БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЕ
Можно не только управлять процессом разработки ПО, но и совершенствовать его
AllFusion - одно из наиболее интересных семейств среди продуктов компании Computer Associates (www.ca.com). В него входят инструменты, помогающие ИТ-персоналу достигать максимальной бизнес-отдачи от внедрения ИТ-решений. AllFusion включает в себя несколько комплектов программ - ПО бизнес-моделирования (AllFusion Modeling Suite), управления процессами (AllFusion Process Management Suite), управления работой команд (AllFusion Change Management Suite) и управления изменениями в корпоративной ИТ-инфраструктуре (AllFusion Change Management Suite). На CAWorld’2002 были представлены новые версии этих пакетов, позволяющие более четко учитывать в ИТ-проектах информацию о структуре и специфике бизнеса.
AllFusion Modeling Suite
Семейство Modeling Suite хорошо известно в нашей стране благодаря пакету моделирования структур баз данных AllFusion ERwin Data Modeler и AllFusion Process Modeler (бывший BPWin - ПО моделирования бизнес-процессов в методологиях IDEF0, IDEF3 и DFD), приобретенному CA вместе с компаний Progress Software.
Однако помимо этих двух продуктов в семейство входят и другие важные приложения - AllFusion Model Manager (своего рода “концентратор” знаний и управления версиями компонентов бизнес-моделей при групповой работе над ними), AllFusion Data Model Validator (проверка качества схем БД) и AllFusion Component Modeler (моделирование архитектуры компонентных приложений).
Все вместе они позволяют связывать требования к базам данных и программным приложениям с бизнес-требованиями, направленными на увеличение эффективности деятельности компаний. Объявленные на CAWorld’2002 новые версии этих программ содержат улучшенные средства для многопользовательской и групповой работы, а также для разрешения конфликтов моделей, управления их версиями и обеспечения безопасности.
AllFusion Change Management Suite
Этот набор предоставляет в распоряжение пользователя широкий спектр методологий для ведения сложных многоплатформных разработок. Он интегрируется с различными средами (включая Microsoft Visual Studio .NET), помогая связать бизнес- и ИТ-аспекты процесса управления изменениями.
В основе пакета лежит библиотека эталонных практик в области управления изменениями и средства для ее расширения и уточнения. Ключевыми продуктами являются AllFusion Harvest Change Manager (AHCM), AllFusion Endevor Change Management (AECM) и AllFusion Change Manager Enterprise Workbench (ACMEW).
AHCM - это решение для управления изменениями и конфигурациями, помогающее контролировать жизненный цикл разработки ПО. В него входят инструменты для определения процесса внесения изменений, слежения за ресурсами и управления ими в процессе разработки, управления бильдами, анализа воздействия вносимых изменений и управления возникающими проблемами. Пакет позволяет под разными углами исследовать жизненный цикл программных продуктов как руководству компании, его менеджерам, так и самим разработчикам.
AECM похож по назначению на AHCM и предоставляет средства управления изменениями и конфигурациями в среде IBM OS/390, в том числе средства управления жизненным циклом, версиями, конфигурациями, релизами и изменениями.
ACMEW объединяет возможности AHCM и AECM, кроме того, он оснащен Web-интерфейсом, благодаря чему его можно применять в очень больших проектах, ведущихся территориально-распределенными командами. ACMEW позволяет всем заинтересованным сторонам просматривать информацию, относящуюся ко всем группам в организации, и использует концепцию “корпоративного пакета” для синхронизации работ над разными частями конкретного проекта, даже если они ведутся в разнородных средах разработки.
AllFusion Process Management Suite
Комплект ПО AllFusion Process Management Suite - одно из самых интересных решений CA; его стендовая демонстрация на CAWorld’2002 произвела на меня наибольшее впечатление. Он содержит инструменты для подготовки проектов и управления ими. В комплект входят программы AllFusion Project Engineer, AllFusion Project Planner, AllFusion Project Timesheet, AllFusion Project Office Console и AllFusion Advisor. Ориентация на Web дает возможность территориально- распределенным командам работать со многими из этих продуктов.
Создание любого проекта начинается с использования AllFusion Project Engineer. Он позволяет работать с репозиторием эталонных бизнес-процессов, содержащим как библиотеки процессов, предлагаемых CA, так и наработки компании-пользователя. Пользователь может импортировать процессы или их части (задачи) в свой проект.
Эталонные бизнес-процессы описывают этапы разработки, их длительность и роли участников. С помощью специальных инструментов руководитель проекта может составить из них детальный план проекта, а затем откорректировать его, внеся изменения на базе собственных знаний и заменив условные названия ролей именами или должностями конкретных людей. На основе этого плана специальным мастером генерируется список задач, оцениваются сроки их исполнения и необходимые ресурсы. Из Project Engineer этот план можно импортировать в специализированные средства управления проектами, такие, как Microsoft Project (обратная синхронизация также возможна).
AllFusion Project Planner отвечает непосредственно за управление проектами. С его помощью возможно не только планирование использования ресурсов (человеческих или иных) в проекте, но и прогнозирование выполнения задач. Как и многие подобные инструменты, он позволяет отслеживать ход исполнения проекта и генерировать отчеты.
Остальные продукты семейства обеспечивают Web-доступ к проектной информации.
AllFusion Project Timesheet позволяет членам команды отчитываться через Web об исполнении порученных им задач и о времени, затраченном на эту работу. Кроме того, сотрудники могут передавать данные о своей загрузке, не связанной напрямую с проектом. Все эти сведения сохраняются в едином специализированном репозитории данных по проекту, удаленный доступ к которому обеспечивает приложение AllFusion Project Office Console. Оно дает возможность управлять ресурсами, правами доступа, планами организационных мероприятий.
Третий продукт, AllFusion Advisor, представляет собой Web-ориентированную систему управления знаниями, обеспечивающую доступ к процессам и информации по проекту. Каждый участник проекта может, например, узнать, от кого из его коллег будет зависеть успешное исполнение его собственных поручений, и сравнить планируемый ход проекта с реальным.
Новое качество дает комбинация разных продуктов AllFusion. Она позволяет не только управлять процессами разработки ПО в организации, но и непрерывно совершенствовать эти процессы. Благодаря единому репозиторию бизнес-аналитик может анализировать осуществленные проекты, формализовать накопленные в них знания и корректировать сохраняемые в библиотеке бизнес-процессов эталонные практики.