Эдуард Пройдаков

30 Января российское представительство корпорации Compaq Computer подвело итоги прошедшего года (см. стр. 1). В это время в Москве находился вице-президент и управляющий директор Business Development Group по региону ЕМЕА Матти Виртанен (Matti Virtanen). Воспользовавшись представившейся возможностью, редакция PC Week/RE задала ему ряд вопросов.

Матти Виртанен

PC Week: Хотелось бы узнать, как идет слияние компаний Compaq и HP. Каковы перспективы и тенденции в этом процессе?

Матти Виртанен: Процесс идет гласно, и почти все, что происходит, становится достоянием общественности. Практические шаги здесь вполне очевидны: мы понимаем, что должно произойти и когда. Сейчас ожидается разрешение американских властей на сделку, а также разрешение от Европейского Союза. После получения этих документов (в первом квартале нынешнего года) акционеры обеих компаний должны будут окончательно определиться, хотят они, чтобы объединение произошло, или нет.

PC Week: Существует ли вероятность того, что сделка не состоится?

М. В.: Этот вопрос я не могу обсуждать.

PC Week: То, что решение данного вопроса идет не слишком быстро, не очень хорошо для партнеров. Сказалось ли это на результатах финансового года?

М. В.: Исходно ориентировочный срок начала процесса намечался на второй квартал этого года, и пока ничего не изменилось. По результатам четвертого квартала и всего года мы значительно превзошли прогнозы Уолл-стрита. Особенно это касается территории, за которую несу ответственность я. Здесь результаты особенно хорошие, и Россия - одна из стран, определивших этот результат.

PC Week: Благодаря чему в России были достигнуты такие результаты?

М. В.: Во-первых, здесь за многие годы сформировалась очень хорошая команда. Она постепенно, шаг за шагом наращивала наш бизнес в России. Кроме того, в стране очень хорошо организованы каналы сбыта: сеть партнеров, способная наращивать поставки и развивать рынок. И наконец, у нас есть хорошая и мощная клиентская база в тех областях, где Compaq всегда занимала прочные позиции, - банковском секторе, телекоммуникациях, правительственных организациях. Это в сочетании с наблюдавшимся подъемом экономики и дало результаты, которые мы теперь видим. Их нужно сравнивать не с показателями в других странах мира, а с темпами роста российской экономики.

PC Week: Какова ваша оценка компьютерного рынка России в этом году?

М. В.: Мы убеждены, что он будет продолжать расти. Здесь следует принимать во внимание некоторые тенденции. Во-первых, видно, что инфраструктуру нужно еще строить в таком объеме, что даже при замедлении темпов роста экономики по сравнению с прошлым годом его все равно придется каким-то образом компенсировать внедрением более эффективных систем. И даже если цены на нефть упадут до $17 за баррель, по оценкам получается, что правительству удастся выполнить бюджет, пусть с меньшим профицитом, но для переоснащения возможности останутся. Одна из целей моего визита сюда - получить лучшее представление о том, что здесь происходит. И наши намерения вполне четкие: мы хотим значительно большие суммы вкладывать в развитие российского рынка 2002 года, и это не зависит от того, произойдет слияние с HP или нет. Мы намерены обеспечить дальнейший рост нашей доли на российском рынке как по инфраструктурному оборудованию, так и по серверам, системам хранения, UNIX-машинам. Но еще более важной задачей в этом году для нас является создание фундамента для бизнеса в области предоставления услуг. Мы собираемся сформировать для этого сильную команду в области консалтинга и сервиса.

PC Week: Пока не слышно, чтобы Compaq Global Services была здесь представлена.

М. В.: Она представлена, но малым количеством сотрудников. Эти люди занимаются тем, что называется поддержкой заказчика. В нынешнем году мы намереваемся эту ситуацию коренным образом изменить и сформировать здесь направление, занимающееся системной интеграцией, аутсорсингом (а в этой области мы уже предоставляем услуги в России) и так далее. Становится очевидным, что в России происходит то же, что и в ряде других стран: фактор стоимости трудовых затрат, стоимости специалиста, становится все более и более важным; заказчики уже не могут держать всех специалистов в своем штате - им приходится и придется покупать такие услуги у поставщиков услуг и мы хотим максимально подготовиться к этому, построить соответствующую структуру, чтобы в течение ближайших двух-трех лет быть в состоянии широкомасштабно предоставлять такие услуги. Тогда мы станем истинным поставщиком решений, ориентированным на несколько важнейших секторов рынка, таких, как нефтегазовая отрасль, связь и телекоммуникации, банковский сектор и сектор государственных учреждений.

PC Week: У Compaq сейчас устойчивый имидж хардверной фирмы. Практически не слышно о ее разработках в области программного обеспечения. Однако, похоже, сейчас в компании есть сильное софтверное направление?

М. В.: Именно поэтому я здесь. Я хочу рассказать многим нашим заказчикам и журналистам, что в дополнение к имеющимся у Compaq направлениям на российском рынке мы хотим стать еще и ведущим поставщиком решений. Например, в моем регионе (в него входит 98 стран) оборот Compaq за прошлый год составил 1,7 млрд. долл. И четверть этой суммы дало предоставление услуг. В подразделениях, занятых этим, уже работает около тысячи человек.

PC Week: Можно отметить, в каких странах вашего региона рынок растет наиболее быстро?

М. В.: Конечно, в России. Хорошие условия развития рынка для Compaq в Чешской Республике, относительно благоприятно складываются они и в некоторых странах Ближнего Востока, но не в Израиле, где ситуация очень похожа на то, что происходит в США. Любопытно, что Греция развивалась нормально в то самое время, когда Турция находилась в состоянии свободного падения: в прошлом году турецкий рынок сократился на 60%. Есть небольшие восточно-европейские страны, которые хорошо развиваются, например Хорватия, Словения. Так что картина прошлого года была мозаичной, но в целом наш результат получился весьма неплохим.

PC Week: Будет ли осуществляться в рамках Compaq Global Services какое-либо взаимодействие с российскими разработчиками?

М. В.: Мы очень много думали на эту тему в прошедшем году. Окончательное решение еще не принято. Рассматривается перспектива открытия здесь двух-трех софтверных компаний, причем в таких областях, где местные возможности большие, а стоимость трудовых ресурсов все еще находится на приемлемом уровне. Мы проводим очень активную работу с российскими ISV (“Петер-Сервис”, “Форс”, CSBI, СФТ и другими). Взаимодействие идет на уровне тестирования приложений на платформе Compaq, портации, совместных маркетинговых инициатив, совместной работы по проектам. Чем больше мы наращиваем свою деятельность по направлению Global Services, тем больше наблюдаем любопытных тенденций. Например, индийские компании, которые уже имеют немалый задел в области ПО, пытаются проникать и в регион СНГ, и мы намерены с ними конкурировать. Это открывает нам хорошую возможность взаимодействия с российским правительством.

PC Week: Спасибо за беседу.

    

Миллиард на новых контрактах

Объем новых заказов Compaq Global Services (www.compaq.com/services), подразделения Compaq Computer с годовым оборотом 7,8 млрд. долл., увеличился в 2001 г. на 28% по сравнению с предыдущим годом. По словам представителей компании, заметную роль в этом сыграла деятельность подразделения Compaq по Европе, Ближнему Востоку и Африке (EMEA).

Темп роста объемов новых контрактов в 2001 г. более чем в два раза превышает средний показатель по отрасли аутсорсинга информационных систем за последние пять лет, равный 12% (согласно данным IDC, опубликованным в мае 2001 г.). В значительной степени это объясняется тем, что свыше 85% клиентов фирмы продлили соглашения, воспользовавшись новыми услугами по аутсорсингу. В числе таких компаний - Ericsson, GE Aircraft Engines, American Express, Regus и др.

“Клиенты стремятся получить большую отдачу от расходов на информационные технологии и все чаще обращаются к Compaq, чтобы сократить риск и сложность перехода на новые технологии, - отметил Том Янотти, вице-президент и генеральный менеджер подразделения Compaq Global Services по EMEA. - Мы даем клиентам возможность в большей степени сосредоточиться на своем бизнесе, поэтому не только принимаем на себя ответственность за работоспособность инфраструктуры и затраты на службу информационных технологий, но и помогаем потребителям наших услуг согласовывать стратегию развития ресурсов ИТ с их бизнес-целями”.

Версия для печати