МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

ИТ в учреждениях, связанных с регистрацией населения

Мы не очень часто посещаем такие учреждения, как ЗАГС или паспортный стол. Тем нагляднее происходящие здесь изменения. Убедиться в этом мне довелось на собственном примере. На протяжении последних двадцати с небольшим лет в ЗАГСе я побывала три раза: в 1980-м мне вручили там свидетельство о рождении ребенка, в 1995-м я пошла туда вместе с сыном, которому выдали новое свидетельство о рождении в связи со сменой фамилии при получении паспорта, а совсем недавно вновь обратиться в ЗАГС пришлось по печальному поводу - за свидетельством о смерти родственника. Первый из этих документов был выписан авторучкой, второй отпечатан на пишущей машинке, а третий - выполнен на компьютере.

Всего 20 лет, а технология создания документа поменялась два раза!

Итак, как автоматизировать работу ЗАГСа?

Наиболее сведущей в этом оказалась компания “Инсофт” (www.insoft.ru), посвятившая разработкам в данной области почти десять лет. Как рассказал заместитель ее генерального директора Анатолий Смирнов, в 1991 г. в московских отделах записи актов гражданского состояния началось внедрение многоуровневой автоматизированной интегрированной системы (МАИС) “ЗАГС”. Первым был автоматизирован Москворецкий ЗАГС, а к 1993 г. систему удалось запустить во всех столичных ЗАГСах. Это немалый объем работы - в Москве отделы ЗАГС довольно большие (что не типично для России в целом), и в каждом производится регистрация всех семи событий, касающихся гражданского состояния (рождение, смерть, брак, развод, усыновление, перемена фамилии, изменение пола), для чего в них установлено от 5 до 12 автоматизированных рабочих мест. Все сведения из районных отделов стекаются в Объединенный архив ЗАГСов Москвы (ПО для него разработано на платформе Oracle) по специальной системе связи, где и формируется общая база данных. В настоящее время все отделы, архив и само Управление ЗАГС соединены оптоволоконными линиями связи. Сегодня объем архивной базы данных насчитывает около 13 млн. актовых записей.

Возможности взаимодействия различных систем и БД с МАИС “ЗАГС”

Развитием данного проекта является перевод в электронную форму архивных актовых записей начиная с 1979 г. (что также потребовало от компании “Инсофт” разработки соответствующего ПО). Эти работы ведутся с помощью специального сканера, который позволяет обрабатывать книжки актовых записей, не расшивая их. Данные в виде графического образа сохраняются в БД, а реквизиты каждого документа (номер актовой записи и пр.) вводятся вручную. Теперь, например, для выдачи справки можно по номеру записи проверить, есть ли в наличии соответствующий документ, и вызвать его графическое изображение. Кроме того, в БД заносятся и сведения о том, где конкретно (стеллаж, полка, отдел архива) хранится оригинал (бумажная копия) документа. Как отмечают сотрудники архива, это даст возможность сократить время на обработку запроса и выдачу соответствующих справок с двух недель до нескольких часов.

МАИС “ЗАГС” после некоторой адаптации может функционировать в любом подобном учреждении России. И сегодня она работает не только в Москве - с ее помощью автоматизированы отделы ЗАГС в 26 субъектах федерации. “Конечно, для каждого региона систему приходится адаптировать в соответствии с местной спецификой, - посетовал г-н Смирнов, - ведь в настоящее время на территории России насчитывается 14 типов этих учреждений! Да и прочих особенностей у них немало: различаются классификаторы улиц, адресов, районов, количество и набор подразделений и пр.”.

А теперь - в паспортный стол

Процедурами регистрации тех или иных данных о человеке занимаются не только ЗАГСы. Ряд сведений о гражданине (его паспортные данные, записи о регистрации по месту проживания и пр.) фиксируется в паспортном столе. Здесь же имеется информация о жилом помещении, которое он занимает, о количестве зарегистрированных на данной площади человек и т. п. Идея о сборе такого рода данных в единый автоматизированный интегрированный банк данных “Население” (АИБД “Население”) появилась несколько лет назад и была поддержана (в том числе и финансово) Московским комитетом по науке и технике. “Однако это оказалось более трудной задачей, чем автоматизация ЗАГСов, - рассказывает Анатолий Смирнов, - ведь в Москве 10 префектур, 163 паспортных стола (ПС) в отделениях милиции и около 850 - в участках ДЕЗ (здесь собирают первичную информацию, которую затем передают в ПС милиции). Система, охватывающая столько объектов, оказывается весьма объемной. Сегодня мы работаем с девятью префектурами (уже автоматизировано 100 ПС милиции) и плотно сотрудничаем с ГУВД г. Москвы - ПО должно быть согласовано с его паспортным управлением.

Основой нашего подхода к автоматизации ПС является точное следование духу и букве законодательных актов и ведомственных инструкций, регламентирующих их деятельность. При этом мы стараемся максимально учесть тот порядок действий, который осуществлялся паспортисткой до компьютеризации (тем более что он определяется соответствующими юридическими документами). Именно этот путь и привел нас к успеху: в БД стала накапливаться информация, которая актуализировалась автоматически, в момент ввода новых данных”.

Сейчас, в период выдачи новых паспортов, такие технологии весьма полезны, они значительно ускоряют всю процедуру сверки и оформления.

Навстречу Государственному регистру населения

В настоящее время подготовлен проект Федерального закона о Государственном регистре населения (ГРН). Предполагается, что в нем будет содержаться основная информация регистрационного характера, полученная от паспортно-визовых служб, а также сведения о семейном положении человека, предоставляемые ЗАГСами (всего 19 показателей). Большинство этих данных есть в АИБД “Население”, поэтому после автоматизации ПС переход от нее к формированию автоматизированной системы (АС) ГРН будет несложным.

Схема, отражающая актуализацию базы данных АИБД “Население”

Сегодня создание АС ГРН особенно необходимо: эта система сможет стать действенным инструментом интеграции информационных ресурсов страны. Дело в том, что сейчас в России задействовано более 15 автоматизированных систем федерального масштаба, так или иначе имеющих дело с учетом населения. Такие системы функционируют в Пенсионном фонде, налоговых инспекциях, регистрационных палатах, управлениях социальной защиты населения и пр. В каждую из них заносятся сведения о конкретном человеке, прежде всего его паспортные данные. И всякий раз это делается заново. Понятно, что при многократном вводе информации вероятность ошибки резко возрастает. Гораздо разумнее (как это предусмотрено в хороших управленческих системах) обеспечить однократный ввод информации - в Государственный регистр, откуда затем ее могут брать (в соответствии с законом) соответствующие организации, что не только даст экономию времени, но и уменьшит число ошибок. Согласно законодательству и нормативным актам будет происходить и пополнение регистра: туда по определенным алгоритмам будет стекаться информация из паспортно-визовых служб, ЗАГСов и других БД. Конечно, здесь возникает много не только технических, но и административных и юридических аспектов, регулирующих взаимодействие этих ИС и БД, но ведь выгоды от создания и использования такого ресурса, как АС ГРН, немалые: во-первых, можно будет отказаться от проведения переписи населения, требующей больших финансовых затрат, а во-вторых, анализ заложенной в эту систему информации позволит планировать социально-экономическое развитие того или иного региона (сколько построить жилья, детских учреждений и пр.), налоговые поступления, миграционные потоки и пр. На базе данных АС ГРН каждый регион, каждая местная администрация сможет создавать свои, расширенные БД по учету населения. В общем, перспективы у такого проекта самые широкие.

МАИС “ЗАГС”

Внедрена в промышленную эксплуатацию в 1993 г.

- В настоящее время система объединяет 26 отделов ЗАГС, три дворца бракосочетания, Центральный отдел ЗАГС по регистрации смерти, объединенный архив ЗАГС, Управление ЗАГС.

- В год регистрируется более 300 тыс. актов гражданского состояния.

- Время доступа к данным:

простой запрос - 1-3 с.;

сложный запрос - менее чем 1 мин.