Экспертно-аналитический центр “СК Пресс” объявил результаты исследования ряда сегментов российского рынка ИТ в III квартале 2001 г.
Компьютеры
Общий объем рынка компьютеров в III квартале 2001 г. оценивается в 630 тыс. шт. 93,8% этого количества приходится на настольные компьютеры, почти 4,3% на ноутбуки и около 1,9% на серверы.
По сравнению со II кварталом объем продаж ПК вырос более чем на 26%. При этом следует отметить, что у российских производителей динамика показателей была выше, чем у зарубежных компаний. На рынке серверов рост составил 25,2%, ноутбуков было продано на 23,7% больше, чем во втором квартале.
Лидером продаж ПК по итогам III квартала 2001 г. является компания “Формоза”. При этом на первую пятерку компаний (“Аквариус”, “Крафтвей”, “Формоза”, Hewlett-Packard, R-Style Computers) приходится 22,8% продаж настольных компьютеров.
В сегменте серверов лидирует Compaq. На первую пятерку производителей (“Аквариус”, “Инфорсер”, “Крафтвей”, Compaq, Hewlett-Packard) в сумме приходится 59% продаж в натуральном выражении.
В сегменте ноутбуков наилучший показатель у компании “Белый Ветер”. На долю первой пятерки (Asustek, Fujitsu Siemens, IBM, Toshiba, “Белый Ветер”) приходится 72,1% всех продаж.
Мониторы
Общий объем продаж на свободном рынке мониторов составил более 630 тыс. шт. на общую сумму около 162 млн. долл. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рынок увеличился на 27,3% (в натуральном выражении). В денежном выражении рост был еще более значительным - 42,5%, что связано с заметным сдвигом рынка в сторону ЭЛТ-устройств с большими диагоналями и LCD-мониторов.
Начиная с III квартала текущего года можно с уверенностью утверждать, что на российском рынке мониторов практически полностью отсутствует сегмент 14-дюймовых ЭЛТ-устройств. Доля 15-дюймовых мониторов, как нами и прогнозировалось, продолжала уменьшаться и составляет уже менее 50% рынка. Разрыв между ними и 17-дюймовыми ЭЛТ-мониторами сократился до минимума, и ожидается, что в будущем году начнется планомерное вытеснение 15-дюймовых ЭЛТ-мониторов с рынка, как это произошло ранее с 14-дюймовыми устройствами.
В III квартале продолжали дешеветь LCD-мониторы всех размеров, что положительно отразилось на их продажах. Темп роста продаж LCD-устройств опережал темп общего роста рынка. В результате доля LCD-мониторов превысила 4% рынка в натуральном выражении.
Еще более укрепила свое лидерство на российском рынке мониторов компания Samsung. Состав ведущей тройки пока не изменился, однако суммарная рыночная доля этих компаний (LG, Samsung, ViewSonic) сократилась до 55%.
ИБП
Общий объем рынка ИБП в III квартале 2001 г. оценивается в 186,8 тыс. шт. (учитывались продажи только источников бесперебойного питания, без учета сетевых фильтров, дополнительных батарей и аксессуаров). Суммарная мощность установленных устройств составила 120,5 МВ · А.
В натуральном выражении по сравнению с предыдущим кварталом рынок вырос “всего” на 11%, но в денежном выражении рост более заметен - 24%. Примечательно, что такое опережающее увеличение денежных показателей в первую очередь было обусловлено увеличением продаж линейно-интерактивных ИБП. Заметно выросли продажи и источников с двойным преобразованием, а самых дешевых ИБП резервного типа, наоборот, уменьшились. Эти тенденции становятся еще более ощутимыми, если сравнивать показатели III квартала текущего года с результатами аналогичного периода прошлого года. За год в натуральном выражении рынок ИБП вырос почти на 26%, а в денежном - более чем на 51%.
Лидером российского рынка ИБП в натуральном и стоимостном выражении остается компания APC, чья продукция не только в основном формирует рынок легких ИБП, но и ощутимо присутствует в сегменте тяжелых источников с двойным преобразованием, в котором традиционно наиболее сильными участниками являются компании Chloride, IMV, Invensys, Liebert, MGE, NeuHaus, Socomec-Sicon (расположены в алфавитном порядке).
Принтеры
Объем продаж принтеров в III квартале составил 355,1 тыс. шт., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 23,6% в натуральном и на 14% в денежном выражении. Меньший рост объема рынка в деньгах является следствием продолжающегося смещения покупательского спроса в сторону более массовых и дешевых моделей, а также общего снижения цен на принтеры. В количественном отношении большую часть рынка (свыше половины) составляли продажи струйных принтеров. В III квартале увеличилась доля лазерных устройств (прежде всего за счет моделей производительностью 8 и 14 стр./мин), в то время как относительные продажи матричных принтеров несколько сократились. В целом на рынке, как и в предшествующий период, лидируют компании HP, Epson и Canon, на долю которых приходится около 80% всех проданных устройств.
Сканеры
В III квартале 2001 г. по официальному каналу вендоров было продано около 62 тыс. сканеров. В структуре продаж сканеров по-прежнему преобладают устройства самого нижнего ценового класса (до $100), составляющие около двух третей рынка. Список лидеров рынка сканеров по сравнению с предыдущим кварталом практически не изменился. Более 70% проданных устройств пришлись на долю четырех компаний - Acer, Hewlett-Packard, Mustek и Umax.
Базовые части аналитических отчетов ЭАЦ “СК Пресс” за III квартал 2001 г. разосланы всем информационным партнерам Центра. Коммерческие версии отчетов доступны.
Экспертно-аналитический центр “СК Пресс”: (095) 974-2260; е-mail: expert_market@itresearch.ru.