ОБУЧЕНИЕ

ИТ-компании вкладывают деньги в повышение квалификации клиентов. И не только...

Компании действуют на рынке разными способами: одни делают упор на рекламу, другие предпочитают привлекать новых клиентов по рекомендации уже имеющихся, третьи участвуют в выставках, четвертые рассказывают о себе на презентациях, пятые+ впрочем, способов много, причем чаще всего используются их комбинации. Не последнюю роль здесь играют и бесплатные семинары для клиентов (иногда - для уже имеющихся, но чаще - для потенциальных).

Обратная связь с рынком

Недавно Центр компьютерного обучения (ЦКО) при МГТУ им. Н. Э. Баумана (при участии компании HRC/“Кадровый Клуб” и информационного ресурса HRM.ru) провел бесплатный семинар “Как повысить эффективность работы вашего персонала?”. В нем приняли участие директор по развитию консалтингово-тренинговой компании “Персонал Upgrade” Марина Белокурова, президент HRC/“Кадровый Клуб” Александр Литягин, директор ЦКО (www.specialist.ru) Дмитрий Гудзенко. На семинар были приглашены сотрудники кадровых структур государственных и коммерческих организаций. По словам устроителей, они стремились помочь слушателям в выборе средств и методов повышения квалификации персонала. “Мы хотели показать, как важно сегодня профильное обучение, - отметил Дмитрий Гудзенко, - какую роль оно играет в качестве одного из способов нематериальной мотивации персонала. Кстати, именно в ИТ-секторе оно имеет огромное значение и в то же время является весьма тонким, обоюдоострым инструментом в руках руководителей: нам приходится часто слышать от них высказывания типа: “Я обучу сотрудника на деньги фирмы, а он потом уйдет от меня”. На наш взгляд, такие опасения обоснованны лишь там, где кадровая работа поставлена слабо, и в этом случае на решение сотрудника остаться или уйти гораздо большее влияние оказывают совсем другие факторы”.

В руках у президента Клуба пользователей систем

“БЭСТ” Ирины Ашукиной - сертификат члена Клуба

Естественно, одной из задач семинара было рассказать о ЦКО, его возможностях, преподавателях, опыте работы - в том числе и в области кадровой политики: ведь сегодня в штате учебного центра свыше 200 сотрудников. Более половины из них - это инструкторы, которые по роду деятельности просто обязаны быть классными профессионалами в своей области. Ежегодно, а зачастую и несколько раз в год, они проходят переподготовку, причем не только в России, но и за рубежом. Стоимость подобных специалистов на рынке труда очень и очень высока. Поэтому перед руководством учебного центра стоит нелегкая задача: создать такие условия, чтобы эти сотрудники оставались не просто лояльными к организации, а чувствовали себя единым целым с ней.

Преподаватели ЦКО и сами часто проводят бесплатные семинары по тематике, связанной с курсами, которые они читают. С одной стороны, это помогает им лучше понять сегодняшние запросы рынка, а с другой - почувствовать, что может стать актуальным завтра.

Действительно, постоянная обратная связь, позволяющая уловить те или иные колебания спроса, конъюнктуры, необходима для правильного развития. Но не менее важной представляется и очередная попытка донести до заинтересованных лиц (в данном случае - представителей кадровых служб предприятий), что обучение - тот “товар”, за который не жаль заплатить деньги, даже и немалые (если речь идет о сертифицированных курсах) - за это воздастся сторицей. Ведь организация получает не только более квалифицированного, но и более лояльного сотрудника (благодарного за предоставленную возможность обучения).

ЦКО при МГТУ им Н. Э. Баумана: (095) 232-3216.

Воспитай себе клиента+

Такой подход особенно актуален для технологий, новых даже на рынке ИТ. Например, ряд компаний (“Парус”, “Эпик-Рус”, “Аксапта”, “Про-Инвест”) уже в прошлом году объявили о создании CRM-модулей, работающих отдельно или в составе соответствующих систем управления, однако рынок реагирует на это выжидательно - в очередь за ними клиенты пока не выстраиваются. С одной стороны, сказывается некоторое отставание отечественной экономики и отсутствие сильной конкуренции, с другой - недостаток информации о новых продуктах: заказчики не всегда понимают, что даст им новый продукт. Именно поэтому любая форма “просветительской” работы” в этой области не будет лишней. Таким задумывался и бесплатный семинар о CRM-решениях, объявленный компанией “1-й Архитектор Бизнеса” (“1АБ”). Слушатели узнали о трех платформах, на которых могут строиться CRM-решения, - “Про-Инвест” (с продуктами Sales Expert, Marketing Expert, Project Expert), “1АБ” (“АБ:Карго”, “АБ:Франчайзинг”, “АБ:Партнер”; два последних только готовятся к сертификации на совместимость с продуктами “1С”) и Microsoft.Net (Exchange Server, Outlook, Explorer, Commerce Server). На вопрос одного из участников семинара, какие конкретно CRM-решения сегодня предлагаются на рынке, докладчик ответил, что этот вопрос он уже осветил (надо было понимать, что их продвигают лишь три перечисленные компании+). А другой слушатель в течение всего семинара старательно пытался выяснить, зачем ему отслеживать платежи партнера в специальном модуле, если он это легко может посмотреть в бухгалтерской системе? На мой взгляд, докладчику так и не удалось его убедить в полезности CRM-решения и, по-моему (подчеркиваю - это мое личное мнение), вовсе не из-за бестолковости участника семинара.

Бесплатные семинары - прекрасная площадка для маркетинговых исследований, изучения и просвещения рынка, однако их следует тщательно готовить. Сегодня уже никого не удивишь красивыми слайдами с анимацией и правильными словами. Для того чтобы подобное мероприятие не превратилось в размеренное зачитывание текста, необходимо понимать, какая собралась аудитория, зачем, какой информации она ждет (скорее всего нелишними будут конкретные примеры, описания механизма, алгоритма работы нового решения). Иначе может получиться, что те, кто о нем уже что-то знал, не почерпнут ничего нового, а те, кто ничего не знал, - так и уйдут, не поняв, зачем им все это нужно+

+и позаботься о нем

Гораздо более удачный пример использования такой формы работы с клиентами, как бесплатные семинары, на днях продемонстрировала компания “Интеллект-Сервис”: совместно с Учебно-методологическим центром при Министерстве по налогам и сборам РФ (УМЦ при МНС РФ) был организован бесплатный однодневный семинар по весьма актуальной ныне для бухгалтерских и финансовых служб теме: “Изменения в законодательстве по налогообложению и бухгалтерскому учету в 2002 году”. А таковых - и весьма серьезных - грядет немало: и введение в действие двух новых глав Налогового кодекса РФ (24 и 25), и переход на новый План счетов, а с ним - и неизбежные преобразования учетной политики предприятий. Аудитория семинара состояла из московских и подмосковных пользователей ПО “Интеллект-Сервиса”. Зал на 250 мест был переполнен, настолько интересовали всех как грядущие изменения в учете (об этом рассказывали специалисты УМЦ при МНС РФ), так и их отражение в продуктах серии “БЭСТ” (о чем сообщили сотрудники “Интеллект-Сервиса”).

Одной из “горячих” новостей, обнародованных на семинаре, было открытие Клуба пользователей программ “БЭСТ”. Как отмечают организаторы, он призван оказывать профессиональную методическую поддержку при освоении программных решений компании “Интеллект-Сервис” и обеспечивать создание комфортных условий для грамотной работы с этими ПП на предприятиях различного профиля. Для членов Клуба предусмотрены не только всевозможные скидки и бонусы на ПО (например, при переходе на новые версии или докупке лицензий), они также смогут бесплатно посещать семинары, посвященные передовым технологиям управления предприятиями и актуальным вопросам учета и налогообложения, к участию в которых будут привлекаться авторитетные эксперты (например, ближайший семинар, запланированный на середину декабря, позволит членам Клуба сэкономить 1600 руб.). В планы компании входит и создание Интернет-форума для пользователей программных продуктов серии “БЭСТ” на собственном корпоративном Web-сайте, где планируется проводить оперативные консультации по настройке и использованию программных продуктов серии “БЭСТ”, обмен знаниями и опытом в области ведения бухгалтерского и налогового учета, автоматизации бизнес-процессов, внедрения ИС и т. д.

Безусловно, для того чтобы новая структура жила и развивалась, необходимы немалые усилия (организационные) и даже инвестиции (например, в поддержку Интернет-форума, в семинары для пользователей и пр.), но, на наш взгляд, игра стоит свеч - ведь забота приятна любому, пусть даже он понимает, что она частично оплачена средствами, которые пошли на послегарантийное обслуживание (здесь, по крайней мере, пользователь видит воочию, на что тратятся эти средства). А конкуренция - хотя многие компании и считают, что на нашем рынке места хватит всем, - отнюдь не фантом, она вполне ощутима уже сегодня, а завтра может существенно повлиять на расклад сил на ИТ-рынке.

“Интеллект-Сервис”: (095) 231-7003.

Версия для печати