СОТРУДНИЧЕСТВО
13 февраля, вопреки суевериям, было богато событиями на российском компьютерном рынке. Можно уверенно сказать, что зимняя спячка закончилась и стартовала весенняя маркетинговая гонка. Одна церемония этого дня мне представляется особенно интересной, так как она предполагает раскручивание последующей так называемой воронки событий. В конференц-зале здания Фонда Горбачева довольно скромно прошло подписание соглашения о создании российско-японского центра по высоким технологиям. По заявлению российских участников церемонии, это первое соглашение подобного рода, хотя предложения были сделаны десяти странам (в том числе США, Франции, Китаю, Индии и др.) и на словах некоторыми из них они были поддержаны.
Заместитель председателя Комитета по промышленности Госдумы РФ А. А. Кокошин в своей приветственной речи подчеркнул, что подписание данного соглашения с Японией придает ему особое значение, поскольку японцы очень ответственно подходят к процессу переговоров и подготовки документов. “Для нашей страны это важно еще и потому, что, создавая этот центр и расширяя взаимодействие с японскими компаниями, мы будем сохранять и развивать наш научно-технический потенциал. Тесное взаимодействие с японскими партнерами даст мощный синергетический эффект для обеих стран”, - заявил он.
О подготовке соглашения более подробно рассказал Андрей Масалович, президент образованной в марте прошлого года ассоциации “Инфорус” (www.inforus.org): “Наша ассоциация практически сразу же после создания обрела серьезную поддержку со стороны одной из структур М. С. Горбачева. Кроме всем известного Фонда Горбачева существует Фонд поддержки высоких технологий “Горбачев-проект”, который начал оказывать нашей ассоциации поддержку в проведении презентаций в разных странах, в частности в Японии. Успех презентации в Стране восходящего солнца был таков, что через два месяца японцы пригласили нас провести специальный семинар, посвященный российскому взгляду на проблемы информационной безопасности. Поскольку в “Инфорус” входят такие фирмы, как “Лаборатория Касперского”, “ЛАН Крипто”, да и у одной из моих фирм также есть серьезные наработки в области борьбы против реальных хакеров, то семинар получился профессиональным. В итоге четыре японские компании и один международный центр выразили желание сделать начальные инвестиции в создание российско-японского центра, задача которого - привлекать серьезных партнеров и продвигать российские разработки в Японии, а также оказывать поддержку японским компаниям в освоении российского ИТ-рынка. Предполагается, что у центра будет два офиса - в Москве и Токио (головной). Японцы довольно долго принципиально не рассматривали Россию в качестве партнера. Рабочая сила набиралась ими в основном в Китае и Индии, а в области технологий осуществлялась политика покупки или лицензирования всего лучшего в мире. Честно говоря, было довольно неожиданно, что первой на наши предложения откликнулась именно Япония. Если говорить о деятельности ассоциации “Инфорус”, объединяющей сейчас 20 компаний, то она уже получила восемь контрактов на Восточном побережье США”.
В соревновании стран все большее значение приобретают интеллектуальные ресурсы. Лидерство США в первую очередь определяется их умением скупать серое вещество по всему миру. Однако сейчас ситуация для штатов в каком-то плане ухудшается. Колоссальный людской ресурс, полученный ими в результате победы в 25-летней информационной войне с СССР, практически исчерпан.
Демографическая ситуация в США такова, что прирост цветного населения в десять и более раз превышает прирост белого, что снижает возможности подготовки отечественных специалистов по ИТ (ментальность, уровень жизни и т. д.). (Кстати, находясь год назад в командировке в США, я неожиданно обнаружил, что вопреки пресловутой политкорректности, загнавшей одно время в американском обществе обсуждение подобных проблем на кухни, сегодня эта тема муссируется и на телевидении, и на страницах книг и журналов. На самом деле тема более чем актуальна и для России, у которой отсутствует не только научно-техническая, но и демографическая политика!)
Среди других факторов ухудшения ситуации для США отмечу, что усилившийся за последнее десятилетие Израиль, очевидно, заинтересован в развитии собственных научно-технических программ. Кроме того, в ряде европейских стран с большим запозданием поняли, что без привлечения интеллектуальных ресурсов выиграть конкурентную борьбу у США невозможно. Так, Германия под свою программу “грин-карт” привлекла уже около 10 600 иностранных специалистов. Это, конечно, намного меньше намечавшихся на первом этапе 20 тыс., но видна тенденция. Китай и Индия также активно подтягиваются к уровню западных стран в области высоких технологий. Это далеко не полная картина, так как есть еще Южная Корея, Тайвань, Малайзия и страны Скандинавии, которые лидируют или уже близки к лидерству в отдельных областях ИТ.
С начала 1990-х годов Япония без лишнего шума широко привлекала российских специалистов, в частности в области суперкомпьютеров и биологии. Если для России такое соглашение - первая ласточка, то Япония уже подписала подобные соглашения с Индией и Китаем, что показывает системный подход страны к вопросам сотрудничества в области высоких технологий.