Первая пятилетка “Пилота” и Fujitsu

POS-ТЕРМИНАЛЫ

Рост объемов розничной торговли и сопровождающий его “цивилизационный бум” в области организации торговых предприятий и их сетей вызвали активный спрос на самые современные POS-терминалы и мобильные устройства сбора данных и сканирования штриховых кодов. В 1997 г., когда российская компания “Пилот” (www.pilot.ru) заключила эксклюзивное дистрибьюторское соглашение (по POS-терминалам) с одним из крупнейших производителей специализированного оборудования для информационных систем торговых предприятий - корпорацией Fujitsu (www.fujitsu.com), ситуация была не столь очевидной. Прошло пять лет, и можно подвести предварительные итоги.

До 1997 г. подразделение Fujitsu Services (носившее тогда название Fujitsu-ICL) осуществляло в России продажи и обслуживание POS-терминалов и периферийного оборудования к ним самостоятельно. Из-за отсутствия собственной партнерской сети дела шли не столь хорошо, как хотелось, и руководство Fujitsu приняло решение передать вопросы дистрибуции в ведение местной компании. Выбор на “Пилоте” был остановлен не случайно: у компании был большой опыт в области системной интеграции (”Пилот” работает на отечественном рынке с 1992 г.), она разработала собственную систему автоматизации торговых предприятий “Посейдон” и ПО для POS-терминалов “Профи-Т”.

За прошедшее время “Пилотом” было реализовано множество проектов автоматизации торговых предприятий, в числе которых универмаги “Детский мир”, “Московский”, “Белград”, “Молодежный”, “Серпуховский”, сети магазинов “Ароматный мир”, “Старик Хоттабыч”, “Цезарь-Парк”, “Перекресток”, “Л’Этуаль”, кинотеатров “Империя кино”, “Кодак-Киномир”, ресторанов “Ростик’с”, “Патио Пицца”, “Елки-палки”, “Пушкин”, “Прага”.

По словам директора “Пилота” по маркетингу Андрея Хаустова, по-прежнему львиная доля заказов приходится на Москву: даже Санкт-Петербург ей в этом отношении значительно уступает. Лишь 25% продаж кассовых аппаратов Fujitsu приходится на регионы, а ведь там работает 30 из 40 партнеров “Пилота”. По прогнозам руководства компании, наблюдающийся рост спроса на современные информационные решения для розничной торговли в российской глубинке позволит уже в ближайшие 2-3 года увеличить долю региональных продаж до 50%. Думается, однако, что такое развитие событий будет возможно лишь в случае достаточной платежеспособности населения. А впрочем, программы бонусов, скидок и специальных предложений, которые невозможно осуществить без современной информационной системы, интересны прежде всего для не самых зажиточных людей, и это обстоятельство тоже способно дать толчок продвижению современных технологий в регионы.

Прилавок не терпит суеты

Рынок POS-терминалов весьма консервативен. Эти изделия являются, по сути, специализированными промышленными ПК, где особое внимание уделено безотказности и возможности подключения большого числа устройств ввода-вывода, электропитание которых осуществляется через коммуникационные порты. Сроки их морального старения гораздо более длительны, чем у ПК общего назначения: многие POS-терминалы по-прежнему функционируют под управлением MS-DOS и ранних версий Windows, хотя по техническим характеристикам это достаточно мощные машины. Так, самый популярный по итогам работы “Пилота” в 2001 г. терминал TeamPoS 4000 содержит процессор класса Pentium, 32 Мб памяти и 4 Гб жесткий диск.

Никому здесь не придет в голову менять оборудование, успешно справляющееся со своими задачами, только потому, что на рынке появилось новое поколение процессоров или операционных систем. Средний срок эксплуатации POS-терминала - 8-12 лет. В частности, все упомянутые выше проекты “Пилота” базируются на хорошо зарекомендовавших себя и давно присутствующих на рынке моделях TeamPoS 4000 и TeamPoS 5000. По мнению заместителя генерального директора компании Александра Усова, сейчас сложились благоприятные условия для решений, использующих самый современный POS-терминал Fujitsu TeamPoS 2000, обладающий мультимедийными возможностями и способный функционировать под управлением Windows NT/2000. Его конструкция позволяет подсоединять новые периферийные устройства, не выключая кассовый аппарат, а также быстро заменять любые компоненты, в том числе системную плату. Нелишне будет напомнить, что TeamPoS 2000 был впервые представлен еще на выставке Комтек-2000.

Куда смотрит заказчик

Вообще-то наличие у кассового терминала тех или иных функций, важное само по себе, не является главным аргументом в конкурентной борьбе на этом рынке. По оценкам г-на Хаустова, российский рынок POS-терминалов brand name (а это около половины всего отечественного рынка POS-терминалов) поделен между четырьмя вендорами: доля Futjitsu на нем - 40%, Wincor Nixdorf - 27%, IBM - 20%, NCR - менее 13%. Крупнейшие российские системные интеграторы, занимающиеся автоматизацией предприятий торговли, являются моновендорными поставщиками кассовых терминалов. Тем не менее конкуренция, разворачивающаяся между ними в рамках тендеров, сосредотачивается не на функциональных возможностях оборудования или приложений, а на полноте и качестве обслуживания. Если же речь заходит о цене, то заказчика все чаще интересует не позиция в прайс-листе, а совокупная стоимость владения (TCO) на протяжении ближайших пяти лет. В частности, именно эти аргументы были приняты во внимание в успешном для “Пилота” тендере французской сети гипермаркетов Auchan, которая планирует открыть свой первый магазин в Москве.

Немалую роль в укреплении позиций “Пилота” сыграла аккредитация в январе нынешнего года сервисного центра компании в качестве одного из четырех в мире сервис-центров корпорации Fujitsu по обслуживанию и ремонту POS-терминалов и другого торгового оборудования. Уникальность этого события в том, что остальные три центра, расположенные в США, Великобритании и Японии, являются подразделениями самой Fujitsu. В зону ответственности сервисного центра “Пилота” входят страны СНГ и ряд государств Восточной Европы. По словам Александра Усова, в настоящий момент обсуждается возможность включения в этот список и других стран, например, Португалии.

Близость центров технического обслуживания к заказчику может стать одним из весомых конкурентных преимуществ. Как рассказал г-н Усов, по закону, вышедший из строя кассовый аппарат должен быть восстановлен в течение 36 часов, и соблюдение этой нормы обеспечивается несколькими десятками региональных сервисных центров, получивших аккредитацию у “Пилота”. Однако эти центры имеют право заменять только функциональные блоки, а не отдельные детали, и самое главное, у них нет полномочий на работу с так называемым фискальным модулем. Наличие фискального модуля обеспечивает снятие защищенной информации налоговыми органами и, образно говоря, превращает POS-терминал в признанный российским законодательством контрольно-кассовый аппарат. Все работы по ремонту фискального модуля выполняет “Пилот”.

Условия сервиса являются предметом договоренности с каждым отдельным заказчиком, но большинство из них подписывается на абонентское обслуживание, в рамках которого можно оговорить уровень предоставляемых услуг: к примеру, за дополнительные деньги получить гарантию более быстрого восстановления работоспособности терминала, чем предусмотренные законом 36 часов. По мере роста инсталлированной базы POS-терминалов доля услуг в обороте “Пилота” растет, хотя и уступает пока системной интеграции и дистрибуции, двум другим основным направлениям бизнеса компании. “Сейчас отечественный рынок переживает этап бурного роста, - уточняет Андрей Хаустов. - В частности, наши продажи POS-терминалов за последний год практически удвоились. Поэтому говорить о доминировании услуг сопровождения и технической поддержки в структуре доходов компании в ближайшие два-три года не приходится. Однако мы ожидаем, что через пять-семь лет структура доходов фирмы “Пилот” будет мало отличаться от структуры доходов западных компаний, работающих на рынке информационных систем торговых предприятий”.

Куда движется рынок

Если говорить об эксплуатации POS-терминалов, следует иметь в виду, что это очень надежные и ответственные компьютерные системы. Их высокая по сравнению с обычным ПК цена объясняется, в частности, жестким выходным контролем на предприятии-изготовителе и наличием ряда архитектурных особенностей. Так, в модели TeamPoS 2000 предусмотрено использование двух зеркально дублирующих друг друга жестких дисков. Допускается также удаленное администрирование и дистанционный мониторинг узлов кассовых терминалов. Разумеется, все это приводит к тому, что отказы подобных устройств случаются крайне редко (в отличие от регулярно зависающих домашних и офисных ПК), однако и возможные потери несопоставимы. Конструкторы продолжают искать новые решения, и, например, теперь на замену системной платы в TeamPoS 2000 отводится не более семи минут.

В отличие от традиционных бизнес-приложений, клиент-серверная архитектура большинства торговых систем, где клиентами являются POS-терминалы, по-прежнему ориентирована на толстого клиента, который зачастую должен быть способен длительное время функционировать автономно. Столь популярные сегодня в ИТ-отрасли архитектуры с тонким клиентом, где вся бизнес-логика реализуется на сервере, воспринимаются крайне осторожно: владельцы магазинов не хотели бы, чтобы деятельность торгового предприятия приостанавливалась из-за проблем в сети. Нередко прикладная система строится таким образом, что все транзакции завершаются на POS-терминале, а затем осуществляется репликация данных на сервере. Все это предъявляет дополнительные требования к производительности и надежности компьютеризированных касс. В “Пилоте” не исключают, что сервероцентрические архитектуры придут со временем и на рынок торговых систем, но для этого они должны стать более зрелыми.

Есть свои препятствия и на пути широкого внедрения беспроводных технологий, позволяющих магазинам более гибко использовать имеющийся у них парк POS-терминалов и устройств сбора данных. По словам Александра Усова, отечественные регулирующие органы рассматривают беспроводные ЛС, излучение которых даже не выходит за стены торговых и складских помещений, как обычные сети связи и требуют получения специального разрешения, а на это уходит от 1 до 1,5 лет. Как же быть, если некоторые современные решения, особенно при автоматизации складов, просто невозможно реализовать без беспроводных технологий? В “Пилоте” считают, что процедуры регистрации частотного диапазона для таких задач должны быть существенно упрощены.

Что можно сказать о перспективах данного сегмента рынка? По оценке Андрея Хаустова, число POS-терминалов brand name, установленных за все время в российских торговых предприятиях, не перевалило еще за отметку 10 тыс. Для сравнения: в США, где торговая инфраструктура давно сформировалась, только за год продается свыше 60 тыс. таких аппаратов. Если развитие розничной торговли в нашей стране будет продолжаться теми же темпами и охватит не только две столицы, но и регионы, то, по прогнозам “Пилота”, в России уже к 2004 г. будет продаваться по 10 тыс. подобных компьютеризированных кассовых машин в год.