ОБРАЗОВАНИЕ
Впечатления от обучения в Школе ИТ-менеджмента при Академии народного хозяйства
Журналисты PC Week/RE Часто проходят тренинги в разного рода учебных центрах. Это необходимо для поддержания своих знаний на уровне, достаточно высоком для создания профессионального контента нашего еженедельника. В основном эти тренинги касаются новых и уже существующих ИТ-технологий.
Однако, будучи ведущим редактором разделов “Онлайновый бизнес” и “Разработка приложений”, я все отчетливее наблюдаю смещение интересов аудитории: от проблем самих ИТ-технологий к проблемам оценки их эффективности для бизнеса, методологиям внедрения, вопросам построения процессов производства ПО и получения заказов на разработку ПО, оценке инвестиционной привлекательности high-tech-проектов и т. д. Мне все больше требовались специфические гуманитарные знания, необходимые для понимания сил, приводящих в движение бизнес. Поэтому предложение пройти программу профессиональной переподготовки ИТ-специалистов в Школе ИТ-менеджмента Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (www.itmane.ru) оказалось как нельзя более кстати.
В мае прошлого года Школа начала обучение по двум специальностям: “бизнес-аналитик софтверных проектов” и project manager, сейчас она проводит набор еще на специальности CIO и MIS. Студентам даются знания как о технологиях ПО, так и о методах управления бизнесом: системном анализе, стратегическом менеджменте, правилах взаимодействия с заказчиком и ведения переговоров, формирования команд и управления ими, мотивации персонала, ведения презентаций и пр.
Я выбрал специальность “бизнес-аналитик”, решив, что ряд изучаемых по ней предметов для меня более актуален. Большинство других студентов (две трети от общего числа) предпочло специальность project manager. Может показаться, что все хотят управлять, а не работать, но скорее всего руководителям просто легче добиться от компании выделения немалой (около $4000) суммы на свою переподготовку.
Издержки
Принимая решение о поступлении в Школу, следует учитывать много факторов, прежде всего то, что обучение без отрыва от работы - большая нагрузка. Оно требует существенных затрат сил и времени, ломает привычный ритм жизни. Занятия проходят по вечерам и субботам, поэтому резко сокращается время отдыха с вытекающими отсюда последствиями. Кроме того, в рамках программы приходится сдавать экзамены, зачеты, писать курсовые и даже дипломную работы.
Проучившись в Школе девять месяцев и прослушав большую часть курсов (мне осталось прослушать еще 3-4 курса), я вполне могу утверждать, что ряд предметов стоит того, чтобы им поучиться. В первую очередь это курсы, пришедшие в Школу из программ MBA и их аналогов.
Что же касается курсов, читаемых специалистами ИТ-отрасли, то по большей части они страдают методологически слабой подачей материала. Некоторые лекции больше напоминали рекламные выступления консультантов перед заказчиками, нежели образовательный процесс, - столь туманно и витиевато изъяснялся преподаватель. Кроме того, тестирование, проводимое при поступлении, предполагало наличие некого базового уровня знаний, который стоило бы более серьезно учитывать при составлении лекционных материалов.
К сожалению, возможность выбрать только то, что хочется послушать (как это, скажем, делается на многих программах MBA), Школа не позволяет. Приходится брать остаток “в нагрузку”.
Отчет о проделанной работе
Ниже я попытаюсь рассказать о прослушанном материале и дать ему оценку по трем критериям: актуальность материала, плотность информационного потока и манера преподавания. Еще раз скажу, что эти оценки в целом субъективны.
Курс “Основы теории организации” посвящен рассказу о современной организации, процессах, протекающих в ней, ее жизненном цикле (изменении во времени количественных и качественных характеристик), кризисах как неотъемлемой части существования организации и оценке угроз внутренней и внешней среды. Курс читает опытный преподаватель (проф. А. И. Кочеткова), имеющий большой опыт работы в области консалтинга. Информационный поток очень плотный, а стиль преподавания поистине захватывающий.
Курс “Организационная структура и система управления персоналом” дает представление о том, какие типы управления нужно выбирать при той или иной бизнес-стратегии, как совершать переходы с одной такой стратегии на другую, какие проблемы возникают при делегировании полномочий. В ходе занятий анализируются традиционные управленческие ошибки в сфере власти, рассматриваются проблемы влияния и лидерства в организации, а также организационные вопросы, связанные с созданием и функционированием команд, и т. д. Курс читается тем же преподавателем, что и “Теория организации”, и столь же интересен и содержателен.
“Психология управления людьми в организации” - наиболее впечатляющий, хотя и цинично-жутковатый курс - является продолжением двух предыдущих. Здесь рассматриваются психологические игры как симптом искажения моделей организационного поведения, виды саботажа на предприятии и способы его ликвидации. Дается систематизированное изложение игровых ролей сотрудников и показывается, как такое поведение приводит к конфликтам и как нужно с этими явлениями бороться. Все крайне интересно, динамично, содержательно и актуально.
“Business Engineering” - фактически вводный курс по стратегическому менеджменту компаний. Вниманию слушателей предлагается обзор вариантов позиционирования и допустимых корпоративных стратегий. Показывается, каким стратегиям соответствуют те или иные формы управления персоналом, структура компании, как нужно организовывать финансы, интеллектуальную деятельность сотрудников, технологические процессы и т. п.
Курс очень живой - все вопросы рассматриваются на реальных примерах из жизни фирм, имена которых хорошо известны. Лекции (на самом деле они наполовину проходят в режиме семинаров) читаются опытным преподавателем (проф. И. Б. Гурков), имеющим практический опыт работы в бизнес-консалтинге. Слушать все это мне было крайне интересно, в основном с точки зрения понимания поведения компаний на рынке.
“Финансово-информационные системы” - еще один курс (его читает преподаватель И. Г. Шевченко) по менеджменту, о котором я могу рассказывать только в позитивных тонах. На самом деле речь идет о принципах ведения управленческого учета. В простой и логически выстроенной форме объясняется, как организовать это довольно сложное дело, по каким критериям можно оценивать эффективность компании, как строить финансовые отчеты, в чем различие живых денег и бухгалтерских и т. п. В материале курса множество примеров из жизни и практических советов.
“Элементы финансовой инженерии” - курс, посвященный финансовым инструментам, фигурирующим на рынках ценных бумаг. Он производит несколько двойственное впечатление. С одной стороны, узнать о том, что такое фьючерсы, облигации, индексы и пр., было интересно, но с другой - курс слишком затянут и рассчитан на слабую аудиторию. Например, на одной из лекций преподаватель два часа решала систему из двух линейных уравнений с двумя неизвестными (задачка для пятого класса средней школы), причем делала это в цифрах... Для группы, в которой все имели высшее математическое образование, это было настоящей пыткой.
“Типы корпоративных информационных систем” - большой обзорный курс, рассказывающий о современных технологиях автоматизации бизнеса - MRP- и ERP-системах, CRM, электронной коммерции, банковских платежных системах и т. п. В принципе курс хороший, излагается очень грамотно, а слушать его местами было нескучно даже тем, кто, как говорится, плавал в этих морях.
“UML и другие языки проектирования” и “Проектирование на UML” объединены одной темой и общим преподавателем. В целом все излагается последовательно, грамотно и обстоятельно, но все же курсу не хватает динамики. Он длится три недели и в основном посвящен описанию синтаксиса самого языка, т. е. пересказу спецификации и ее комментированию. Это, конечно, немало, тем более что читает лекции один из лучших российских специалистов в этом вопросе (проф. А. В. Леоненков). Но хотелось бы в рамках обучения получить и другое - понять методы “сквозного” применения UML в реальных проектах. Без подобных практических знаний UML внедрять будет сложно. Надеюсь, что в следующих потоках обучения это будет исправлено.
“Формализация бизнес-процессов” - большой набор курсов, ведущихся разными преподавателями. Общая для всех специальностей часть материала предусматривает обзор подходов к анализу бизнес-процессов на предприятии, а также методологий IDEF, диаграмм сущность - связь, потоков данных и пр.
Часть, читаемая только бизнес-аналитикам, более обширна. В ее рамках рассматривается продукт ARIS, вопросы бенчмаркинга, метод АВС (исчисление стоимостных характеристик бизнес-процессов), стандарты качества, способы анализа и ведения проекта по оптимизации процессов и т. д. Эту часть курса (она называется “Процессно-ориентированная организация деятельности”) читали специалисты “Весть-Метатехнологии”.
По правде сказать, мне этот курс показался слишком расплывчатым. Обзорность не должна растягиваться на месяцы. Наиболее полезными оказались практические занятия, на которых мы осваивали методы интервьюирования и пытались формализовать бизнес-процессы, анализируя конкретные руководящие документы предприятий. Эти занятия были проведены на исключительно высоком уровне. Еще часть лекций, касающаяся ARIS и управления качеством, также была довольно интересна, однако практических занятий с этим пакетом почти не было и материал несколько повис в воздухе.
“Средства и инструменты построения информационных систем” - курс, где в самых общих чертах рассматриваются все те технологии, что сейчас на слуху - Java, XML, .Net и т. п. Старт был слабый, но потом изложение раскрутилось. Лекции дают представление о программных технологиях, правда, без углубления в детали.
“Работа с заказчиком” - небольшой курс, посвященный вопросам выстраивания взаимоотношений с клиентами. Хотя по поводу преподавания у слушателей возникли самые разные эмоции, мне показалось, что основные проблемы и способы их решения были все же донесены.
“Сравнительный менеджмент. Сходство и различия деловых культур США, Западной Европы и Скандинавии” - еще один очень живой курс, который оказался для меня крайне актуальным. По роду работы мне приходится взаимодействовать с иностранцами, и этот предмет дал реально полезные знания для того, чтобы такое общение было по возможности более гладким.
“Интеллектуальная собственность в интерактивном бизнесе” - небольшой курс, посвященный вопросам авторских и смежных прав, коммерческому использованию объектов интеллектуальной собственности, правовой защите от недобросовестной конкуренции и т. п. Предмет ведет опытный эксперт по вопросам авторского права (проф. Н. Н. Карпова), один из разработчиков российского закона об интеллектуальной собственности. Изложение было крайне интересным и насыщенным, хотя до проблем, связанных с “интерактивным” бизнесом, мы так и не успели добраться: все время, отведенное на курс, ушло на освоение основ авторского права.
Предварительный финиш
Суммируя сказанное, можно сделать вывод, что курсы ориентированы на людей, стремящихся получить в первую очередь некие основополагающие представления о методах управления и информационных технологиях. Эти знания можно черпать из книжек и журналов, но вечернее обучение все же эффективнее. Правда, в дальнейшем все равно придется потрудиться, чтобы эти знания как-то использовать на практике. В этом программа Школы больше похожа на институтское образование, нежели на обычный тренинг.