Конференция SAP, посвященная портальным структурам, управлению знаниями и аналитическим приложениям, собрала около 2,5 тыс. участников
Жизнь становится все многосвязней и многомерней, и разбираться в этих хитросплетениях с каждым днем все труднее. Если бы сторонний наблюдатель зашел на последнюю Лейпцигскую конференцию SAP, то, вероятно, не сразу понял бы, куда попал - на автосалон или на выставку софтверных решений. Гоночные машины, как будто готовые к старту в “Формуле-1”, попадались на каждом шагу, а их миниатюрные копии раздавали участникам конференции в качестве сувениров. (В памяти всплыл эпизод из недавнего фестиваля КВН в Праге. Вопрос из зала во время разминки команд: “Чем отличается “Формула-1” от формулы любви?”. Ответ: “Тормозной жидкостью”.)
Виноват во всем модный нынче в маркетинге cross-promotion (способ перекрестного продвижения), когда продавцы пытаются воздействовать на целевые аудитории самыми неожиданными способами, рекламируя Интернет - в кафе, софт - в аэропортах и на автогонках, мобильные телефоны для женщин - в оздоровительных центрах, дорогостоящие товары для обеспеченной публики - на элитных концертах.
Компания SAP вот уже несколько лет является спонсором “Формулы-1”, связывая в умах миллионов зрителей свою торговую марку с этим захватывающим дух зрелищем. Вероятно, по количеству адреналина, вырабатываемого в крови участников, два процесса - развертывание полномасштабного mySAP.com и высокоскоростные гонки - вполне соизмеримы.
Многомерные изыски современности
Конференция, о которой идет речь, проходила с 30 января по 1 февраля и носила название “SAP conference on Business Intelligence and Enterprise Portals”. (Я специально привожу английское название, поскольку достойного русского эквивалента для Business Intelligence, или BI, по словам сотрудников SAP CIS, до сих пор не найдено, хотя переводчики над этим бьются уже более двух лет. Ну а с корпоративными порталами все понятно и без перевода.)
Концептуальный уровень представления технологии mySAP
Кредо нынешнего “интеллектуального” бизнеса таково: достоверная информация, необходимая для принятия управленческих решений, должна быть мгновенно доступна в любое время и в любом месте (any time anywhere). При всей внешней простоте и привлекательности этой формулировки ее реализация, что называется, “в программных кодах” становится не просто сложным, а архисложным делом. Ведь интегрировать приходится разнородные данные, хранящиеся в разном виде (как структурированные, так и неструктурированные) и в разных по возрасту и архитектуре системах (“SAP, PeopleSoft, Microsoft, WhateverSoft”, - пошутил главный идеолог SAP).
Трудно представить, что эдакую мешанину форматов, интерфейсов, стандартов, протоколов и механизмов преобразования одного в другое можно за ограниченное время заставить стабильно работать. Вероятно, чтобы развеять подобные сомнения, закравшиеся не только в мою голову, впервые за много лет выступление основателя и исполнительного директора SAP Хассо Платтнера, по традиции открывавшего конференцию, изобиловало техническими подробностями, хотя обычно в пленарных докладах ему удавалось удержаться на высоком концептуальном уровне.
И еще одно наблюдение. Вместе с ростом технической сложности информационных систем возрастает и сложность понимания общей концепции их построения, а главное - отслеживания связей между отдельными компонентами. Требуется уже не линейное и даже не трехмерное, а многомерное мышление. И это, на мой взгляд, является довольно серьезным ограничением как на этапе развертывания, так и в стадии развития подобных программных монстров (каждый специалист, как в известной притче, может держать в руках только часть слона - кто хобот, кто ногу, кто хвост, и никто не представляет, на что же он похож в целом.)
Многомерность объекта требует и “многомерного” рассказа о нем. Даже не помышляя о том, чтобы отразить все многообразие, попытаюсь тем не менее выделить некоторые основные смысловые блоки.
Вид сверху (концепции и тенденции)
В эпоху “новейшей” экономики и виртуальных корпораций, действующих по схеме “многие-ко-многим” (модели X2X), успех взаимодействия в длинных цепочках, объединяющих поставщиков, партнеров, сотрудников корпорации и ее клиентов, зависит от грамотного управления циркулирующими между ними информационными потоками, справедливо заметил Вольфганг Мартин, аналитик исследовательской компании Meta Group (www.metagroup.com). Следуя парадигме всеобщего “сотрудничества” (X2X collaboration), корпорации объединяются многоуровневыми сетями (extranet, intranet, Internet), в которых необходимо по определенным, заранее известным правилам разделять между всеми участниками информацию, функции и процессы. Выстраивается эдакая цепочка поставок информации (information supply chain). А это помимо прочего в динамичных сетях требует особого внимания к управлению всевозможными отношениями: с поставщиками (SRM, Supplier Relationship Management), с клиентами (CRM, Customer Relationship Management), с сотрудниками (ERM, Employee Relationship Management) и т. д. Недаром соответствующие приложения пользуются особой популярностью на Западе.
Для того чтобы современная “многомерная” корпорация успешно прошла путь от стратегических намерений к желанной цели, ей, как известно, следует выстроить адекватные бизнес-процессы, требующие контроля и измерения своей эффективности. Это тот слой, который базируется на транзакционных системах (OLTP, ERP, SCM,CRM). Получаемые из него данные преобразуются в “информацию”, т. е. приводятся к единому, удобному для последующего анализа представлению и, как правило, помещаются в хранилища данных (в трактовке фирмы SAP - Business Information Warehouse). Соответственно, извлекая затем из этого хранилища различную информацию с помощью аналитических приложений (отделенных от транзакционных систем), руководители разных уровней внимательно изучают полученные отчеты и делают выводы о необходимости тех или иных действий по корректировке стратегии. Так замыкается петля обратной связи.
Собственно, BI и есть тот слой, который стоит над транзакционной системой и объединяет информацию (знания). Если его рассматривать под определенным углом зрения (памятуя о многомерности пространства mySAP.com), то непосредственное отношение к нему имеют следующие элементы:
- mySAP Enterprise Portal (объединяющий пользователей и позволяющий создавать персонализированные рабочие места в рамках единой портальной структуры);
- mySAP Business Information Warehouse - BIW (унифицирующий информацию из разных источников и позволяющий на ее основе создавать единообразные аналитические отчеты верхнего уровня);
- Knowledge Management - KM (работающий преимущественно с неструктурированной информацией и объединяющий знания);
- Exchange (платформа middleware, или промежуточное ПО, позволяющее объединять бизнес-процессы).
Кроме того, специалисты SAP причисляют к BI и модуль стратегического управления SEM (Strategic Enterprise Management), работающий с информацией, получаемой из BIW. (Показалось несколько странным, что приложение, относящееся непосредственно к стратегическому управлению и содержащее Balanced ScoreCard - систему сбалансированных показателей, разработанную Робертом Нортоном и Дэвидом Капланом, входит не в SEM, а в модуль mySAP Financials).
Если на все это многомерное великолепие смотреть с самого верха, т. е. с рабочего места пользователя, то будет совсем не страшно: на экране своего компьютера каждый увидит лишь те “иконки”, которые ему нужны и к которым он имеет доступ в соответствии со своими правами. Причем с помощью “продвинутых” технологий типа Drag & Relate, по словам специалистов SAP, одним щелчком мыши можно устанавливать связи между разными приложениями или убирать их. Но для того, чтобы поверить в эти концептуальные чудеса, нужно нырнуть поглубже - в технологический слой. Что мы и попытаемся сделать в следующей части статьи.
(Окончание следует)