ИНТЕРВЬЮ

Каждая компания - это отдельный мир, связанный с индустрией невидимыми, но вполне действенными цепями договоров, личных симпатий и антипатий топ-менеджеров, коммерческих интересов, а также через восприятие этих компаний прессой. Поэтому представляя читателям ту или иную компанию и ее руководителей, иногда чувствуешь себя в роли первооткрывателя. Подобное ощущение у меня возникло после беседы с генеральным директором холдинга K-Systems Эдуардом Станиславовичем Воронецким.

Эдуард Воронецкий

PC Week: Давайте начнем с истории: как образовалась ваша компания, чем вы занимаетесь?

Эдуард Воронецкий: Везде мы упоминаем 1993 год, когда в недрах одного из лидеров компьютерной индустрии того времени компании “Ками” была организована фирма “Ками-регион”, которую я возглавил. Ее целью было формирование регионального бизнеса. Это понятие включало сбыт продукции “Ками”, организацию сервисного обслуживания. “Ками-регион” начала успешно работать с открытия первого регионального офиса в Оренбурге. За время своего существования фирма открыла семь региональных офисов, а расцвет ее деятельности пришелся на то время, когда в самой “Ками” начались центробежные процессы и стало ясно, что дело идет к ее распаду.

PC Week: Тогда ведь из нее образовалось четыре новые фирмы+

Э. В.: Совершенно верно. Причем мы изначально понимали, что наша компания самодостаточна. Так как бизнес “Ками-регион” был выстроен без привлечения ресурсов самой “Ками” и опирался на региональные ресурсы, то он был преобразован безболезненно. А чтобы не было претензий со стороны “Ками”, буквально в первые дни существования мы сменили название.

Как я уже говорил, начинали мы с регионального бизнеса. Занимались не только поставкой оборудования, но и участвовали в интеграционных проектах в самих регионах, которых, я подчеркиваю, было семь. В то же время в 1994 г. мы создали центр в Москве, который обслуживал региональные операции. К моменту регистрации торговой марки K-Systems наш московский бизнес имел под собой прочную основу: в 1997 г. 40% оборота приходилось на Москву и 60% на регионы. Сегодня у нас 80% оборота - Москва, а 20% - регионы. При этом количественно региональный оборот не уменьшился, соотношение меняется за счет роста оборота московского центра.

На данный момент основные направления деятельности компании - выпуск вычислительной техники под собственной торговой маркой и реализация интеграционных проектов с использованием в первую очередь оборудования нашего производства и тех решений, которые нам предлагают партнеры. Полностью, т. е. с необходимым штатом, ресурсами направление системной интеграции оформилось для нас в начале 2001 г.

PC Week: Название К-Systems происходит от Kami-Systems?

Э. В.: Сейчас уже сложно сказать. Название выбиралось в срочном порядке, так как необходимо было в короткий срок сменить торговую марку.

PC Week: Сколько сейчас сотрудников в вашей компании?

Э. В.: В московском офисе - около 150 человек; если считать вместе с регионами, то порядка трехсот. Локальные производственные мощности малого производственного цеха на сегодняшний день позволяют нам собирать примерно 3000 компьютеров в месяц. Есть еще большой цех мощностью до 10 000 ПК в месяц, и есть договор с заводом “Квант”, где мы имеем возможность размещать крупные срочные разовые заказы, идущие вне графиков. Интеграционные проекты и продажа услуг в обороте компании занимают уже около 10%.

По нашим оценкам, на корпоративном рынке компания входит в первую пятерку российских сборщиков. На региональном рынке у нас в лучшем случае 3-5%. Регионы потребляют в первую очередь ПК местной сборки. В каждом городе этим занимается до 50 фирм.

PC Week: Но это же все потом упирается в сервис+

Э. В.: И тем не менее такова тенденция. Московским компаниям в регионах нечем особенно похвастать, за исключением, может быть, “Формозы”. А еще есть розничный рынок, в первую очередь московский - там у нас даже процента нет, но планы на него мы строим. Отмечу, что сегодня мы производим всю “линейку” - от ноутбуков и серверов до индустриальных компьютеров.

PC Week: Какой сегмент компьютерного рынка растет быстрее других?

Э. В.: Существенно растут продажи ноутбуков. Естественно, объемы по ним несопоставимы с персоналками. Рынок в силу ряда причин нелегкий: там и рентабельность меньше, и процесс производства сложнее, и сервис гораздо дороже. К тому же, если говорить о конкуренции, есть RoverBook, чья позиция, на мой взгляд, сильнее, чем у западных производителей. Как это ни парадоксально звучит, но они имеют большую долю, чем каждый отдельно взятый западный производитель.

Кроме того, у K-Systems есть производственное подразделение, которое выпускает продукцию на основе светодиодов - от простейших бегущих строк до громадных полноцветных экранов. Мы имеем эксклюзивные проекты по оформлению фасадов зданий и объектов градостроительства. В этой области мы продвинулись довольно далеко: мы начинали с закупки блоков и их сборки, а сейчас закупаем только светодиоды и сами занимаемся системотехникой, проектированием и дизайном. Эта продукция у нас имеет самую низкую себестоимость по сравнению с конкурентами в Европе и Америке. Мы можем соперничать даже с Тайванем и Китаем.

PC Week: В Европу вы ее не поставляете?

Э. В.: В нынешнем году мы начнем их продвижение на одной из выставок. Эти изделия очень дорогие, и делаются они под конкретного заказчика. Для компании наличие пяти западных заказчиков в течение года - уже очень интересно.

PC Week: А в России этим никто не занимается?

Э. В.: Занимаются, например, “Зенон”. Но у них своя ниша - бегущие строки, еще какие-то вещи для банков и бензоколонок, ну а дальше на самом деле начинаются очень большие затраты. Комплектующие делают и в России, но тут все непредсказуемо: в одной партии могут поставить светодиоды с диаметрально противоположными параметрами, так что один будет светить налево, другой - направо, третий - прямо и у всех будут разные яркости. А качество светодиодов во много определяет качество конечного продукта. Если делается указатель или светящийся дорожный знак, то, конечно, надо ставить российские светодиоды, а если речь идет о хорошей системе, то только японские. Причем синий цвет производится до сих пор только в Японии. Зеленый цвет уже и на Тайване научились делать, а синий - нет.

PC Week: Насколько сборщику интересно иметь собственное производство печатных плат?

Э. В.: Как экономист и как человек, который немножко знает компьютерный бизнес и связан с производством, я считаю, что сейчас специализация довольно жесткая. Каждый делает то, что он умеет делать дешевле и лучше остальных. Например, Тайвань печатных плат делает очень мало, потому что у китайцев это получается гораздо лучше. Развивать данное направление в России, на мой взгляд, рискованно и очень сложно. Мы ведь занимаемся еще и другим производством, т. е. у нас, как и у многих, есть параллельный бизнес со своими законами, своим менеджментом. Только если у других компьютерных компаний это ночные клубы и зубоврачебные кабинеты, то у нас - изготовление газобаллонного оборудования. Мы пытались достичь в этой области максимальной интеграции, т. е. чтобы у нас было собственное алюминиевое литье, своя электроника. За два года проработали весь рынок российских производителей, в том числе оборонку, и поняли, что как в плане соблюдения технологий, так и в плане ценовой политики российские предприятия настолько непредсказуемы, что долгосрочные перспективы с ними строить очень рискованно. Есть определенный уровень, переступать который просто нельзя. Если мы хорошо добываем алюминиевое сырье, то это не означает, что мы можем делать алюминиевые изделия для зарубежных производителей двигателей, потому что у них жесткие требования по срокам поставки, себестоимости, очень много всяких ограничений, которые на наших заводах не выдерживаются, в итоге мы заказываем литье в Турции.

PC Week: Есть какие-то изменения на рынке в лучшую строну?

Э. В.: Есть. Раньше люди, получив предприятие почти бесплатно, часто, грубо говоря, лишь удовлетворяли свои амбиции и материальные потребности. Но сейчас наступил переломный момент и нужно решать: либо ты профессионально управляешь сам, либо приглашаешь профессионалов со стороны. Что касается производства системных плат, то здесь важно спланировать поставки микросхем, важно, чтобы рабочая сила была дешевой, важно получать новейшую информацию от той же Intel, а в результате - продавать платы “мешками”. Я общался со многими производителями на Тайване, в Китае и понял, что они к этому относятся, как к торговле сахаром: продал тысячу плат - и хорошо. Жесткий бизнес. Intel выпустила новый процессор, и ты должен раньше других или по крайней мере одновременно с ними сделать под него плату. Часто до ума она доводится уже после начала поставок. Как правило, первая, вторая и третья партии очень сильно различаются, с этим много проблем бывает. Так что я сегодня не стал бы заниматься производством системных плат.

С другой стороны, в России сейчас большая проблема с кадрами, которые умеют хорошо работать руками. Я недавно читал один обзор и ужаснулся: действующие в России иностранные компании грузчиков подбирают через кадровые агентства, потому что на рынке нет подходящих людей. Причем у грузчиков в компьютерных компаниях оклады по 300 долларов, а в Китае такого себе не позволяют, поэтому соперничать с ними в производстве мы просто не можем.

PC Week: А в чем причина проблем с кадрами?

Э. В.: В том, что рабочий класс за 10 лет очень сильно количественно уменьшился и качественно изменился. Рабочие превращаются в люмпенов. Появилось много людей, которые вроде бы и должны работать руками, потому что у них нет образования, но они не делают этого, а составляют некую прослойку, которая непонятно как себя проявит в ближайшее время. Это большая проблема и для бизнеса, и для государства. Есть нужно всем, головой они не могут работать, а руками не хотят и не умеют. Школа - это начальный уровень, потом должно быть деление на людей, зарабатывающих либо головой, либо руками. А сейчас люди уходят просто в никуда. В наше время найти рабочих на производство - очень большая проблема. Если ты их подберешь и будешь платить им хорошо, то на отечественном рынке еще сможешь как-то работать. Но конкурировать с Китаем или Малайзией все равно просто бесполезно.

PC Week: Давайте от этой грустной темы вернемся к вашему производству. Кто у вас занимается тестированием продукции?

Э. В.: У нас уже не первый год есть лаборатория качества. И тестовые образцы, и модельная разработка, и выборочный контроль соблюдения технологий на производстве - это все ее задачи. Два года назад мы прошли сертификацию по ISO 9000. Для работы с рядом заказчиков, довольно-таки требовательных, получили лицензии таких организаций, как ФСБ, ФАПСИ, Гостехкомиссия, а также строительные лицензии, лицензии на установку, обслуживание, проектирование пожарного оборудования и т. д.

PC Week: А в регионах у вас так семь филиалов и осталось?

Э. В.: Их периодически становилось то больше, то меньше. Сейчас их семь, но состав несколько изменился. Некоторые заморожены, некоторые вновь открыты. Сегодня крупнейший филиал у нас в Санкт-Петербурге. Много пишут о том, что питерский рынок очень сложен, для москвичей просто неподъемен. И в этом большая доля правды. Мы два года там “кувыркаемся”, но все же свои позиции сумели укрепить. На нашем рынке основные игроки “Ниеншанц”, “Рамэк” и “Эврика”. С этими компаниями на питерском рынке мы сейчас не конкурируем. Мы находимся между ними и миллионом питерских сборщиков. Там (больше такого нигде нет) на каждом углу компьютерный магазин, каждый “крутит” свои компьютеры. И цены “убиты” настолько, что москвичам, которые продают с очень маленькой рентабельностью, такое и не снилось. Ведь у них как: сел на машину, сгонял в Финляндию, забил комплектующими багажник, без всякой таможни привез, доллар накинул и продал. Из дистрибьюторов в Питере нормально работают только те, кто занимается мониторами, потому что их в багажнике не привезешь. А на корпоративном рынке цена на 80% определяет решение заказчика.

PC Week: Вы свою сервисную сеть как-то отстраиваете?

Э. В.: Каждый наш офис - это сервисный центр, кроме того, есть региональные партнеры, с которыми мы работаем, и они выполняют работы по сервисному обслуживанию нашей техники. В службе сервисного сопровождения у нас идет серьезная реорганизация, это связано с тем, что компания динамично развивается и сервис нуждается как в качественном, так и в количественном росте. Сейчас на первый план выходит задача его улучшения. Количественный рубеж мы уже прошли, есть стабильное производство, оно требует изменения внутренних процессов управления.

PC Week: Очевидно, у вас имеется программистское подразделение. Чем оно занимается?

Э. В.: Вначале оно обслуживало потребности компании, но теперь мы его усилили, появился руководитель отдела по программным продуктам. Сейчас подразделение частично работает на заказчика по адаптации и внедрению наших продуктов.

PC Week: Интересно, а рынок СНГ вами как-то осваивается? Есть там возможности для российских фирм или все забито своими?

Э. В.: Рынок есть, но, я думаю, он работает примерно так же, как рынок в Питере. Выход в СНГ - это экстенсивный путь, который требует громадных вложений, пусть даже в виде оборотных средств. На сегодняшний момент я не знаю российской компании, готовой это сделать. По-моему, еще время не настало. Мы вот пытались наладить дело в Калининградской области. Изучили российское законодательство по оформлению там производства. Мало того, мы его пробили, что на сегодняшний момент кроме нас удалось сделать только BMW. Остальным не удавалось воспользоваться преимуществами свободной экономической зоны даже на бумаге. Но оказалось, что развивать производство в Калининграде экономически нецелесообразно. Если бы были законы, позволяющие беспошлинно вывозить продукцию из Москвы и ввозить комплектующие, то смысл был бы прямой. А сейчас готовую продукцию из России вывозить крайне невыгодно, поэтому и в странах СНГ развивать производство проблематично.

PC Week: Каково ваше ощущение рынка? По нашим оценкам, в прошлом году рынок вырос процентов на 30.

Э. В.: Согласен. Но он не вырос, а скакнул благодаря ряду правительственных программ, которые, в свою очередь, были завязаны на сетевое финансирование. Нельзя сказать, что увеличился спрос. Все-таки в широком смысле - это покупательская способность населения. А данный скачок вызван новым мировоззрением государства: оно более-менее научилось зарабатывать и пытается заработанное разумно тратить. Компьютеризация школ, я считаю, - гениальная программа, и громадна заслуга тех, кто ее предложил.

PC Week: Ну мы историю компьютеризации страны знаем. В свое время Зеленоград поставил в школы сотни тысяч машин УКНЦ. В итоге через очень короткое время ни в одной из школ этих машин не осталось. В школах, особенно сельских, их некому обслуживать, техника была ненадежная, часть машин растащили и т. д. Не получится ли сейчас то же самое?

Э. В.: Где-то так и произойдет, но мы на своем опыте видим, что в большинстве случаев под эту программу отремонтированы классы, элементарная система безопасности обеспечена, идет обучение преподавателей по информатике. Все происходит одновременно. Если в половине школ страны это сработает - уже шаг вперед. Кроме того, сейчас оборудование закупается не по тем ценам, по которым закупалось раньше. Система сервиса тоже изменилась по сравнению с прежней. Так что если на первом этапе программа будет успешной хотя бы наполовину, это уже хорошо.

PC Week: Второе возражение против данной программы более глубокое. Сейчас реальный уровень преподавания в российских школах резко снизился, там часто нет самого необходимого. И еще крайне низкие зарплаты. Я знаю, например, чему учат в школах Китая. Там действует колоссальная госпрограмма по подготовке школьного ПО, привязанная к геополитическим интересам страны. Поскольку я сам в молодости поработал учителем в сельской школе, то вполне представляю ее проблемы. И у меня большие сомнения в продуманности программы компьютеризации школ.

Э. В.: Она и не может быть продумана на 100%, потому что инициировалась сверху. Разумная идея родилась в голове руководителя, потом появилось желание ее максимально быстро реализовать. Такой подход, естественно, имеет свои издержки. А всем, о чем вы сказали, министр образования, насколько я знаю, тоже сильно озабочен и решает эти вопросы, пусть не так быстро, как хотелось бы. Поэтому я считаю, что не все потеряно. Мне известны деловые качества министра образования - в свое время он был ректором в университете, где я учился. И я знаю, что если этот человек ставит перед собой цель - он делает все для того, чтобы ее реализовать. Хотя к этой программе примазалось немало людей, стремящихся просто “погреть руки” на очередной кампании.

PC Week: Вы - одна из немногих компаний, выпускающих промышленные компьютеры. Что вас побудило к этому?

Э. В.: Это отдельное направление. В первую очередь оно подразумевает наличие определенного уровня специалистов. Вообще промышленный компьютер - это компьютер с заданными параметрами, сделанный под конкретного заказчика. Индустриальные компьютеры имеют значительные архитектурные отличия от обычных “настольных”. Промышленное оборудование должно иметь более прочные и разнообразные конструкции с усиленными корпусами, специальными системами охлаждения или подогрева, а при необходимости специальными системами защиты от пыли и влажности. В нем могут быть, казалось бы, совсем парадоксальные вещи, например при 486-м процессоре - огромный объем памяти или 20 слотов под сетевые карточки, т. е. все, что необходимо конкретному заказчику.

PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати