СТАНДАРТЫ
В студенческие годы у меня были два приятеля - Сеня и Петя. Взгляды молодых людей на окружающий мир весьма сходились, радикализмом они не страдали, иногда читали умные книжки, иногда ходили на дискотеки или футбол. И вдруг друзья рассорились вдребезги. Нет-нет, хорошенькая девушка оказалась здесь совершенно ни при чем. Они не смогли договориться по более принципиальному вопросу: что является самым ярким признаком цивилизации - искусство или стандартизация. Вопрос, конечно, спорный и упирается в проблему, что именно считать цивилизацией. Дискуссия же Сени и Пети, к сожалению, быстро вышла за цивилизованные рамки, и один из спорящих целую неделю после обсуждения ходил с подбитым глазом, а к общему мнению приятели так и не пришли. Тем не менее автор этой статьи, активно болевшая за Сеню, все же склоняется к мысли, что стандартизация как-то ближе к понятию “цивилизация”. И вот почему. Картография тоже когда-то была искусством. Древний человек, обильно поросший шерстью, рисовал на песке план местности, не задумываясь о масштабе или унификации условных обозначений. Но эти времена давно прошли, картография стала точной наукой, и в настоящее время проблема стандартизации в ГИС ощущается очень остро. Среди организаций, ею активно занимающихся, стоит назвать консорциум Open GIS (Open GIS Consortium, OGC, www.opengis.org).
Стандартизация в геоинформатике
В области ИТ все стандарты можно формально разделить, в зависимости от порядка разработки и процедуры принятия, на три категории: стандарты де-юре, стандарты де-факто и стандарты, разрабатываемые консорциумами. Считается, что последние отличаются относительно большой скоростью разработки и эффективной процедурой принятия, являя собой удачную альтернативу двум первым типам. Российское законодательство по стандартизации существование таких стандартов допускает (www.mgis2001.openpower.ru/Archive/Conf_1996/Doc/doc19.php).
Что касается стандартов де-юре, то вопросами их разработки в области пространственной информации занимается множество организаций в разных странах. В России - это Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт, www.gost.ru), Федеральная служба геодезии и картографии России (Роскартография, www.roskart.ru), Государственный научно-внедренческий центр геоинформационных систем и технологий (Госгисцентр), а также Центральный научно-исследовательский институт геодезии, аэросъемки и картографии им. Ф. Н. Красовского (ЦНИИГАиК) и 29-й НИИ МО РФ (подробнее см. статью по адресу: www.geosphera.ru/?ID=46). В структуре Госстандарта на проблемах геоинформатики специализируются два тематических комитета: ТК-22 (информационные технологии) и ТК-394 (географическая информация/геоматика). Список стандартов РФ, имеющих отношение к ГИС-тематике, можно найти по адресу: www.roskart.ru/Activity/gost.htm.
В мировом масштабе основное влияние на область стандартизации пространственной информации оказывают International Standard Organization (ISO, www.iso.org), американские Federal Geographic Data Committee (FGDC, www.fgdc.gov), US Geological Service (USGS, mapping.usgs.gov), American National Standards Institute (ANSI, www.ansi.org) и National Imagery and Mapping Agency (NIMA, www.nima.mil), International Cartographic Association (ICA, www.geovista.psu.edu/sites/icavis), Open Information Interchange (OII, www.diffuse.org/oii/en/oii-home.html), разрабатывающая стандарты по заказу Еврокомиссии, и некоторые другие (подробнее см.: www.diffuse.org/oii/en/gis.html, clio.mit.csu.edu.au/subjects/spa200/Topic5.htm или rockyweb.cr.usgs. gov/nmpstds/links.html). Среди этого списка особо следует выделить ISO, в состав которой входит технический комитет 211 (www.isotc211.org), занимающийся вопросами геоматики и стандартизации географической информации. В России с ISO/TC 211 работает Технический комитет № 394 Госстандарта.
Цели и задачи OGC
Open GIS Consortium разрабатывает третий вид стандартов, существующих помимо де-юре и де-факто. Необходимость в них определяется проблемами, связанными с качеством стандартов де-юре, а также длительным сроком их принятия.
Целью Консорциума, по утверждению его создателей, является мир, в котором каждый человек имеет возможность пользоваться преимуществами, которые дает доступ к пространственной информации и услугам на ее базе. Исходя их этого формулируется задача: разработка спецификаций интерфейсов для работы с пространственными данными и предоставление их всем заинтересованным лицам. Продукты и услуги, созданные с учетом спецификаций OGC, имеют возможность свободно обмениваться пространственной информацией независимо от типа сети, характера приложений или платформы. В настоящее время в состав OGC входит более 220 коммерческих организаций, имеющих отношения к разработке ГИС или применяющих географическую информацию в своих приложениях.
OGC стремится сделать свою деятельность максимально открытой, используя практически любую возможность для того, чтобы все заинтересованные лица могли высказаться, внести свои предложения и протестировать спецификацию до того, как она будет утверждена. Также Консорциум поддерживает тесные отношения с другими организациями - разработчиками стандартов, упомянутыми выше. В целом OGC действует по принципу “всех выслушать, все учесть и ни на кого не давить”.
История OGC
Формально историю Open GIS Consortium можно проследить с начала 80-х годов, когда US Army Corps of Engineers (www.usace.army.mil) создал свободно распространяемую ГИС GRASS (Geographic Resource and Analysis Support System), которая работала под управлением ОС UNIX и быстро завоевала популярность во многих странах мира. Неудивительно, что вокруг системы начали концентрироваться специалисты, образовавшие как пользовательские группы, координируемые организацией под названием GRASS TURF (GRASS: The User Forum), так и группы разработчиков, чья деятельность курировалась Наблюдательным комитетом (The GRASS Interagency Steering Comittee, GIASC). В 1992 г. GRASS TURF и GIASC слились, образовав Open GRASS Foundation, занявшуюся вопросами взаимодействия между продуктами различных поставщиков. Тогда-то и появился термин Open GIS. Большую роль сыграли спонсоры: сначала это была PCI Geomatics (www.pcigeomatics.com), а чуть позже большую поддержку оказала Sun Microsystems (www.sun.com). В том же 1992 г. Open GRASS Foundation начала проект Open GIS Application Environment, работа над которым и привела в конце концов к тому, что организация сначала сменила название на OGIS, Ltd., а потом, в 1994 г., стала называться Open GIS Consortium, Inc. В 1995 г. членом OGC стала компания Oracle, а год спустя - Microsoft. В 1999 г. International Standard Organization опубликовала соглашение между ISO/TC 211 и Open GIS Consortium, формализовавшее вопросы сотрудничества между двумя организациями. С тех пор взаимодействие между ISO и OGC продолжает расширяться и углубляться.
Спецификации OGC
Все спецификации, разработанные Open GIS Consortium, делятся на два типа: абстрактную спецификацию (Abstract Specification), которая регламентирует общие принципы построения ГИС, и конкретные спецификации для разработки программного обеспечения (Implementation Specification). Число последних постоянно растет. В настоящее время на сайте www.opengis.org доступны 11 спецификаций для разработки ПО.
OGC и Россия
Членство в OGC стоит от 300 долл. (для учебных заведений) до 50 тыс. долл. (для партнеров) в год. К сожалению, ни одна российская компания или организация членом Open GIS Consortium не является. Более того, мне неизвестен ни один российский продукт, реализованный с учетом спецификаций OGC. Результатом этого может стать тотальная неконкурентоспособность российских ГИС-продуктов на мировом рынке (в их число не входят узкоспециализированные продукты типа векторизаторов или фотограмметрических систем, которые опираются на мощную школу советской/российской математики и выигрывают в конкурентной борьбе); геоинформационным же системам и приложениям общего назначения, похоже, делать в мире особенно нечего: “Нестандарт-с”. В то же время даже самые крупные российские разработчики ГИС считают, что переписывать все наработки согласно спецификациям OGC - слишком долго, дорого, трудоемко и неизвестно, окупятся ли затраты. Кроме того, на это банально не хватает денег, а российский рынок ГИС недостаточно обширен, чтобы “накопить жирок” для рывка.