CALS-ТЕХНОЛОГИИ
Алексей Жирков,
Александр Колчин,
Михаил Овсянников,
Сергей Сумароков
Как известно, для наукоемких промышленных изделий затраты на создание и поддержку эксплуатационной технической документации могут составлять значительную часть в общих затратах на эксплуатацию самого изделия. Можно выделить несколько основных проблем, связанных с использованием традиционных бумажных руководств:
- поддержание в актуальном состоянии документации, необходимое для учета множества изменений, которые вносятся в нее в процессе эксплуатации изделия;
- полное и однозначное представление эксплуатационной информации;
- поддержание физической целостности документации.
Кроме того, начиная с 2005 г. вся экспортная продукция должна сопровождаться электронной документацией, выполненной по международным стандартам.
В соответствии со стратегией CALS (см. PC Week/RE, № 11/2001, с. 28) решение этих проблем заключается в переводе всех данных, необходимых для создания и поддержания технических руководств, в электронный формат и создании единого информационного пространства (ЕИП). Потребитель как участник жизненного цикла (ЖЦ) изделия также нуждается в доступе в ЕИП. Средством, обеспечивающим доступ, должно стать интерактивное электронное техническое руководство (ИЭТР), которое входит в систему интегрированной логистической поддержки (Integrated Logistic Support, ILS) изделия.
ИЭТР - это структурированный комплекс взаимосвязанных технических данных, призванный предоставить в интерактивном режиме справочную и описательную информацию об эксплуатационных и ремонтных процедурах, связанных с конкретным изделием. Самые сложные ИЭТР дают возможность прямого взаимодействия с модулями диагностики изделий, а также организации автоматизированного заказа запасных частей и материалов, как показано на рис. 1.
Рис. 1. Место ИЭТР в жизненном цикле изделия
Это руководство включает в себя базу данных (БД), в которой хранится вся информация об изделии, и электронную систему отображения (ЭСО), предназначенную для визуализации данных и обеспечения интерактивного взаимодействия с пользователем. Информация в нем может быть представлена в виде текста, графических изображений, 3D-моделей, анимационных, аудио- и видеороликов, наглядно показывающих отдельные операции по обслуживанию или ремонту изделия. Информационное наполнение ИЭТР осуществляется главным образом на стадиях разработки и производства изделия, а его применение соответствует стадиям эксплуатации и утилизации.
ИЭТР должны соответствовать стандартам на электронную техническую документацию. Например, европейской ассоциацией авиаконструкторов AECMA разработан стандарт AECMA S1000D, который предназначался для области технических публикаций в авиастроении, но сейчас де-факто стал базовым международным стандартом на подготовку любой технической документации, в том числе и электронной. Публикация в соответствии с AECMA S1000D базируется на информационных блоках, именуемых модулями данных (Data Modules, DM), которые сводятся в общую базу данных публикации (Common Source Data Base, CSDB). Технически такая CSDB может быть реализована разными способами. Согласно концепции CALS для этого CSDB логичнее всего использовать PDM-систему. В CSDB хранятся DM всех изделий (их версий, модификаций и т. п.). При подготовке технической документации на определенное изделие из общей базы выбираются необходимые DM и из них составляется готовое руководство в формате SGML (ISO 8879). Этот машинно-независимый формат позволяет (что, может быть, самое важное) описать структуру электронного документа при помощи DTD (Document Type Definition), обеспечивая эффективную работу со сложными структурированными электронными документами. В AECMA определены также требования к ЭСО, в том числе к интерфейсу пользователя, и механизм его взаимодействия с ЭСО. При таком подходе интерфейс всех руководств будет одинаковым, что значительно облегчит работу специалистов, эксплуатирующих изделия разных поставщиков.
При подготовке электронной документации для конкретных отраслей необходимо учитывать требования, предъявляемые к ее структуре и содержанию отдельных частей. Так, для авиационной промышленности действует спецификация AECMA S1000D, в автомобильной - J2008. Для России в качестве примера можно привести электронные технические руководства на авиационную технику, разработанные на основе ГОСТ 18675-79 (см. рис. 2).
Рис. 2. Фрагмент ИЭТР на самолет Су-30МК
Техническим комитетом по CALS-технологиям (ТК 431) Госстандарта РФ на базе российских и международных стандартов разработаны рекомендации “CALS-технологии. Интерактивные электронные технические руководства”.
На российском рынке представлено несколько программных продуктов для создания ИЭТР. Из специального ПО можно выделить Technical Guide Builder разработки отечественного НИЦ CALS-технологий “Прикладная логистика”, а также зарубежные программные средства: Adobe FrameMaker 6 + SGML фирмы Adobe, PIDOC Suite фирмы PI Associes SA, Change 6, 7 & 8 Authoring Pack for FrameMaker+SGML компании Mekon Ltd, AcquirED и LBSTrain фирмы Logistics Business Systems.
ИЭТР все активнее используются в отечественной промышленности, например, в авиационном производственном объединении (Комсомольск-на-Амуре) и у его поставщиков, в Конструкторском бюро приборостроения (Тула) и др. Развитие этого направления позволит поднять уровень обслуживания наукоемких промышленных изделий. 4
С авторами статьи можно связаться по телефону: (095) 978-4715.