СТАНДАРТЫ

Пока глобальные бизнес-реестры раскручиваются, частные торговые площадки открывают для себя все новые достоинства UDDI

Пол Корзеневски

Странные порой метаморфозы происходят с перспективными технологиями на их пути к вершине, и примером тому вполне может служить UDDI.

Этот универсальный стандарт описания, обнаружения и интеграции (так расшифровывается название технологии - Universal Description, Discovery and Integration), с большой помпой вышедший на сцену в сентябре 2000 г., разрабатывался с прицелом на крупные электронные товарные биржи открытого типа и был призван наладить взаимосвязь между фирмами - участниками торгов. Однако потребность в таких структурах оказалась не столь уж велика, и для UDDI нашлась более комфортабельная ниша - он стал главным компонентом небольших частных торговых площадок.

Новый стандарт создавался в рамках проекта UDDI при поддержке IBM, Microsoft и трех сотен других компаний. Его первая версия уже используется в некоторых продуктах, практическая реализация второй версии ожидается к середине нынешнего года, а в следующем году могут появиться системы на основе UDDI 3. Данная технология сочетает в себе два компонента. Во-первых, в нее входит набор спецификаций, опираясь на которые, компании получают возможность представлять информацию о своих предложениях ведущим клиентам и торговым партнерам. Во-вторых, в нем предусмотрена серия так называемых Глобальных бизнес-реестров UDDI (UDDI Global Business Registries), обеспечивающих быстрый и простой доступ к информации об услугах компаний. Именно эти функции дали развитию UDDI начальный импульс, однако крупные общедоступные товарные биржи воспользоваться ими так и не смогли.

Потребность в UDDI совершенно очевидна для любой компании, ведущей электронный бизнес. Чтобы обеспечить поддержку площадок онлайнового обмена информацией, корпорациям крайне необходимо наладить доступ извне к данным об их внутренних бизнес-процессах. Диапазон подобной информации очень широк: от таких простых сведений, как, скажем, адрес электронной почты компании, до сложного описания правил работы с пользовательским Web-интерфейсом, позволяющим заказчику отслеживать доставку товара.

Без UDDI предоставление подобной информации третьей стороне потребовало бы от организаций массы усилий. Средняя компания производственной сферы, например, поддерживает онлайновые связи с 400-500 поставщиками, а в списке многопрофильной корпорации число партнеров может исчисляться тысячами. Но ведь в каждой компании со временем складывается собственный набор ПО электронной коммерции, межплатформных компонентов, аппаратных средств и сетевых протоколов. В таких условиях корпорации приходится собирать данные о том, как работают ее системы, обеспечивать их связь с заинтересованными партнерами, налаживать каналы взаимодействия, а затем поддерживать их.

Для сбора и хранения подобной информации во многих организациях используется собственное ПО. Как правило, данные при этом стекаются в центральный каталог, открытый для партнеров и имеющий возможности поиска. Однако какого-либо стандарта для переноса информации в каталог нет, и участники онлайновых торговых площадок просто не в состоянии привлекать новых клиентов и поставщиков так быстро, как им хотелось бы. К тому же подобная информация постоянно меняется, что намного усложняет сопровождение каталога, заставляет тратить на этот процесс много времени.

“Каждый раз, когда добавляется новый клиент, у нас уходит около 12 человеко-месяцев программирования только на то, чтобы понять, как отладить самые простые операции, такие, например, как обработка заказов на покупку”, - признался Лео Массарани, старший вице-президент по стратегии и директор по развитию технологий нью-йоркской фирмы The Thread, которая предлагает продукцию и услуги по налаживанию цепочек поставок через Интернет для швейной, обувной и текстильной промышленности. С этой целью фирма организовала собственную торговую площадку Global Trading Hub, на которой около 1100 производителей из стран Азии обмениваются информацией с местными поставщиками.

“Если бы появился единый стандарт сбора подобной информации и ее использования в различных системах, работа с новыми клиентами пошла бы гораздо быстрее”, - уверен Массарани. Сейчас The Thread осваивает новейшую версию пакета Bowstreet Web Factory - платформы разработки приложений фирмы Bowstreet (Сан-Франциско, шт. Калифорния).

Сходной точки зрения придерживается и руководство другой частной отраслевой торговой площадки - фирмы E2Open (Белмонт, шт. Калифорния). Развернутая ею партнерская сеть (collaboration network) связывает между собой около 65 тыс. компаний электронной отрасли, помогая им обмениваться информацией. Все данные о бизнесе между фирмами хранятся здесь в реляционной СУБД DB2 корпорации IBM. Сейчас E2Open изучает пути перехода от заказных платформ электронной коммерции на UDDI-совместимые системы. По оценке руководства фирмы, их применение для ввода информации в каталог и ее вывода должно на 50% ускорить подключение к системе новых клиентов и на 70% снизить расходы на программирование.

Кто взялся за UDDI

Примечание. Все перечисленные продукты уже поддерживают UDDI 2 или будут поддерживать ее после выпуска.

“Мы тщательно изучили потенциал UDDI и пришли к выводу, что необходимость перехода на этот стандарт не вызывает никаких сомнений”, - сказал Лоренцо Мартинелли, вице-президент E2Open по стратегии и маркетингу. Он намерен пополнить список услуг своей фирмы функциями UDDI уже нынешней весной, когда вторая версия этой технологии будет реализована в платформе WebSphere корпорации IBM.

Первоначально стандарт UDDI разрабатывался для общедоступных оптовых торговых площадок. При этом считалось, что корпорациям потребуются те же Интернет-услуги, что и индивидуальным клиентам, - возможность онлайнового изучения рынка, поиска и проведения торговых операций. Исходя из такого предположения, главное внимание уделялось тому, чтобы помочь компаниям, ничего не знающим друг о друге, найти через Интернет нужный товар или услугу, а затем быстро совершить транзакцию.

Однако вскоре оказалось, что между требованиями, выдвигаемыми оптовой и розничной торговлей, есть серьезные различия. “Потребитель, как правило, знает, какой товар ему нужен и кто его производит, что намного упрощает поиск, - отмечает Джон Радко, главный архитектор фирмы GE Global Exchange (Гейзерсберг, шт. Мэриленд). - Что же касается продукции и услуг для бизнеса, то их систематизировать не так-то просто”.

Слабый интерес к общедоступным площадкам оптовой торговли через Интернет стал одной из причин задержки с реализацией второго компонента UDDI - глобальных бизнес-реестров.

Тем не менее уверенные в большом потенциале подобных структур корпорации IBM и Microsoft развернули такие реестры еще в мае прошлого года, а в конце 2001 г. к этому начинанию присоединилась и компания Hewlett-Packard. Через несколько месяцев список должен пополниться еще одним участником - фирмой SAP AG. В этом же направлении действует и японская корпорация NTT Communications, уже приступившая к развертыванию в Токио первого азиатского глобального бизнес-реестра.

По заявлениям сторонников новой технологии, готовность разместить в реестрах информацию о своей продукции на сегодняшний день выразило от 7 до 8 тыс. корпораций, хотя на практике пока представлено всего несколько тысяч записей, среди которых можно найти и просто адреса электронной почты, и информацию о ходе доставки товаров.

Одна из причин столь медленного распространения глобальных бизнес-реестров связана со сложностью сбора необходимых данных. “Мы - крупная международная компания, поэтому нам нужно время, чтобы определить, какие услуги у нас развернуты и какие из них мы хотим сделать общедоступными”, - пояснил Том Гаскинс, менеджер по UDDI из Hewlett-Packard (Пало-Альто, шт. Калифорния). Его компания сейчас занята созданием глобального бизнес-реестра и размещением в нем собственной информации.

В большинстве случаев организации прежде всего создают специальные целевые группы, на которые возлагают сбор информации о своих услугах. На следующем этапе они решают, какие из них можно поместить в реестр, после чего юристы корпорации должны еще проверить, не нарушит ли это чьих-либо авторских прав и прав на торговые знаки.

Глобальные бизнес-реестры UDDI рассчитаны на поочередное добавление отдельных компонентов. Любая компания может предложить собственное описание каждой из Web-услуг, но если для услуги, которую она собирается предложить, такое описание уже имеется, нужно использовать его. Вот только процесс связывания реестров и выявления дублирующих друг друга описаний пока еще не разработан.

После ввода данных у корпорации появляется желание убедиться, что информация о предлагаемых ею услугах доходит до всех заинтересованных сторон. “По мере накопления в разных реестрах данных все острее ощущается потребность в инструментарии наподобие поисковых механизмов, - заявил Мортен Олсен, директор НИОКР фирмы SilverStream Software (Биллерика, шт. Массачусетс). - Я прекрасно понимаю полезность реестров, но не знаю ни одной компании, которая бы использовала их”.

Первоначально сторонники UDDI ожидали, что новый стандарт поможет автоматизировать программирование систем. По их расчетам, компании должны были строить свои приложения таким образом, чтобы те самостоятельно обрабатывали запросы в реальном времени, определяли, какие Web-сервисы нужны для их выполнения и вызывали их без малейшего участия оператора. Однако в этих планах не был учтен человеческий фактор. “Мы работаем с крупными корпорациями, и они не очень-то хотят доверять машинам принятие решений о закупках”, - пояснил Радко из GE Global.

Свою роль играют и вопросы безопасности сделки. “Приобретая сталь на миллион долларов, компания хочет знать поставщика и быть полностью уверенной в надежности операции”, - подчеркнул Боб Сьютор, директор по стратегии электронного бизнеса корпорации IBM (Армонк, шт. Нью-Йорк). Именно поэтому намного успешнее развиваются частные отраслевые торговые площадки, где участники, как правило, хорошо знают друг друга.

Что ж, первые надежды на широкое распространение глобальных реестров не оправдались. “Я знаю компании, использующие такие реестры для контроля, например для слежения за доставкой заказанного товара или состоянием оплаты, но автоматическое проведение транзакций электронной торговли кажется мне делом будущего”, - признался Радко.

А аналитик фирмы The Burton Group (Александрия, шт. Виргиния) Джеймс Кобелус предупреждает: “Чтобы понять, как именно компании собираются развертывать новую технологию, достаточно посмотреть на финансовую сторону вопроса. Корпорациям намного дешевле пополнить функциями UDDI частную торговую площадку, чем создавать на основе этого стандарта общедоступную товарную биржу. Совершенно ясно, с чего начинает подавляющее большинство компаний”. И только когда этот первый шаг принесет плоды, можно ожидать роста интереса к глобальным бизнес-реестрам UDDI. И все равно может пройти год-два, прежде чем компании начнут двигаться в данном направлении.

“Во времена Интернет-бума эта отрасль обогнала сама себя и начала продвигать технологии, к реализации которых фирмы просто не были готовы, - считает аналитик фирмы Hurwitz Group (Фреймингхем, шт. Массачусетс) Тайлер Мак-Дэниел. - Но при нынешнем спаде и клиенты, и производители делают шаг назад и пересматривают свои потребности. Многие и сейчас верят, что реализация UDDI скажется на процессах транзакций оптовой торговли, однако распространение этого стандарта может оказаться не столь широким и быстрым, как ожидалось вначале”.

Пока же отраслевые торговые площадки будут только следить за появлением продуктов с поддержкой UDDI 2, ближе знакомиться с этим очень перспективным направлением и думать над тем, что эта спецификация может им дать.

Пол Корзеневски - независимый автор из г. Садбэри (шт. Массачусетс), специализирующийся на вопросах сетевых технологий. Связаться с ним можно по адресу: paulkorzen@aol.com.