертки (Interlaced) захватывать максимально точно детализированные изображения, а в режиме прогрессивной развертки (Progressive) снимать быстро меняющиеся сцены с выдержкой до 1/18 000 с. Другая новинка японской компании - 4,1-мегапиксельная камера D-40 Zoom c 2,8-кратным оптическим зумом. На сегодня это одна из самых компактных камер в своей категории. К тому же она оснащена фирменной системой шумоподавления и технологией AutoConnect, упрощающей USB-подключение к ПК.
К разряду ультракомпактных относится и 4-мегапиксельная новинка Pentax Optio 430, располагающая объективом с 3-кратным оптическим трансфокатором. Аппарат внешне практически идентичен своему 3-мегапиксельному предшественнику Optio 330.
Если 5-мегапиксельная камера Olympus уже поставляется, во всяком случае в США, то появление на полках магазинов модели аналогичного разрешения Nikon Coolpix 5000 ожидается не сегодня завтра. Это компактное устройство, использующее функциональную начинку модели Coolpix 995, оснащено новым объективом Zoom-Nikkor с 3-кратным оптическим зумом, поворачивающимся на 270 градусов ЖК-дисплеем, усовершенствованным алгоритмом первичной обработки изображений, поддержкой нового режима Clear Image и оригинальной системой шумоподавления.
На выставке была показана новинка Canon - профессиональная 4,48-мегапиксельная камера EOS-1D с большим светочувствительным сенсорным элементом (28,7x19,1 мм) и обширным набором функций пленочной “зеркалки” EOS-1V, на конструктивной базе которой он построен и с оптикой для которой совместим. Камера очень удобна для быстрой серийной съемки - она поддерживает захват до 21 JPEG-изображений подряд со скоростью 8 кадров в секунду. Интересно отметить, что обострение конкуренции в сегменте профессиональных камер заставило Pentax снять с производства свой новый 6-мегапиксельный зеркальный аппарат.
Четырехмегапиксельный рубеж освоила и фирма Casio, представившая свою новую модель QV-4000. Аппарат оснащен оптикой Canon с 3-кратным зумом и максимальной светосилой F2,0-2,5. Фирменная программная технология Best Shot помогает непрофессиональному пользователю камеры визуально выбрать оптимальный режим съемки из множества предлагаемых примеров.
Nikon Coolpix 5000
Новая цифровая камера Kodak DCS 720x содержит ряд серьезных усовершенствований, дающих ей преимущество перед предшественницей - моделью DCS 620x. Так, реакция затвора по скорости приближена к возможностям традиционных пленочных камер, аппарат позволяет снимать до 25 фотографий подряд со скоростью 4,3 кадра в секунду. Эта 2-мегапиксельная модель, основанная на зеркальном аппарате Nikon F5, предназначена, в частности, для фотожурналистов, снимающих быстро меняющиеся сцены, в том числе в условиях слабой освещенности.
Еще одна новинка Kodak - флагман ее профессиональной цифровой линейки DCS 760 - также построена на базе Nikon F5. Этот 6-мегапиксельный аппарат способен захватывать до 24 кадров подряд со скоростью 1,5 кадра в секунду.
Выставка показала, что определенной популярностью у студийных фотографов пользуются так называемые цифровые задники, позволяющие превратить среднеформатные пленочные камеры в устройства захвата цифровых изображений. Стоят такие задники свыше 20 тыс. долл., а увидеть их можно было на стендах Fuji и Kodak. Японская фирма пока продвигает 6-мегапиксельную модель Lura, оснащенную CCD-матрицей размером 36x24 мм и обеспечивающую 14-разрядное аналого-цифровое преобразование по каждому цветовому каналу. В 2002 г. компания намерена выпустить 11-мегапиксельную модель Lura II.
Kodak продемонстрировала 16-мегапиксельный задник Professional DCS Pro Back Plus, поддерживающий широкий спектр среднеформатных камер с электронным затвором. Поскольку устройство располагает двумя слотами CompactFlash Type II, его необязательно подключать к ПК для переправки туда отснятого материала. Фотограф может просто сохранить около 100 снимков на двух гигабайтовых микровинчестерах Microdrive.
А вот компания Silicon Film, разрабатывавшая цифровой задник для потребительских 35-миллиметровых пленочных “зеркалок”, объявила о прекращении бизнеса из-за невозможности начать поставки коммерческого продукта, удовлетворяющего американским и европейским требованиям по излучению. Так что надежды превратить старые пленочные аппараты в цифровые придется отложить на неопределенное время.