ИНВЕСТИЦИИ
Можно ли выжить в России, создавая бесплатные программы?
В последнее время все Чаще приходят сообщения о финансовых проблемах или даже о ликвидации западных фирм, создающих ПО с открытым исходным кодом (так называемое свободное ПО - СПО) , - инвесторы не горят желанием продолжать их субсидирование, а спрос на предлагаемые ими услуги по внедрению и поддержке “свободных” программных продуктов оказался существенно ниже ожидаемого. Проблема поиска денег стоит и перед российскими разработчиками СПО. Получить представление о том, как живется сегодня этим отечественным компаниям, можно было на совещании “Свободное программное обеспечение: бизнес-модели и корпоративные инициативы”, организованном фондом “Новая экономика” при Высшей школе экономики при поддержке ряда коммерческих организаций.
Несколько докладов на этой конференции были действительно интересными, и на них стоит остановиться подробно. Алексей Смирнов из компании ALT Linux Team посвятил свое выступление тем изменениям, которые происходят в жизни разработчиков, пользователей, поставщиков оборудования и т. д., когда они делают ставку на СПО.
Например, компания-разработчик, использующая модель СПО, уже не может зарабатывать продажей лицензий, но зато расширяются ее возможности для продажи “работы” - услуг заказной разработки и поддержки. С другой стороны, благодаря открытости исходного кода базовых программных продуктов и библиотек разработчики заказных приложений могут эффективнее их использовать. Более того, благодаря общедоступности кода затраты на разработку распределяются между многими группами. А в итоге можно добиться десятикратного снижения себестоимости разработки и резко сократить цену, запрашиваемую с клиента, а стало быть, и повысить свою конкурентоспособность.
Клиент получает и другие преимущества. Так, благодаря наличию исходного кода он может продолжать сопровождение решения, даже если компания-разработчик прекратит свое существование. При этом возможен аудит кода продукта сторонними специалистами, что повышает его качество, а так как мир открытого ПО ориентирован на стандарты (это естественное следствие необходимости поддерживать согласованность всех разработок), то и клиент также получает решение, основанное на стандартах.
По словам г-на Смирнова, ALT Linux Team сделала СПО стратегическим направлением своего бизнеса. Она пытается принимать самое активное участие в международных разработках и проектах, для чего создала в Интернете репозиторий своих пакетов. Г-н Смирнов полагает, что такая модель хороша для фирм, которые “не стоят на месте”, т. е. обладают передовыми, постоянно совершенствуемыми технологиями. В качестве примера международного проекта, в котором участвует ALT Linux Team, он привел офисный пакет OpenOffice, который с января 2002 г. будет полностью поддерживать русский язык и орфографию, а также собственный дистрибутив Linux, созданный этой фирмой.
Вадим Вещезеров и Сергей Макаренков из компании “Новые технологии в электронике” рассказали о проекте “Руникс Онлайн” по переносу Linux на платформу Sony PlayStation. Как известно, Sony Playstation 2 - это довольно мощный компьютер, построенный на базе 64-разрядного процессора MIPS, и он вполне подходит для работы Linux. Единственное “но” состоит в том, что фирма Sony неохотно расширяет круг своих разработчиков и не согласилась выдать “Руникс Онлайн” лицензию на ведение разработки для SPS2, соответственно отказав и в предоставлении документации по платформе. Поэтому специалистам “Руникс Онлайн” для портирования Linux пришлось провести полный реинжиниринг SPS2, учтя при этом все возможные юридические казусы.
Теперь компания предлагает всем пользователям SPS2 возможность модернизации этой игровой приставки до полноценного компьютера. В таком виде она может использоваться как базовый компьютер для школ - ведь SPS2 специально создавалась так, чтобы дети не смогли ее поломать. Оценивая предварительную реакцию на сообщение о данной разработке, “Руникс Онлайн” надеется, что этой возможностью воспользуются до 5% из 100 млн. текущих пользователей приставки. Кроме того, фирма ожидает существенный спрос на созданные в рамках этого проекта средства для кросс-компиляции программ с платформы Intel на SPS2.
Еще один доклад сделал Хэнс Рэйзер из компании Namesys, базирующейся в России и создающей для Linux журналируемую файловую систему ReiserFS. Фирма создана в 1993 г. и получает доход исключительно в рамках модели СПО. По словам г-на Рэйзера, первоначально планировалось использовать сервисную бизнес-модель: распространять ReiserFS бесплатно и продавать услуги по ее поддержке. Однако вскоре выяснилось, что фирмы охотнее тратят средства на соглашения о поддержке с компаниями, продающими ПО за деньги, нежели с теми, кто распространяет программы бесплатно. Поэтому Namesys начала продавать производителям файл-серверов лицензии на ReiserFS и ее заказную оптимизацию. Это составляет основной источник ее доходов.
Одной из главных проблем, связанных с СПО, г-н Рэйзер считает воровство открытых кодов компаниями, производящими коммерческие программные продукты. После раскрутки своего продукта они, как правило, заменяют украденные куски, но проблема все равно существует.
Итак, какие выводы можно сделать по итогам конференции? Деньги в мире свободного ПО есть, но это деньги очень и очень нелегкие. Индустрией это направление пока никак не назовешь. В основном отрасль держится на спонсорской поддержке “врагов Microsoft” и энтузиастах, ряды которых, надо сказать, регулярно пополняются.
Как широкомасштабное явление данное начинание сможет выжить, если его будет поддерживать сторона, имеющая от этого долгосрочную выгоду. Такой стороной может быть только государство. Очевидно, что использовать бесплатное ПО и давать госзаказы российским разработчикам для страны в целом гораздо выгоднее, чем приобретать для государственных нужд программы, созданные за рубежом (хотя для отдельных чиновников, вероятно, выгодно обратное). Одновременно происходит и замещение импорта (а значит, экономятся наши природные ресурсы, вывозимые за рубеж) и создаются условия для развития профессионалов внутри страны. К сожалению, правительство нашего не очень богатого государства эту выгоду для страны пока не осознало.