КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Научно-технический прогресс приносит обществу все более совершенные, многообещающие технологии, и порой кажется, что с их помощью можно легко решить любые назревшие проблемы в сфере телекоммуникаций. Однако все чаще между замыслами разработчиков и реальными возможностями созданных ими продуктов и сетевых решений возникают серьезные расхождения.

Здесь следует отметить несколько аспектов: незавершенность внедряемых технологий, задержки с реальными сроками поставок оборудования, невысокую прибыльность проектов, борьбу протоколов, незаинтересованность пользователей в новых услугах. В итоге список невостребованных практикой идей и неактуальных служб становится все более обширным.

Еще год или два назад казалось, что разработчики и производители телекоммуникационного оборудования нашли очень эффективные формы давления на потенциальных потребителей, научились мастерски “впаривать” заведомо ненужные им продукты и решения и хорошо преуспели на этом поприще.

Однако отлаженный конвейер PR-поддержки высокотехнологичных компаний и раздувания их активов вдруг стал давать сбои, начался кризис отрасли, который больно ударил по всем участникам рынка, в том числе и по создателям реальной продукции, передовым операторским компаниям, по корпоративным и частным пользователям.

Заметен и обратный процесс - некоторые новоиспеченные службы, порой начитывающие десятки тысяч клиентов, утрачивают поддержку основных провайдеров. Например, американская корпорация Sprint сообщила, что ее служба MMDS (Multipoint Multichannel Distribution Service) уже не будет принимать новых пользователей. По словам руководителей компании, Sprint воздержится от расширения круга клиентов, пока технология MMDS не станет более совершенной.

Другой крупный оператор компания AT&T Wireless Services месяц назад закрыла свое подразделение беспроводного доступа, известное под названием Project Angel. В ближайшее время AT&T намерена полностью отказаться от предоставления стационарных беспроводных услуг в связи с тем, что оно не приносит должной финансовой отдачи.

Нечто подобное наблюдается и в России: здесь диапазон 27,5-29,5 ГГц отводился для распределения ТВ-программ с помощью аппаратуры LMDS (Local Multipoint Distribution System). Однако спрос на эти услуги оказался минимальным, о чем свидетельствует единственная лицензия, выданная на предоставление подобного сервиса и наличие разрешения на установку лишь одной базовой станции LMDS (см. PC Week/RE, № 32/ 2001, с. 17). Поэтому ГКРЧ счел возможным предоставить эту полосу для работы других служб.

Несмотря на самые оптимистичные прогнозы, делавшиеся на стадии разработки технологии Bluetooth, появление на рынке этих устройств не вызвало у пользователей серьезного интереса. Оказалось, что применение устройств на основе протокола IEEE 802.11b для офисных нужд вполне всех устраивает, и теперь аналитики в один голос уверяют, что Bluetooth-платы для переносных ПК найдут применение лишь тогда, когда их стоимость опустится ниже $5, а это произойдет еще не скоро.

Судьба протокола 802.11b выглядит особенно счастливой на фоне неудач с продвижением спецификации 802.11g на более быстродействующее решение. Этот протокол, 802.11g, кажется, полностью завяз в согласованиях, и многие аналитики связывают дальнейшее распространение беспроводных локальных (а в условиях России - и территориально-распределенных) сетей со стандартом 802.11a (см. PC Week/RE, № 35/2001, с. 21).

Всем памятны бодрые прогнозы относительно технологий WAP (Wireless Application Protocol) и GPRS (General Packet Radio Services). К сожалению, в России они пока также не оправдались. Под вопросом и целесообразность ускоренного внедрения 3G-систем, хотя прогресс в сотовой связи никто не ставит под сомнение. Просто потребитель уже не хочет безропотно оплачивать инновационные игры телекоммуникационных вендоров и не понятные ему услуги операторов. Он готов рассчитываться лишь за то, что ему действительно нужно.

Вместе с тем хотелось бы обратить внимание на две области радиотехнологий, где нет практически никакой рекламы, шумихи, ажиотажа, но где дела идут весьма успешно. Это - внедрение цифровых радиорелейных линий (ЦРРЛ) и спутниковых терминалов с малой апертурой антенны VSAT. Только за прошлый год в России построено 3,9 тыс. км ЦРРЛ и более 200 наземных станций спутниковой связи. Ряд корпоративных структур стал обладателем значительных VSAT-систем, например, сеть “Газкома” насчитывает 120 VSAT-постов, “Сирена-3” - 80, “Связьтранснефть” - 35 и т. д.

Мне представляется, что в ближайшей перспективе успешный телекоммуникационный бизнес в стране может быть создан на основе взвешенной политики, устоявшихся, апробированных технологий, а отнюдь не на базе “свежих” решений, вокруг которых развязана неуемная рекламная свистопляска.

Кроме того, не следует забывать, что Россия - страна, относящаяся по Регламенту радиосвязи и другим международным документам к региону 1 (Европа). Европейские страны отличает серьезный подход к развитию телекоммуникаций, и они опираются на рекомендации таких организаций, как Международный союз электросвязи ITU и Европейский институт стандартов связи ETSI.

Именно поэтому здесь столь успешно реализованы технологии EuroISDN, GSM, DECT, TETRA и т. д. Российские попытки обойтись без продуманной технической политики, без стратегии, намерения “прописать” на одной территории и европейские, и американские, и некоторые другие весьма экзотические стандарты до сих пор ни к чему, кроме потери времени и растраты ресурсов, не привели.

Так что, по-видимому, в течение ближайшего времени наш телекоммуникационный бизнес будет находиться в состоянии перехода от авантюризма и наивности первых лет реформ к освоению цивилизованного стиля работы, внедрению европейских технологий, возрождению собственной промышленности средств связи и предоставлению востребованных услуг для населения, корпоративных и ведомственных пользователей.

Мы также выражаем надежду, что Минсвязи РФ в полной мере осознает и реализует свою роль в формировании стратегии отрасли.