Россия постепенно превращается в “Россию электронную”
ФОРУМЫ
C 4 по 6 декабря в Москве в здании Президиума Академии наук проходил форум “Технологии и решения для электронной России”. В рамках форума прошли конференции “Электронная Россия регионов”, “Информационные технологии на железнодорожном транспорте”, “Историческое знание и интеллектуальная культура”, два пленарных заседания, 12 круглых столов, работали три тематические секции. Среди его участников - представители администраций 50 регионов, руководители министерств и ведомств, ученые, сотрудники фирм - разработчиков ПО и системных интеграторов.
4 декабря на пленарном заседании, открывшем форум, выступил генеральный директор Российского агентства систем управления Владимир Симонов. Он рассказал, что РАСУ активно развивает и поддерживает такие направления, как нейрокомпьютеры, цифровое телевидение, производство и внедрение интеллектуальных смарт-карт. Планируется, что в I квартале 2002 г. будет окончательно утвержден проект создания Единой электронной платежной системы России на основе смарт-карт. В настоящее время разрабатывается Программа создания национальной технологической базы, что, по мнению г-на Симонова, является важной составляющей успеха федеральной программы “Электронная Россия”. Приоритетным Владимир Симонов назвал развитие отечественной радиоэлектронной промышленности.
На этом же заседании заместитель министра образования РФ Юрий Шленов сообщил, что к концу этого года Министерство расчитывает закончить оснащение компьютерами сельских школ, а в следующем планируется начать закупку и установку ПК в городских и поселковых школах страны. Для этого в регионах предусмотрен принцип софинансирования: 40% средств будет выделяться из федерального бюджета, 60% - из бюджетных и внебюджетных средств субъектов Федераций. Достаточно неожиданным оказалось заявление г-на Шленова о том, что сфера образования в нашей стране имеет “развитую телекоммуникационную инфраструктуру” и главной задачей Министерства теперь является объединение имеющихся ресурсов в единую информационную систему.
На круглом столе “Преодоление административных и правовых барьеров на пути к информационному обществу” начальник отдела правового управления Минэкономразвития Павел Волков информировал участников, что в настоящее время Консультативный совет по электронной торговле Министерства разрабатывает концепцию проекта федерального закона “Об электронных подписях”. По словам г-на Волкова, законопроект в основном посвящен регулированию всех аналогов собственной подписи за исключением электронной цифровой подписи. Достаточно неожиданное исключение+ Но буквально через несколько дней после форума пришло сообщение, что Государственная Дума наконец приняла в третьем чтении закон “Об электронной цифровой подписи”. Он устанавливает правовые последствия скрепления документов электронной цифровой подписью, приравнивая их к документам с традиционными подписями.
5 декабря на форуме был проведен круглый стол “Государственная политика по развитию в РФ индустрии программного обеспечения”. Фактически это было своеобразное продолжение круглого стола на осеннем форуме “Инфокоммуникации России - XXI век”. Рабочая группа, в которую вошли представители Минсвязи и РАН, в настоящее время занимается разработкой практических предложений по развитию индустрии ПО. В качестве основных направлений деятельности в этой области были названы: создание стандартов и средств обеспечения информационной безопасности, подготовка кадров, совершенствование законодательной базы. Выступление говорит о необходимости приоритетного использования отечественных разработок в госструктурах.
Собравшиеся обсудили вопросы подготовки кадров. Было предложено создать несколько центров по подготовке преподавателей для вузов, куда и направить выделенные на эти нужды средства из федерального бюджета. Идея подготовки универсальных программистов, способных работать в любой сфере производства ПО, показалась довольно спорной. Даже самый высокий уровень преподавания может только развить общие навыки и повысить инженерную культуру будущих специалистов, но постичь все области разработки ПО вряд ли возможно. Сомнение вызвали и планы государства через пять лет довести выпуск ИТ-специалистов до 500 тыс. в год. (Сейчас их готовится, по разным оценкам, от 8 до 15 тыс. человек. - Прим. гл. ред.)
На круглом столе “Государство он-лайн. Практические шаги и решения” представитель компании Andersen рассказал о том, как можно справиться с подобной задачей. Участники констатировали, что в России пока слишком ограничен доступ населения в Интернет, в силу чего востребованность взаимодействия с госструктурами с помощью Интернет-порталов чрезвычайно мала.
Однако на конференции “Электронная Россия регионов” представители регионов страны рассказали об успехах создания Интернет-ресурсов, посвященных деятельности местных администраций. Со стороны было впечатление, что находишься на партийном съезде времен 70-х: казалось, что докладчики соревновались в том, кто лучше отрапортует. Представитель одного из зауральских округов, рассказывая о замечательном сайте администрации края, заявил, что на его создание пошли смешные деньги и обслуживает этот ресурс совсем небольшая группа из трех человек (и в информационном плане, и как разработчики, и как администраторы сети, состоящей из нескольких сот компьютеров). А чуть позже в кулуарах можно было узнать, что на самом деле группа обслуживания насчитывает около 40 специалистов. Значит, не так уж дешево обходится создание и сопровождение автоматизированной информационной системы представителям государственной власти региона.
В другом зале прошел круглый стол “Электронное правительство и электронный документооборот”. Глава компании Documentum говорил о том, что России следует перенять мировой опыт и сконцентрировать силы и средства на создании единого государственного портала, где различные министерства и ведомства будут вести разделы, соответствующие их деятельности. В настоящее время у нас взят курс на разработку и создание информационного портала в каждом министерстве и ведомстве, что значительно дороже. Было отмечено также, что электронный документооборот гораздо более востребован сегодня внутри организаций и ведомств. Что же касается внешнего применения, то до сих пор документом везде считается бумага с подписью и печатью. Может, принятый только что закон об электронно-цифровой подписи как-то изменит ситуацию. Но это все же дело будущего: нужны законодательные акты, регламентирующие хождение и применение электронных документов, нужна разработка соответствующих стандартов для организации межведомственного обмена.
Конечно, здесь рассказано далеко не обо всех мероприятиях форума. Итак, с одной стороны, форум еще раз продемонстрировал наличие достаточного количества технологий и решений на отечественном рынке, необходимых для реализации программы “Электронная Россия”. Спрос на них тоже есть, но ограничен из-за отсутствия достаточного количества финансовых ресурсов, а также специалистов внутри государственных организаций. С другой стороны, очевидно, что на старом технологическом уровне страна существовать уже не может, взаимодействие граждан с государственными органами требует изменений. Но к переходу на более высокий технологический уровень те же граждане не готовы - очень малый процент населения имеет выход в Интернет. Однако, как ни странно, программа потихоньку реализуется - частично, приказами сверху. А отчеты о проделанной работе по старой памяти порой заменяются победными реляциями на подобных форумах. Потому впечатление - как от телевизионной программы “Большие деньги”: много умных людей знают, что и как надо делать, но им лишь приходится констатировать, что все в нашей стране делается как-то коряво и зачастую далеко не лучшим образом.