БОЛЬШОЙ БРАТ
Настало время трезво взглянуть на достоинства общенациональных идентификаторов и исходящие от них угрозы. Речь идет не только о повышении - довольно незначительном, впрочем, - уровня внутренней безопасности, но и о комфорте в условиях быстро развивающейся цифровой культуры.
Как это ни печально, в дебатах сегодня доминирует параноидальная шумиха и косная идеология. Зачастую спорщики просто не понимают, о какой технологии разговор. Среди них можно встретить поклонников самых разных политических течений, от крайне левых до крайне правых. В дискуссиях участвуют и те, кто лепит на свои машины наклейки ассоциации стрелкового оружия, и те, кто выписывает чеки в поддержку американского союза гражданских свобод. Что может быть между ними общего? Этих людей объединяет недоверие к правительству и боязнь неизвестности.
Никто не спорит: национальные идентификаторы и инфраструктура баз данных, необходимая для их поддержки, несут угрозу гражданским свободам. Однако, как отметил профессор Гарвардского юридического института Алан Дершовиц, любая инициатива, затрагивающая наши права, требует деликатного баланса социальных ценностей. Нынешнюю ситуацию он выразил формулой “чуть меньшая анонимность ради гораздо большей безопасности”.
К сожалению, оба технологических гиганта, которые усиленно продвигают общенациональные идентификаторы, имеют сильно подмоченную репутацию. Взять хотя бы исполнительного директора Oracle Ларри Эллисона, положившего начало нынешним дискуссиям. Несколько лет назад его имя не сходило с первых страниц газет: тогда вскрылось, что он нанял частных сыщиков для копания в мусоре своих конкурентов. А исполнительный директор Sun Скотт Мак-Нили, ринувшийся в дебаты под флагом Java, уверял в 90-х, что у американцев больше не осталось ничего личного и “с этим нужно смириться”. Что ж, при таких друзьях идее национальных идентификаторов и враги-то не нужны!
Впрочем, взвешенного подхода не хватает и противникам проекта. Неужели кто-то всерьез верит, будто этот проект могут объективно обсуждать в стенах союза гражданских свобод, института личности или центра конфиденциальности электронной информации? Конечно, без этих организаций полноценные дебаты просто не развернешь, но и полностью передоверять им подготовку обсуждения нельзя. Все они находятся по одну сторону дилеммы Дершовица и представляют левый край спектра общественных мнений. Что же касается крайне правых политиков, то в любой попытке идентификации они видят грандиозный заговор правительства и социалистов. А началось это еще в 1935 г., когда вводились номера социального страхования.
Далеко на все правительственные планы по нашей идентификации можно расценивать как тиранию Большого Брата. Здесь нужно провести четкое разграничение между технологиями идентификации и аутентификации, с одной стороны, и слежки - с другой.
Реалии таковы, что добровольная общенациональная идентификация со временем неизбежно войдет в нашу жизнь. Устав от бесконечных очередей в аэропортах, на мостах и в туннелях, не желая постоянно таскать с собой горы самых разных документов - от кредитных карточек до паспортов, американцы в конце концов сами потребуют этого.
Хватит кричать об ужасах общенациональной идентификации. Пора уже подумать о том, как лучше ее начать.