КОМПАНИИ
Фирма “Мобильные ТелеСистемы” (МТС, www.mts.ru), оператор сотовой связи национального масштаба, объявила о результатах своей деятельности в IV квартале и в 2001 г. в целом. МТС, число абонентов которой на сегодня составляет 3,58 млн. человек, отметила значительный рост основных финансовых и операционных показателей, а также сохранение лидирующих позиций на рынке мобильных коммуникаций России. При подобных темпах развития компания в течение нынешнего года может стать крупнейшим оператором сотовой связи в Восточной Европе.
Михаил Смирнов: “В стратегических планах
МТС - стать первым общефедеральным
оператором сотовой связи GSM в России”
Среди главных событий 2001 г. были отмечены:
- рост финансовых показателей деятельности по сравнению с результатами прошлого года - доход компании увеличился на 67% и составил 893 млн. долл; объем прибыли до расчетов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений (EBITDA) повысился на 80% и достиг 424 млн. долл; чистая прибыль возросла на 120% и составила 207 млн. долл;
- увеличение базы активных абонентов МТС на 1,4 млн. человек - до 2,65 млн. человек на конец года;
- успешная эмиссия еврооблигаций на сумму 250 млн. долл., осуществленная в декабре;
- обеспечение присутствия на ключевых региональных рынках крупнейших после Москвы городов страны - Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода, а также Юга России.
“Мы существенно расширили свой бизнес, но при этом прекрасно осознаем, что успехи прошлого года не дают нам времени на передышку, - сказал президент МТС Михаил Смирнов. - Непрерывное поступательное движение вперед - одно из непременных условий успешной работы на динамичном рынке мобильной связи вообще и России в особенности”.
Совокупные инвестиции МТС в 2001 г. выросли на 103% по сравнению с 2000-м и составили 396,7 млн. долл. Всего за время своей работы компания инвестировала в развитие своего бизнеса 881 млн. долл.
В 2001 г. в сети МТС были установлены 1002 новые базовые станции (БС), проведены работы по увеличению пропускной способности действующих БС. В результате их общее количество на 31 декабря достигло 2125, из них 1144 находится в московской лицензионной зоне и 981 - в регионах России. В данный момент компания монтирует в среднем по три БС в день.
В сети МТС в минувшем году было установлено 18 новых коммутаторов. Общее количество этих устройств, интегрированных в сеть компании на конец 2001 г., равнялось 31. В настоящий момент в сети работают 34 коммутатора, суммарная емкость которых позволяет обслуживать 5,7 млн. абонентов, в том числе в московской лицензионной зоне - 3,8 млн.
В то же время показатель оттока абонентов из компании в прошлом году существенно повысился - 26,8% против 21,6% в 2000 г. Особенно заметным этот отток был в IV квартале, что совпало с увеличением притока пользователей к конкурентам МТС, главным образом к “ВымпелКому”, который по традиции придавал важное значение качеству обслуживания подписчиков. Г-н Смирнов объяснил сложившуюся на тот момент ситуацию тарифной войной конкурентов. “Мы сознательно отдали им часть рынка “легких” абонентов в целях защиты своих финансовых показателей и не стали снижать тарифы”, - сказал он.
Похоже, что МТС все же сделала для себя правильные выводы из итогов IV квартала и, отказавшись от погони за количеством клиентов, начала уделять пристальное внимание решению вопросов качества сервиса: завершена модернизация биллинговой службы, улучшена работа звонкового центра. Сейчас компания предоставляет пользователям 71 вид услуг.
Взвешенная тарифная политика фирмы в условиях работы на массовом рынке позволила сохранить ежемесячную выручку от продажи услуг в расчете на одного абонента (ARPU) на высоком уровне даже при более чем двукратном увеличении абонентской базы МТС. Показатель ARPU по итогам прошлого года составил $36, что является одним из самых высоких показателей среди мировых операторов.
2001 г. был ознаменован не только масштабной региональной экспансией на территории России, но и началом реализации первого проекта компании на территории СНГ. В сентябре прошлого года МТС выиграла тендер на получение лицензии стандарта GSM в Белоруссии. Запустить свою сеть в этой республике МТС планирует в течение текущего года.
Безусловно, важнейшим событием для компании стало приобретение фирмы “Телеком XXI”, обеспечившее МТС выход на второй по значимости рынок России - Санкт-Петербург плюс девять регионов Северо-Запада. Менее чем за пять месяцев доля МТС на данном сотовом сегменте превысила 20%, абонентами сети стали 278 тыс. человек.
Кроме того, компания осуществила запуск сети еще в одном важном промышленном центре Поволжья - Нижнем Новгороде, а также в Кировской и Ивановской областях. Приобретя фирму “Телеком-900”, МТС реализовала свои стратегические планы в освоении территорий на востоке страны, распространив влияние на три ключевых региона Урала, Сибири и Дальнего Востока - Свердловскую и Новосибирскую области и Хабаровский край.
В апреле нынешнего года МТС обслуживала более трети всех российских абонентов, занимая, по оценке независимого агентства Y’Son & Partners, 35,2% рынка. Доля компании среди всех российских GSM-операторов составила 41%. После приобретения фирмы “Кубань GSM” число региональных подписчиков МТС достигло 1,5 млн.
Между тем, по данным IDC, МТС сейчас уверенно входит в число крупнейших операторов мобильной связи в Восточной Европе, занимая на конец прошлого года шестое место в этом списке. “При сохранении нынешних темпов роста МТС может подняться уже в текущем году на первое место, “ВымпелКом” войдет в первую пятерку, а “Мегафон” окажется в десятке лидеров в ближайшие два года”, - считает Саймон Бейкер, старший аналитик IDC Russia.
МТС: (095) 928-4355.