Что-то изменился вектор поездок редакторов нашего еженедельника. Вот и меня уже второй раз за последний месяц самолет уносит все дальше и дальше на восток: на этот раз в Новосибирск, где с 20 по 22 ноября прошел фестиваль и конкурс российских бизнес-сайтов “Интернить”. Думаю, что по объему полученной мною за полтора дня информации этому событию нужно отдать пальму первенства нынешнего года. О фестивале мне рассказал генеральный директор компании “СибЛайн - компьютерные сети” Сергей Тачков.
PC Week: Сергей Аркадьевич, с чего все начиналось?
Сергей Тачков
Сергей Тачков: 21 ноября, как раз во время проведения четвертого российского фестиваля “Интернить’2001”, исполнилось ровно пять лет с того дня, когда несколько выпускников физико-технического факультета НЭТИ (и я в том числе) образовали компанию “СибЛайн”. Мы не приурочили специально проведение фестиваля “Интернить” к этой дате. Так совпало. Сейчас НЭТИ - технический университет. Когда-то заниматься физикой было очень престижно, факультет наш был сильный и постоянно конкурировал с физфаком НГУ: от науки и олимпиад до соревнований за покерным столом. Могу сказать, что в мое время за покером мы побеждали чаще.
В 1996 г. несколько человек, уже имеющих удачные бизнесы, решили, что Интернет - очень интересная затея, на которую не жалко отдать деньги, чтобы посмотреть, что из этого получится. Прошел год, и стало понятно, что бизнеса в тот момент там не видно, а то, что есть, можно назвать, пожалуй, стилем жизни. Большинство от участия в проекте отказалось.
PC Week: Чем же жила ваша фирма?
С. Т.: С самого начала мы вели крупнейший в городе проект - “Сибирскую ярмарку”. Поэтому мы исторически в здании этой ярмарки до сих пор и находимся (фестиваль проводился одновременно с выставками “Сибофис” и “Сибкомпьютер”, организованными “Сибирской ярмаркой”. - Э. П.). Кроме того, занимались веб-мастерингом. Было несколько крупных работ и “СибЛайн” даже умудрился получить награду на первой Intel Интернет-премии за сайт “Рабочее место доктора-гомеопата”. На тот момент проект можно было считать революционным, так как подобного во всей Сети по медицинской тематике не было. Этот сайт реально помогает людям и имеет клиентуру во всех уголках мира. Врач в онлайновом режиме проводит консультации. И нам, как разработчикам, повезло в том, что доктор оказался уникальный. Хотя довести работу до конца не удалось, потому что все переговоры об инвестициях закончились ничем.
Летом 1998 г. возникла идея фестиваля. Однако поскольку “СибЛайн” в тот момент держался не очень устойчиво, то некоторая часть команды говорила, что фестиваль под свой мажорный аккомпанемент компанию и похоронит. Мы начали подготовку “Интернити” в июне, а в августе стало вообще непонятно, что дальше с нами будет и куда идти, но останавливаться было поздно, и мы этот фестиваль ко всеобщему удивлению провели. Получили очень хорошие отзывы в прессе и положительный эффект от проведения фестиваля.
У нас были великолепные партнеры: Фонд Сороса, “Сибирская ярмарка”, “Ринет”, НГТС.
Я хорошо понял, зачем нужен фестиваль, когда приехал в Москву на свой первый РИФ. Там сибиряков было всего трое. У сибиряков не было средств доехать до РИФа. Это было досадно. “Интернить” стала той точкой, где региональный Интернет-бизнес в бурный период роста смог вплотную общаться с москвичами, получать какой-то опыт, экспертные оценки и даже какие-то деньги, потому как после первого же фестиваля пошли совместные работы. Причем особенно ярко это было видно на третьем фестивале, когда в Новосибирск было делегировано сразу несколько команд: V6, Actis, A.Partners. Это было удивительно и хорошо. И это подтверждало удачность и необходимость “Интернити”.
PC Week: Что сейчас происходит в вашем городе в области Интернет-проектов?
С. Т.: Я считаю, что в Новосибирске этот бизнес активно развивается. У нас, например, нет проектов, которые закрылись. Это связано с тем, что все они использовали и используют местные источники финансирования. Поскольку проекты живут на заработанные деньги, то для них ничего не изменилось в период резкой смены инвестиционного климата.
PC Week: Какие типы проектов у вас реализуются?
С. Т.: Собственно говоря, у нас представлено все: есть достаточно интересные проекты в области электронной коммерции (е-magazin.ru), проект “Город” - оплата коммунальных платежей через Интернет - живет и действует уже больше года. Хороший проект ЦФТ Faktura.ru - отраслевая торговая площадка.
Сильный проект - Финансовая информационная служба (fis.ru). Есть проекты электронных СМИ - “Вечерний Новосибирск” (vn.ru), “Континент Сибирь”. Мы насчитали четыре новосибирских портала, несущих информацию о городе. Такой конкуренции среди порталов нет больше нигде.
PC Week: На чем они зарабатывают деньги?
С. Т.: Модели существования различные: зарабатывают деньги и на рекламе, и на программинге. Последнее наиболее популярно. Большинство команд занимаются не только сопровождением проектов, но и имеют в штате программистов, выполняющих внешние заказы. Сам “СибЛайн” живет именно по такой модели, основной доход - программные разработки. Свою задачу мы видим в том, чтобы обычные бизнес-схемы улучшали качество за счет Интернет-технологий. Специализируемся на средних корпоративных Интернет-системах, это преимущественно организация бизнес-процессов организаций, обладающих развитой сетью региональных филиалов.
Мы придерживаемся одной линии и все время пытались дискутировать в рамках фестиваля о том, что Интернет - не отдельный бизнес, он должен быть интегрирован в обычный бизнес в качестве составляющей. Это просто еще один из инструментов обычного бизнеса.
PC Week: У вас большая команда?
С. Т.: Команда небольшая, девять человек. У нас есть собственный корпоративный проект, который уже довольно давно живет, - www.sibline.ru. Он посещаем, полторы-две тысячи хостов в сутки. Второй большой проект - “Интернить”. У фестиваля есть также связка с конкурсом бизнес-проектов в Интернете. Эта связка изначально была придумана как маркетинговая составляющая, помогающая продвигать сам фестиваль (хотя конкурс изначально неправилен по сути, ведь в нем всегда есть проигравшие).
PC Week: Но ведь дифференциация общества по цвету штанов (вспомните фильм “Кин-дза-дза”) всегда была крайне важна?
С. Т.: Люди за тем и идут, чтобы поиграть в эту игру. Правда, с каждым годом эмоции проигравших выражаются все ярче. В этом году, когда объявляли предварительные итоги конкурса, мы даже удивились - такое количество разноцветных реакций даже для нас необычно. Мы ощущаем повышение интереса к фестивалю. Да и цифры говорят об этом. “Яндекс” посчитал количество упоминаний об “Интернити” в Сети: в 1998 г. - 200, в 1999 - около 600, в 2000 г. - более 2000, а в этом году за день до открытия фестиваля их уже было порядка 7000. Это говорит о том, что интерес к фестивалю и конкурсу растет. Правда, нас несколько смутила пресс-конференция по поводу Национальной Интернет-премии, где было сказано, что Intel отказалась от НИТ в пользу конкурса бизнес-сайтов фестиваля “Интернить”.
PC Week: Но для вас это решение было весьма положительным?
С. Т.: Да, я считаю, что участие корпорации Intel означает фактическое признание фестиваля “Интернить” не только в виртуальном мире, но и в мире реальных денег, обслуживающих данный мир. Это говорит о том, что он нужен. И это предвещает хорошие перспективы, дает уверенность, что фестиваль будет развиваться и жить далее. Поддержка нам всегда необходима, хотя бюджеты наших акций, и фестиваля и конкурса в том числе, - просто мизерные по сравнению с московскими. Мы очень экономно расходуем деньги. Нам многие помогают, обычно это те фирмы, что на плаву, - ПРОМТ, “Яндекс”, V6. Неоценима помощь Фонда Сороса. Хотя мы понимаем, что идеальный вариант для конкурса, это когда ты имеешь титульных спонсоров и больше никого. Это уменьшает именно те разноцветные эмоции, о которых шла речь ранее. Пока для нас это недостижимо, и мы пошли по другому пути: нам помогает вся Россия, а дело жюри - определять, какой из проектов лучший.
PC Week: Как вы формируете жюри?
С. Т.: Жюри было авторитетно с самого начала, хотя в первый год мы испытывали некие затруднения с его формированием. В последние годы мы пытаемся формировать жюри в виде экспертного совета, чтобы обязательно закрывать какие-то ниши. Быть членом жюри - очень тяжелая работа, например, в этом году на конкурс подано 750 сайтов и просмотреть их просто физически сложно. Жюри проделывает гигантскую работу. И я очень благодарен всем тем, кто входит в его состав.
PC Week: Какова география представленных сайтов?
С. Т.: Москва - 40%, Новосибирск впервые в истории конкурса вышел на второе место - 11%, остальные 49% - вся Россия. В основном это бизнес-сайты, а также очень близкие к ним промо-сайты. Мы считаем, что если Интернет не пойдет в обычные бизнес-процессы, то это будет вещь сама в себе. Только интеграция с обычным бизнесом может дать деньги в цех. Собственно, конкурс и проводится, чтобы повысить приток цеховых денег. Это смотр не уже продвинутых проектов, а новых идей. Поэтому мы периодически меняем номинации, и по этому поводу возникают большие споры в жюри. Конкурс развивается поступательно.
PC Week: Как изменилась программа конференции, проводимой во время фестиваля?
С. Т.: Мы ее конференцией не называем - это, собственно, одно из основных мероприятий фестиваля, где участники могут обмениваться опытом. На первых фестивалях и в Москве, и у нас все говорили практически только о рекламе. В этом году программа докладов резко изменилась. Если на первом фестивале доклады были только московские, то сейчас большое количество сибирских, и это не проходные сообщения, а выступления компаний, создавших лучшие в России системы. Например, очень содержательно выступила авиакомпания “Сибирь”, сделавшая систему продажи через Интернет авиабилетов, которую я считаю единственной по-настоящему работающей. Их новый сайт “Билет+” оценило все жюри (многие члены жюри через него и покупали билеты). Количество продаж на сайте постоянно растет. Хороший доклад был у компании “Новософт”. И вообще, большинство выступлений были сделаны на высоком общероссийском уровне.
И если два года назад у новосибирцев был некий пиетет перед москвичами, то сейчас перед началом фестиваля проскочила фраза: “+раньше москвичи приезжали сюда нас учить, а теперь будем учиться вместе”. Это, наверное, основное достижение нашего фестиваля, который помогает развиваться регионам.
PC Week: Спасибо за беседу. Мы искренне желаем вам успеха!