Консорциум “Группа компаний Сибкон” (www.sibcon.ru) в настоящее время объединяет крупнейшие компьютерные фирмы Сибири. Во время фестиваля “Интернить” в Новосибирске об этом феноменальном для российского рынка объединении мне рассказал генеральный директор “Сибкона” Дмитрий Чернов.
Дмитрий Чернов
PC Week: “Сибкону” уже три года, а широкой публике известно о нем мало. С чем это связано?
Дмитрий Чернов: Основной целью при создании холдинга являлось развитие инфраструктуры рынка высоких технологий в регионе, обеспечение заказчика полным комплектом услуг на всей территории Сибири и Дальнего Востока. Почему мы только сейчас стали активно о себе рассказывать? До того мы почти три года занимались тем, что акционеры называют “сибконостроение”. Нужно было построить консорциум, состоящий из довольно разнородных компаний, близких по тематике, но все-таки работающих в разных регионах, с разными подходами к бизнесу и т. д. Разница во времени у компаний, расположенных на востоке и на западе, - восемь часов. То есть построить единый консорциум, который двигался бы к единой цели, решал единую задачу, было достаточно сложно. Мы его сначала создавали, потом строили. Тогда, в 1998-м, на излете кризиса, “Сибкон” организовался в Новосибирске. На первом этапе в него вошли три компании: томский “Стек”, новосибирский “Кардинал” и якутский “Эльф”. Имена известные и тогда, и сейчас. Основным двигателем этого объединения был “Стек”. В то время и сам рынок немножечко изменился и стало понятно, что одиночные компании в регионах обречены на стагнацию.
PC Week: Почему?
Д. Ч.: Дело в том, что сама структура регионального бизнеса немного другая. Московская компания может позволить себе узкую специализацию. Она приходит к клиенту и говорит: “Я продвигаю оборудование компании N и никакого другого оборудования поставлять не буду”. А региональная фирма работает под заказчика: что он хочет получить, то ему и поставят. А такая широчайшая специализация, когда требуется обслуживать десятки линеек техники и фактически полный спектр решений, - непосильное бремя. Нужно множество сетевых инженеров по пяти линейкам, инженеров по четырем-пяти линейкам компьютеров и т. д. Получается, что инфраструктурно компании начинают поглощать сами себя. Для того чтобы предлагать все возможные решения, региональной компании нужно стать огромной. В общем-то они к тому времени уже были очень большими, по размерам сравнимыми с московскими: в “Стеке” насчитывалось около 200 сотрудников, в “Кардинале” - за сотню. А объединение в консорциум позволило им несколько специализироваться. Теперь локальная компания консорциума в рамках своей специализации получила возможность предлагать определенные решения во всем регионе. Задача специализации компаний была решена и решается постоянно, потому что она вечная. Меняются и линейки, и предпочтения локальных компаний.
Вторая постоянная задача вытекает из экспансии московских компаний на региональных рынках. Компании, сидящей только в регионе и не выходящей за его рамки, очень трудно конкурировать с московскими интеграторами. Это проблема, так как практически весь заказчик перешел в Москву. Все крупные перерабатывающие и добывающие компании фактически стали московскими. Вся нефть добывается в Москве. Нефти за Уралом нет. Кроме угля, все добывается в Москве. Страна одного города.
Почему компании в “Сибконе” объединялись именно так? Можно было приехать, например, в Саратов или Калининград и там тоже поискать локальные фирмы. Некую логику в такое объединение привнесло деление по федеральным округам. Мы можем предложить федеральному заказчику полный спектр услуг в рамках его федерального округа.
PC Week: Какие федеральные округа покрываются “Сибконом”?
Д. Ч.: Шестой и большая часть седьмого. У нас есть представительства во всех крупных городах седьмого округа, кроме Владивостока. Это тоже некий плюс и для бизнеса, и для работы с заказчиком, потому что ему не надо думать о том, где находятся филиалы, как будет обслужена техника, которая поставляется в Кемерово, Красноярск, Новокузнецк, Томск.
PC Week: Как происходило присоединение других фирм?
Д. Ч.: Делалось практически все сразу. Когда мы объединялись, искали партнеров и смотрели, с кем в каком городе стоило бы работать, у нас не было представления об оборотах этих компаний, но оказалось, что с 1998 г. разброс между ними составляет не больше 3-5%. На самом деле это были очень близкие и по структуре бизнеса, и по штатам, и по задачам компании, и поэтому они нашли общий язык. Есть компании, которые никто никогда в “Сибкон” не приглашал, так как известно, что они по-другому видят этот бизнес.
PC Week: Сколько компаний сейчас в составе “Сибкона”?
Д. Ч.: Вопрос сложный. К первым трем присоединились “Синтез-Н” (Красноярск), “Корпоративные системы” (Барнаул), группа компаний F1 (Новосибирск) и технический холдинг “Электросистемы” (Санкт-Петербург). Кроме этого у каждой из компаний есть своя филиальная сеть в других городах - представительства “Сибкона” имеется в Магадане, Хабаровске, Новокузнецке, Иркутске, Кемерове и других городах.
PC Week: Как вы видите рынок и развитие “Сибкона”?
Д. Ч.: В первую очередь мы стараемся добавлять специализацию. Например, весной в “Сибкон” вошел технический холдинг “Электросистемы” - петербургская компания, занимающаяся тяжелым электрооборудованием. Этот бизнес мы просто внесли в “Сибкон”, провели роуд-шоу по городам, провезли 40 тонн техники - дизель-генераторные станции и т. д.; показали ее продукцию заказчикам, обучили людей из локальных компаний. При этом, с нашей точки зрения, у нас получилась стандартно-правильная ситуация: есть базовая специализированная компания, обеспечивающая глубокое развитие направления. Это очень сильная, известная компания - лидер своего направления на российском рынке. В каждой локальной компании теперь есть специалисты, которые данные решения могут претворить в жизнь. Раз в полгода мы отправляем их в Питер повышать квалификацию, они знакомятся с новыми решениями. С другой стороны, все локальные компании предлагают холдингу: а давайте мы попробуем вот это делать. У нас есть рынок сбыта, есть куда продвигать решения, продукты и т. п. Мы смотрим, оцениваем и инвестируем в это направление все вместе. Стараемся развивать “сибконостроение” как введение новых бизнесов, т. е. пытаемся найти на рынке то, чего мы еще не делали, или те стандарты, которые только будут развиваться в Сибири. Известно, что у нас решения идут с запада на восток. Это связано не с тем, что регионы у нас такие отсталые, а с тем, что и профиль денег у нас тоже с запада на восток плавно убывает. Мы видим, как меняется российский рынок, и можем успеть поймать это изменение в регионе.
PC Week: Такое впечатление, что между крайними точками разница в два года.
Д. Ч.: Так и есть. Но когда мы все вместе обсуждаем какие-то проблемы, мы успеваем больше понять, даже инвестировать больше денег. Потому что каждая отдельная локальная компания не может провести такое роуд-шоу, проехать 30 тыс. км на трех-четырех КамАЗах с каким-то безумным количеством дизель-генераторов, тяжелой техники. Одной компании такое просто не потянуть. Огромные деньги. А шести компаниям - да, дорого, но уже реально.
Кроме всего прочего, мы работаем и в Москве. Мы участвовали совместно с КРОКом в программе “Дети России” по сибирскому региону, но в Сибири тендер по ней проиграли, зато выиграли в Поволжье. Там у нас образовалась масса очень интересных партнеров. Так что можно поработать с Поволжьем и стать не всесибирской, а всероссийской компанией.
PC Week: Производство - только завод “Контур” или есть что-то еще?
Д. Ч.: Сейчас идет речь также и о производстве в Новосибирске. Здесь у F1 есть некие производственные площади. Самая большая проблема производства в России состоит в рентабельности. Как посчитать бизнес-план при неизвестных начальных и конечных условиях? У нас любое законодательство может быть изменено, и динамика того, что нас ждет, очень приблизительна.
PC Week: Оборот группы достаточно большой; как вы прогнозируете бизнес?
Д. Ч.: Как управляющая компания, мы, конечно, стараемся спрогнозировать бизнес. Например, завод выпускал компьютеры под собственной торговой маркой “Сибкон”. Весной мы посмотрели динамику производства, подсчитали, какие финансовые ресурсы понадобятся, чтобы компьютер “Сибкон” стал брэндом, и нам показалось естественным отказаться от этой идеи. Это не простое решение. R-Style - наш партнер и в то же время наш конкурент, но оценив, что мы приобретаем и теряем, мы пошли на этот шаг. Кроме того, мы работаем над продуктовой линейкой, готовим какие-то материалы, встречаемся с техническими специалистами компаний и “выбираем красную нить”. Раз в квартал собираем у локальных компаний данные по структуре продаж и анализируем их. Сейчас открываем региональный склад HP в Новосибирске.
PC Week: Какие-то еще сервисы со стороны управляющей компании вы для них планируете?
Д. Ч.: Да, например обучение специалистов. Компания достаточно компактно расположена, во всяком случае по российским меркам: 250-300 км - не расстояние. Отдавать людей на обучение в Москву очень дорого. А по два человека из каждой компании - получается уже нормальная группа для любого обучения. Гораздо дешевле заплатить инструктору, который приедет в Новосибирск или Томск, где расположены наши учебные центры. И людям дешевле приехать в соседний сибирский город. Чему именно учить - это наша задача. “Красная нить” как раз в том и состоит, чтобы определить, кого и чему учить и сколько денег на это уйдет. Мы стараемся оптимизировать финансовую потерю от обучения, как ни печально это звучит.
PC Week: Как построен маркетинг в управляющей компании?
Д. Ч.: В каждой локальной компании есть собственный маркетинг. Он делится на две части. Первая касается мелких и средних заказчиков, тех, которых мы условно относим не к сибконовским заказчикам, а к заказчикам локальной компании. Работу с ними мы не координируем. Локальные компании прекрасно позиционируют себя в своих регионах, отлично понимают собственный бизнес, и диктовать им какие-либо условия мы не хотим. Мы координируемся в отношении тех клиентов, которых считаем общими, то же самое в отношении поставок и корпоративных клиентов.
PC Week: Есть данные, что в этом году рост компьютерного рынка составляет около 30%. Насколько это соответствует вашим впечатлениям?
Д. Ч.: У нас ситуация выглядит лучше. Обороты фактически удвоились. Мы за полгода сделали чуть больше, чем за весь прошлый год. Но, возможно, это связано именно с тем, что мы заработали как “Сибкон”. У нас появился достаточно большой пул совместных задач. Притирка компаний, понимание совместных интересов шло довольно долго. Если же говорить о локальных компаниях, то, по ощущениям, и здесь ситуация чуть лучше, чем в прошлом году: наверное, 20-30% роста в мелком бизнесе и розничных продажах. Основной рост дали крупные заказы и крупные тендеры.
PC Week: Следующий год как вам видится?
Д. Ч.: Во-первых, следующий год мы закладывали уже в этом году. От развития нового направления, допустим электросистем, мы ожидаем денег не раньше следующего года. А пока мы даже не окупили затраты, потому что это большое, тяжелое направление, другой темп принятия решений, здесь многое по-другому. В следующем году мы в этом бизнесе планируем выйти на прибыльность. Сейчас открывается дистрибуция. Там мы получим оборот, но едва ли что-нибудь заработаем. Дистрибуцию в Новосибирске мы начинаем не только для своих локальных компаний, но и просто из принципа.
PC Week: Дистрибьюторский рынок сильно поделен.
Д. Ч.: Он действительно сильно поделен, но в Москве. Кроме того, еще имеется большое количество перепродавцов между компанией и регионом. Компании на перевозку в среднем тратят от 3 до 5% от стоимости заказа. В Новосибирске, к примеру, фирм, которые торгуют техникой, 300 штук. Из них большая часть имеют штат в три-четыре человека. Им было бы проще все покупать в Новосибирске.
PC Week: “Сибкону” нужны внешние инвестиции или хватает своих средств?
Д. Ч.: У меня такое ощущение, что не нужны, потому что нам почти хватает. Когда не хватает чуть-чуть, это нормальная ситуация. Деньги стоят денег. “Длинные” деньги, по моему мнению, компанию разрушают, она начинает работать на инвестора. Внутренние ресурсы полезнее, чем внешние. Инвестор нам нужен, только если говорить о производстве. Но там другие деньги, десятки миллионов, они будут возвращаться годами. Буржуи на это не клюнут.
PC Week: Может быть, государству имеет смысл создать инвестиционные фонды с “длинными” деньгами именно для производства?
Д. Ч.: Как в нашем государстве будут выделяться такие деньги, все догадываются. Уж лучше мы сами. Сейчас стоимость производства в России растет. Наши себестоимости начинают подходить к той границе, когда снова будет выгодно покупать импортное оборудование.
PC Week: Напрасно не отпускают рубль?
Д. Ч.: Конечно, рубль должен идти как минимум со скоростью инфляции.
PC Week: Какой процент, как вы считаете?
Д. Ч.: Думаю, если бы доллар сейчас стоил 35 руб., нам всем было бы не хуже. Мы были в Ирландии и видели, почем они покупают комплектующие на Тайване. В России невозможно что-либо произвести за такие деньги.
PC Week: Мы не рассмотрели интеграцию “Сибкона” в мировое распределение труда, выход на зарубежный рынок. Есть такие попытки?
Д. Ч.: Только софтовые. Были проекты с вендорами, мы пытались производить часть комплектующих и, может быть, даже оборудования в России. Но пока они так и остаются проектами. Они не открыты, но и не закрыты.
PC Week: Интернет-проектами вы занимаетесь?
Д. Ч.: У нас почти все компании являются провайдерами. Мы ведем один из старейших проектов регионального Интернета. Вот здесь нам инвестор нужен. Сеть в Сибири выглядит как-то невнятно. Каналы есть, а объединяются они не очень правильно. Иногда, чтобы попасть из Томска в Новосибирск, надо “сходить” в Москву или в Бостон. Большой проект сейчас делается в Якутске - строится такая же оптоволоконная сеть, как в Томске.
PC Week: При участии управляющей компании?
Д. Ч.: Да. Совместность состоит в том, что “Стек” уже попробовал, вышел на определенную технологию, уже что-то получил, знает, как это происходит. Так что новый проект катится по проторенной дорожке. Фактически это тиражирование решения, достаточно экзотичного, потому что оптоволоконная сеть в России не в каждом городе есть. А в регионах специфика таких решений просто фантастическая. Подключение дома к такой сети стоит около 3000 руб. И тебе дают 10 Мбит/с. Попытки получить больше денег приводят к тому, что сеть перестает развиваться. Абонентная плата - 500-600 руб. в месяц. Дети по Интернету кино смотрят. В регионе все должно быть дешево, просто и максимально массово. Мы помогаем тиражировать именно такие решения.
PC Week: Спасибо за беседу.