30 декабря потерпел аварию один из двух беспилотных самолетов Global Hawk, используемых Пентагоном в Афганистане. По утверждению военных, самолет не был сбит и будет восстановлен. Global Hawk предназначен для сбора и передачи на землю высококачественных цифровых изображений больших участков местности в масштабе времени, близком к реальному.
***
BAE SYSTEMS создает для МО Англии версию системы DART, способной противодействовать инфракрасным системам наведения современных ракет с помощью высокоэнергетического лазера. Ракеты с подобными системами представляют сегодня наибольшую угрозу самолетам, перемещающимся над территорией противника.
***
Корпорация Harris разработала модуль RF-5800V-NM, обеспечивающий беспроводную защищенную IP-связь тактических военных систем с автономными датчиками и интеллектуальным оборудованием. Шифрование трафика выполняется с помощью чипа Harris Citadel. Основные функциональные возможности модуля реализованы на уровне встроенного ПО, что в перспективе позволит использовать его в самых разных целях - например, для организации самоформирующихся сетей или динамического роутинга.
***
19 декабря Пентагон провел испытание бортовой мультипроцессорной системы контроля и управления A2C2S, упрощающей обмен разведывательными данными, планами и миссиями между вертолетами Black Hawk и наземной техникой. A2C2S использует возможности тактического Интернета - военной защищенной версии Сети. С помощью A2C2S батальон, ранее развертывавший мобильный центр управления в течение трех часов, теперь выполняет эти действия за 8,5 мин. (время свертывания составит 12 мин.).
***
МО США выбрало решения компании webMethods как базовую платформу для интеграции системы э-почты министерства (EMail) с другими продуктами. EMail сегодня используется для переписки военных с коммерческими фирмами-подрядчиками Пентагона. WebMethods должна расширить возможности EMail и предоставить доступ к ней 30 тысячам компаний, что позволит значительно снизить объемы бумажной работы.
WebMethods также состыкует EMail с торговыми площадками Ariba Commerce Services Network, Exostar и Aeroxchange.
***
США создают корпоративный портал, нацеленный на объединение всех американских посольств в Сети. Он выступит в роли виртуальной площадки, предназначенной для общения дипломатов.
***
Группа американских и канадских университетов (Колорадский, Стэндфордский и Берклийский) при поддержке военного научного агентства DARPA ведет работы по созданию киборгов - живых существ, возможности которых усилены электронными устройствами. В ходе первых экспериментов удалось заменить один из усиков омара на искусственный и синхронизировать его движения с живым усом. Предполагается, что подобные создания будут особенно эффективны в разведке, поиске подводных мин и т. п.
***
Корпорации Boeing и Science Applications при поддержке военного научного агентства DARPA приступили ко второй фазе разработки Боевой системы будущего (Future Combat System - FCS) - сетевого информационного комплекса, призванного максимально повысить мобильность военных частей. Предполагается, что с помощью FCS развертывание бригады займет 96 часов, дивизии - 120 часов, а группы из пяти дивизий - до 30 дней.
***
Военная лаборатория ВВС США совместно с DARPA и компанией Northrop Grumman изобретают технологии обнаружения с больших расстояний движущихся по земле и воде целей. Такими целями могут быть танки, тягачи для перевозки стратегических ракет и небольшие корабли. Как предполагается, их координаты удастся определять с высокой точностью и в любую погоду. Одна из задач, которые будут решаться с помощью новой технологии, - выявление скрытно движущихся целей. Современная бронетехника способна набирать высокую скорость за несколько секунд, быстро останавливаться, передвигаясь короткими бросками и прячась в складках местности.
***
Система OVETS, разрабатывающаяся по заказу Пентагона, предназначена для контроля за передвижением различных объектов с помощью сетей инфракрасных, акустических, сейсмических и электромагнитных датчиков. Такие автономно работающие устройства позволят оперативно формировать полную картину боевого пространства, идентифицировать и определять местонахождение людей и наземной техники на больших площадях в любое время суток. OVETS будет применяться прежде всего для автоматического контроля за самолетами и отслеживания движения машин и людей по дорогам. Возможно, она будет расширена устройствами сбора видеоинформации, хотя видеокамеры пока далеко не лучшим образом подходят для автоматического обнаружения подвижных объектов.
Система должна выдавать предупреждающие сообщения операторам по различным каналам связи, в том числе спутниковым.
***
ВВС США продолжают развитие новой системы космического базирования, призванной обнаруживать и отслеживать запуски ракет в любой точке Земли с помощью инфракрасных датчиков. Она создается в открытой архитектуре и будет насчитывать до 30 спутников.
***
Лаборатория ВМС США трудится над системой PTAMS, которая с помощью глобальной навигационной системы и лазерных дальномеров сможет за несколько секунд передавать координаты целей бортовым устройствам самолетов и артиллерийских установок по СВЧ-каналам. Военные утверждают, что внедрение PTAMS устранит потребность в длительных тренировках артиллерийских расчетов. В списке обязанностей последних останется только выбор цели и нажатие на кнопку. Определение координат цели по старинке - с помощью бинокля, карты и авторучки - занимает около 10 мин.
***
Система WITADS, предназначенная для анализа производительности двигателя F100, устанавливаемого на истребители F-15 и F-16, способна предсказывать потенциальные сбои мотора, снижать время тестирования в ходе полета и выдавать подробную информацию и рекомендации по сопровождению устройства. WITADS использует алгоритмы искусственного интеллекта и экспертную систему, основанную на правилах и знаниях, полученных от инженеров ВВС США.
***
Американский вертолет PL-IV с новым модулем IDAS/MATT считается сегодня самой интеллектуальной летной машиной, если судить по объему установленного на его борту ПО. PL-IV используется преимущественно для создания симуляторов и отработки новых технологий.
***
Специалисты национального исследовательского совета США (National Research Council) пришли к выводу, что уязвимость американских компьютерных систем продолжает расти, потому что компании не выполняют государственные требования по организации информационной безопасности. Например, в 2001 г. экономические потери США в связи с затратами на избавление от вирусов составили 12,3 млрд. долл. Кроме того, считают эксперты, скоординированная хакерская атака на американские системы управления воздушным движением с одновременным захватом самолетов может привести к гораздо более катастрофическому сценарию, нежели события, случившиеся 11 сентября.
***
Национальный центр моделирования и анализа работы инфраструктур США получил от Пентагона 20 млн. долл. на моделирование Интернета и телекоммуникационных систем с целью идентификации и анализа возможных уязвимостей этих сетей. ФБР выделено 56 млн. долл. на внедрение новых систем архивирования данных и 237 млн. долл. на программу Trilogy по модернизации своей ИТ-инфраструктуры.
***
Лаборатория ВВС США и фирмы AWL и Boeing разработали систему сопровождения полного жизненного цикла истребителя F/A-18. Для этого AWL и Boeing, сертифицированные по четвертому уровню CMM, создали виртуальную модель отдельных частей самолета и среду обновления бортового ПО, объем которой составил 4 млн. строк кода. Столь высокая сложность проекта связана с необходимостью совершенствования софта для 40 бортовых процессоров разных марок с учетом различных версий шинных архитектур, радарных комплексов и другой цифровой аппаратуры. Само ПО разрабатывалось много лет на самых разных языках программирования - Аде, Си, PL/M-86, Jovial, Фортране и ассемблере. С помощью системы сопровождения удалось расширить возможности бортового ПО, дописав 10 млн. команд, снизить число ошибок с 13,5 до 3,8 на тысячу строк кода, а трудозатраты - с 15,7 до 3,45 человеко-часов на оператор. Цена одного оператора кода снизилась с $725 до $200 на фазе проектирования и с $1170 до $400 - в рамках всего жизненного цикла.
***
Реализация системы XXI века для управления боем на уровне бригады и ниже (FBCB2) - один из недавних крупных и успешных ИТ-проектов Пентагона. Эта система призвана обеспечить надежное функционирование сети компьютеров, цифровых радиостанций и устройств связи, а также сбор и передачу с ее помощью жизненно важной информации участникам сражения в режиме времени, близком к реальному. Конечные пользователи - экипажи наземных машин, на которых установлены модули FBCB2, взаимодействуют с системой с помощью сенсорных экранов и графического интерфейса. Они получают информацию о текущей ситуации на поле боя и могут обмениваться друг с другом э-сообщениями (что делать, куда идти, где опасно находиться и т. п.).
FBCB2 дополнительно снабжена средствами планирования и анализа миссий, предназначенными для командиров. Предполагается, что она позволит расширить зону действия бригады, снизить объемы голосовых переговоров, скоординировать маневры, выполняющиеся ночью или в плохую погоду, и минимизировать время принятия решения в условиях нехватки информации.
Разработка FBCB2 велась для 40 типов бортового оборудования наземной техники и самолетов. В качестве базовых были выбраны платформы Intel/Solaris (9 тыс. оригинальных инсталляций FBCB2), Intel/LynxOS и Sun SPARC - в двух последних ядро FBCB2 встраивалось в уже существующий софт. Все работы выполняли сотрудники компании TRW. Процессы производства ПО в TRW сертифицированы по ISO 9000:2000 и CMM. Первая версия системы насчитывала около 250 тыс. строк исходных текстов. Для разработки применялись типовые Intel-компьютеры и ОС Solaris - как Posix-совместимая и наиболее оптимальная при разработке встраиваемого ПО для бортовых устройств. В ходе проекта использовались и ПК с Windows, на которых были установлены офисные пакеты для ведения документации, а также различные продукты по сопровождению проекта.
Программирование осуществлялось с помощью бесплатных Gnu-трансляторов. Для создания экранных форм и быстрой генерации шаблонов кода применялся X-Designer. Первоначально для задач управления требованиями и контроля за ходом тестирования было решено внедрить пакет RTM, а в дальнейшем в качестве единого средства конфигурационного управления была выбрана система Rational ClearCase/ClearQuest. Итоговый объем кода достиг 2,3 млн. строк.
Военные провели испытание системы одновременно на тысяче боевых машин и назвали FBCB2 революционным решением. Танки и тяжелая бронетехника в условиях сильной пыльной бури провели успешную атаку на условного противника и практически без потерь уничтожили 60% его сил.