ПРОБЛЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ
Что резко повысило ее привлекательность в глазах зарубежных заказчиков
В середине 80-х годов минувшего столетия Министерство обороны США крепко задумалось о том, как выбирать разработчиков программного обеспечения при реализации крупномасштабных проектов. Ведь не секрет, что затягивание сроков разработки ПО и превышение затрат на создание программных пакетов (против первоначально предполагаемых) - не столь уж редкое явление. После некоторых размышлений министерство обратилось за помощью в спонсируемый им Институт программной инженерии (Software Engineering Institute, SEI, www.sei.cmu.edu), функционирующий при университете Карнеги - Меллона. Специалисты SEI, проведя многочисленные исследования и изучив опыт передовых организаций, разработали систему управления качеством, получившую название “Модель оценки зрелости для софтверной индустрии” (Capability Maturity Model for Software, SW-CMM) и предназначенную исключительно для компаний, занятых разработкой и поддержкой программного обеспечения.
Семен Мильман: “В основе нашей
политики - постоянное совершенствование
производственного процесса, а значит, и
качества предоставляемых услуг”
Эта модель управления качеством (ее версия 1.0 появилась в 1991 г.) аккумулирует опыт создания программного обеспечения и представляет собой набор требований, предъявляемых к разработчикам ПО. Всего таких требований 312. Если фирма считается относящейся ко второму уровню зрелости по классификации SW-CMM, она должна удовлетворять 116 из них, если к третьему, то - 225, к четвертому - 256, а если к пятому - то всем 312. “А где же первый уровень?” - спросите вы. Правильный ответ таков: к первому уровню зрелости относятся работоспособные фирмы, чей успех держится в основном на профессионализме и энтузиазме ее персонала.
Авторизованные специалисты, которые помогают компаниям достичь определенного уровня зрелости и имеют право на официальное подтверждение этого уровня, называются ассессорами (от английского слова assessor, буквально -“эксперт по оценке”). В мире насчитывается немногим более 400 ассессоров, их полный список находится по адресу: www.sei.cmu.edu/managing/assessors.html.
Процедура оценки уровня зрелости предприятия, а вообще говоря, доведения предприятия до определенного уровня (по сути дела она сводится к правильной постановке внутренних бизнес-процессов, гарантирующих выполнение любого заказа с заданным качеством, в намеченные сроки и без превышения фактических расходов по сравнению с заранее намеченной сметой) называется ассессментом.
Интересно отметить, что весьма значительная часть ассессоров работает не в специализированных консалтинговых компаниях, а числится в штате фирм, имеющих подразделения, занятые разработкой ПО. Тем не менее любой ассессор, независимо от места своей основной работы, может - разумеется, с согласия своего руководства - заниматься ассессментом в сторонних организациях.
Таким образом, фирма-разработчик, задумавшая выстроить свои бизнес-процессы согласно требованиям SW-CMM, имеет в выборе внешних ассессоров достаточно большую степень свободы. Однако на практике, прежде чем браться за достижение определенного уровня зрелости, фирме есть смысл подготовить несколько внутренних ассессоров, которые, работая совместно с внешними, и осуществят подъем уровня управления качеством работы компании на должную высоту.
На конец марта 2002 г. в мире было проведено около двух тысяч SW-СММ-ассессментов компаний (для сравнения: фирм, чьи системы управления качеством сертифицированы на соответствие требованиям ISO, на земном шаре около 400 тысяч): 1498 из них проводились в США, 153 - в Индии, 103 - в Англии, 47 - в Канаде, 46 - в Японии, по 27 - в Израиле и Австралии, по 21 - в Германии и в Италии, 18 - в Китае, 15 - в Сингапуре, 12 - в Нидерландах и по три - в России и Франции. Софтверных фирм пятого уровня зрелости в мире всего 62: 39 - в Индии, 20 - в США, две - в Китае и одна - в России, а четвертого - 72: 38 - в США, 30 - в Индии и по одной - в Австралии, Израиле, России и Франции. Сведения о некоторых компаниях, объявивших о своем уровне зрелости в соответствии с СММ, можно найти на сайте www.sei.cmu.edu/sema/pub_ml.html. Почему о некоторых, а не обо всех? Да просто потому, что далеко не все фирмы стремятся публично объявлять о своем СММ-статусе, к тому же есть большое количество компаний, прошедших “принудительный” ассессмент (evalution) по инициативе основных контракторов.
Сроки достижения фирмой того или иного уровня зрелости довольно значительны. Так, например, по данным SEI, перемещение компании с первого уровня зрелости на второй занимает в среднем 26 месяцев, со второго на третий - 23, с третьего на четвертый - 30, а с четвертого на пятый - 22,6 месяца.
Как уже отмечалось, в России фирм, соответствующих требованиям SW-CMM, пока всего три. Это Петербургский центр разработки ПО компании Motorola (Motorola Software Development Center in St. Petersburg, www.motorola.ru), достигший пятого уровня зрелости за пять лет совершенствования управленческих процессов, московская компания Luxoft (www.luxoft.ru, четвертый уровень зрелости ей был присвоен в конце марта) и нижегородская фирма “Тэлма” (www.telma.ru), специализирующаяся на разработке ПО для различных беспроводных устройств и аттестованная на третий уровень.
Какой ценой достигается выход на определенную ступень организации программных разработок и что этот уровень дает? Директор по качеству Luxoft канд. техн. наук Семен Мильман говорит следующее: “Прежде чем браться за достижение уровней SW-CMM, мы аттестовали свою компанию на соответствие требованиям ISO. В феврале 2000 г. наша система качества была сертифицирована в соответствии с международным стандартом ISO 9001:1994, а в октябре 2001 г. Luxoft успешно прошла сертификацию на соответствие новой версии стандарта - ISO 9001:2000. Кстати, это довольно распространенная практика, так как требования, предъявляемые к фирмам, претендующим на сертификат ISO, хотя и значительно мягче требований SW-CMM, но в чем-то с ними пересекаются. Кроме того, сертификация по стандартам ISO была необходима нам для того, чтобы получить право на участие в серьезных тендерах, связанных с разработкой программного обеспечения. К достижению четвертого уровня SW-CMM мы приступили в мае 2000 г. Начали с того, что тщательно изучили модель SW-СММ (самостоятельно, без привлечения внешних консультантов), образовали специальную группу по совершенствованию инженерных процессов (SEPG - Software Engineering Process Group), провели анализ несоответствий используемых в компании бизнес-процессов положениям SW-СММ же определили основные направления развития, разработали стратегический и тактические планы, реализовали эти планы, подготовили специальную документацию (она занимает около 500 страниц и с целью упрощения процедуры аудита выполнена на английском языке), провели внутренний ассессмент. В середине 2001 г. мы тщательно изучили список ассессоров и провели среди 15 из них своего рода тендер. Выиграли его ведущие ассессоры Бернар Эритье (Bernard Heritier) и Жак Жубер (Jacque Joubert) из компании Alstom Industrie (Франция). Затем мы подготовили шесть внутренних ассессоров, четверо из них стали равноправными участниками предварительного и официального ассессмента. В конечном итоге мы достигли четвертого уровня зрелости за рекордно короткий срок - 22 месяца (финальная стадия ассессмента, включающая аудит четырех основных и четырех вспомогательных проектов и интервью с ведущими менеджерами, проходила с 18 по 29 марта и заранее была расписана буквально по минутам, что позволило провести ее с минимальным ущербом для выполнения текущих проектов). Наши прямые финансовые затраты на ассессмент значительны, но это не убытки компании, а инвестиции в достижение ею определенного уровеня. За две недели, прошедшие после того, как мы получили официальный отчет, свидетельствующий о достижении четвертого уровня зрелости, к нам поступили деловые предложения от ряда зарубежных фирм, представители которых прежде не хотели с нами даже разговаривать”.
Размеры организаций, сертифицированных
на соответствие требованиям SW-CMM
Для ясности добавим, что портфель заказов Luxoft, специализирующейся в области разработки заказного ПО, насчитывающей свыше трехсот штатных специалистов и имеющей офисы в Москве, Сиэтле и Вашингтоне, примерно на 80% состоит из проектов (стоимостью от двух десятков до нескольких сотен тысяч долларов), выполняемых по заказам зарубежных предприятий. Г-н Мильман не считает, что достижение их компанией четвертого уровня зрелости приведет к тому, что фирма целиком сконцентрируется на выполнении зарубежных заказов. Он говорит: “Я думаю, что число заказов от российских организаций также возрастет и пропорция 20:80 сохранится в обозримом будущем. В 2004 г. мы планируем выйти на пятый уровень зрелости SW-CMM, а в будущем году нам предстоит подтвердить свою квалификацию на соответствие требованиям ISO-9001:2000. Однако хочу подчеркнуть, что главная ценность компании - ее персонал. Просто при грамотно выстроенном менеджменте этот персонал работает значительно эффективнее. Замечу также, что соответствие фирмы требованиям SW-CMM положительно сказывается на снижении текучести кадров - люди, привыкшие к порядку на работе, не очень-то стремятся идти туда, где царят хаос и анархия. Впрочем, у нас и раньше текучесть кадров была очень низкая. Что-то около 2% в год”.
Интерес к сертификации своих предприятий на соответствие рекомендациям SW-CMM проявляют десятки российских фирм. Так, например, многочасовой круглый стол “СММ-ассессмент: взгляд изнутри”, организованный Luxoft 16 апреля, привлек внимание представителей 28 российских компаний и вызвал живой интерес со стороны практически всех его участников. Характерная деталь: круглый стол начался точно в назначенный час, чем Luxoft подчеркнула ценность как своего рабочего времени, так и времени партнеров. Очень жаль, что многим отечественным ИТ-компаниям пунктуальности ой как не хватает! А ведь именно с нее начинается образцово поставленный менеджмент.
Глоссарий
- SW-CMM Level 1 - первый уровень зрелости софтверной фирмы (по классификации SW-CMM). Иногда его называют начальным (Initial). Предполагает, что работоспособность компании в значительной степени держится на профессионализме и энтузиазме ее персонала.
- SW-CMM Level 2 - второй уровень зрелости софтверной фирмы (по классификации SW-CMM). Иногда его называют повторяемым (Repeatable). Предполагает, что установлены и поддерживаются основные процессы управления проектами.
- SW-CMM Level 3 - третий уровень зрелости софтверной фирмы (по классификации SW-CMM). Иногда его называют определяемым (Definable). Предполагает наличие стандартных процессов разработки в масштабе всей компании, их документирование, стандартизацию и интеграцию в проекты.
- SW-CMM Level 4 - четвертый уровень зрелости софтверной фирмы (по классификации SW-CMM). Иногда его называют управляемым (Manageable). Предполагает количественное управление процессами и качеством продукта.
- SW-CMM Level 5 - пятый уровень зрелости софтверной фирмы (по классификации SW-CMM). Иногда его называют оптимизированным (Optimizing). Предполагает возможность предотвращения дефектов и внедрение инновационных идей и технологий.