КОРПОРАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ

Какую пользу приносит предприятиям внедрение информационных технологий и как оценить экономический эффект тех или иных ИТ-проектов? Интерес к подобным вопросам столь велик, что именно они вызвали наиболее оживленную дискуссию на проведенном в середине апреля десятом ежегодном симпозиуме IT&TELECOM REVIEW’2002 “Эффективные технологии для эффективного бизнеса”. Его организатор - компания Market-Visio/EDC - пригласила около сотни участников, представлявших поставщиков ИТ-продуктов и услуг, аналитические и консалтинговые фирмы, профильные министерства и конечно же предприятия разных отраслей. Тем не менее удовлетворившего всех ответа на поставленный выше вопрос получить так и не удалось. В чем же дело?

По мнению Анатолия Карачинского, у нас все еще

немало предприятий, успех которых определяется

не конкурентными преимуществами, а близостью к

государственным финансовым потокам

Думается, в том, что одного пригодного на все случаи жизни ответа в столь простой форме просто не существует. Некоторые ветераны отрасли призывали не изобретать велосипед и вспомнить существовавшие некогда методики технико-экономического обоснования. Вряд ли стоит всерьез полагаться на инструменты, предназначенные для совсем другой экономической системы, которые и в прошлые времена давали, по мнению остряков, ответ лишь на один вопрос: “Какой в результате будет нанесен экономический эффект?”.

Не в деньгах счастье

Конечно же есть всеобщий эквивалент - деньги. Казалось бы, именно на этой основе и следует искать способы оценки эффективности ИТ-проектов: подсчитайте грядущие доходы или прибыль, вычтите затраты и возрадуйтесь, если в итоге получите положительную величину. Один из таких подходов был представлен независимым консультантом Андреем Горлановым. Впрочем, он и сам признает его ограниченность, указывая на то, что существуют еще нематериальные и стратегические выгоды, не имеющие денежного эквивалента.

Но даже если оставаться на “монетаристских” позициях, очевидны некоторые методологические пробелы. На один из них обратил внимание президент корпорации “Галактика” Николай Красилов. Строго говоря, следует сравнивать финансовые показатели компании, осуществившей внедрение ИТ, с показателями той же компании “в первобытном состоянии”, а ведь ее к моменту оценки уже просто не существует. Хотя “Галактика” по требованию заказчика иногда и выполняет расчеты экономической эффективности своих проектов, по мнению г-на Красилова, в этом есть доля лукавства. Сразу несколько докладчиков упомянули некую фирму, которая в результате внедрения ERP-системы обанкротилась. Они, конечно, хотели подчеркнуть важность правильного выбора программного продукта и консультантов, но никто сегодня не скажет, что было бы с этой компанией, не ввяжись она в ERP-проект. Вполне вероятно, что она разорилась бы при любом развитии событий по совершенно другой причине, но проверить эту гипотезу уже невозможно.

На Западе наряду с ростом прибыльности в качестве цели ИТ-проекта выступает повышение капитализации предприятия. В силу неразвитости отечественного фондового рынка у нас это бывает гораздо реже. Положительный пример такого рода привел президент IBS Анатолий Карачинский, вспомнивший, что в 1999 г. “Сургутнефтегазу” удалось довести свою капитализацию до 10 млрд. долл. во многом благодаря прозрачности бизнеса компании для инвесторов. Капитализация, как и прибыль, измеряется в долларах, но понятно, что при оценке экономического эффекта данные величины принципиально несопоставимы. Прибыль - это уже полученные вами деньги, а если попытаться продать все акции, то цена их резко упадет и капитализация будет выражаться совсем иной величиной.

На первом месте - цель

Еще сложнее оценивать эффективность ИТ-проекта, если цель его не может быть непосредственно сведена к денежным показателям. Об этом упомянул директор по маркетингу фирмы “Инфотекс Интернет Траст” Евгений Акимов, указав на проекты, призванные обеспечить информационную безопасность предприятия. Конечно, в некоторых случаях можно оценить вероятность хищения данных или вывода сети из строя, а также возможный финансовый ущерб, но, строго говоря, вложенные в безопасность деньги напрямую никогда не возвращаются.

Как считает Петра Гартцен, в странах с развитой

экономикой бизнес-среда сегодня меняется столь

стремительно, что стратегии в традиционном смысле

этого слова, рассчитанные на пять-семь лет,

становятся бесполезными

В качестве другого примера можно рассматривать доклад консультанта департамента корпоративного управления Министерства экономического развития РФ Кирилла Смирнова, рассказывавшего о ФЦП “Электронная Россия”, бюджетное финансирование которой на протяжении 8 лет составляет 1,3 млрд. долл. Как оценить, насколько эффективно будут использованы эти деньги? Государство трактуется здесь как некая корпорация, для повышения эффективности которой используются информационные технологии. Среди поставленных целей фигурируют, например, повышение качества образования и открытость органов власти перед населением, но эти категории вообще не должны оцениваться в деньгах. По словам г-на Смирнова, предполагается выработать набор индикаторов эффективности. Измеряя их, можно будет отслеживать успешность выполнения целевой программы. Кто станет создавать набор подобных индикаторов? С этой целью будет проведен специальный конкурс среди организаций, не подчиняющихся Минэкономразвития.

Кому верить

К сожалению, вопрос о том, кто должен оценивать эффективность ИТ-проектов, не получил в рамках конференции должного развития. Если бы этим искусством владели заказчики, вряд ли они стали бы искать кого-то еще. Характерным в этом отношении было эмоциональное обращение директора управления внедрения и сопровождения автоматизированных систем Сбербанка РФ Андрея Хлызова, сообщившего, что у Сбербанка есть четко сформулированная стратегия, намечены конкретные цели, но никто (в том числе и на данной конференции) не представил отработанных методик оценки экономического эффекта внедрения информационных технологий. Впрочем, как отметил руководитель отдела информационных технологий фирмы КРОК Александр Буйдов, иногда ИТ-отдел предприятия, на котором внедряется то или иное решение, противопоставляет себя системному интегратору, а в этом случае ждать объективности от, казалось бы, самой заинтересованной стороны тоже не приходится. Вероятно, больше опыта в этих вопросах у консультантов и системных интеграторов, но если они же занимаются и внедрением оцениваемых проектов, их прогнозы не могут считаться вполне объективными.

По мнению г-на Карачинского (IBS), заказчики хотели бы иметь дело с таким исполнителем ИТ-проекта, которому они могли бы полностью доверять. Он должен помочь им заработать деньги с помощью информационных технологий, а вопросы выбора поставщиков аппаратных и программных решений при этом можно было бы целиком делегировать исполнителю. Если такое доверие имеет место, то расчет экономического эффекта тоже можно поручить системному интегратору. Однако столь гармоничные отношения формируются далеко не всегда. Об этом свидетельствует, в частности, реплика генерального директора компании “Интеллект-Сервис” Владимира Пичугина. Он сообщил, что ему известны случаи, когда консультанты сначала предлагают заказчику ERP-систему подороже, а затем, если видят, что у того туго с финансами, советуют установить более дешевую. В свою очередь, финансовый директор фирмы “Цефей” Марина Хохлова посетовала, что поставщики ERP-систем иногда предлагают заказчику изменить бизнес-процессы лишь для того, чтобы они соответствовали функциональности продаваемого программного продукта. Поскольку доверие - материя весьма тонкая, может быть, стоит привлекать для оценки экономического эффекта независимых ИТ-аудиторов?

Теоретические схемы и жизнь

Иногда ИТ-проект бывает необходим для того, чтобы обеспечить само существование нового бизнеса, будь то мобильная коммерция, интернет-банкинг или оплата счетов операторов сотовой связи. К примеру, нужно, чтобы время ожидания каждого из нескольких миллионов клиентов не превышало 15 секунд. В этом случае заказчик получает не рост доходов, а конкурентное преимущество, которое когда-нибудь, конечно, принесет прибыль, но сейчас требуется ему просто для того, чтобы не быть вытесненным с рынка.

В общем случае, как считает руководитель проектов компании IBS Алексей Ищенко, отправной точкой должны быть бизнес-цели, а уже от них следует переходить к задачам, решаемым информационными технологиями. После этого нужно построить поддающиеся измерению ключевые показатели и контролировать их достижение. Более эффективным будет то решение, которое обеспечит за приемлемое время выход на требуемые ключевые показатели и окажется максимально дешевым. Пожалуй, такой подход следует признать самым логичным. Тем не менее и он не свободен от методологических недостатков, и на них тут же обратили внимание другие участники конференции.

Николай Красилов убежден, что не бывает

технологий безусловно хороших или плохих. Все

зависит от решаемых задач и поставленных целей

Так, по мнению руководителя департамента управленческого консалтинга фирмы Robertson & Blums Сергея Брускина, будет совсем не просто отделить влияние факторов, связанных с использованием ИТ, от иных причин (изменение конкурентной среды, увеличение спроса на конкретное изделие и т. д.). Более того, известны случаи, когда всего лишь выполнение рекомендаций консультантов, сделанных по результатам предпроектного обследования предприятия, приносило немалые выгоды без применения каких-либо информационных технологий.

Нужна ли эффективность, если нет конкуренции?

Как рассказала директор по исследованиям аналитической компании Gartner Петра Гартцен, в странах с развитой экономикой бизнес-среда сегодня меняется столь стремительно, что стратегии в традиционном смысле этого слова, рассчитанные на 5-7 лет, становятся бесполезными: их приходится трансформировать еще до того, как они могут быть выполнены. Некоторые предприятия вообще отказываются от стратегического планирования и пытаются лишь как можно быстрее реагировать на изменяющиеся обстоятельства. В таких условиях оценка эффективности, основанная на сопоставлении затрат и степени приближения к поставленным в рамках стратегии целям, теряет всякий смысл. Вероятно, здесь адекватным индикатором эффективности информационной системы предприятия могла бы стать ее гибкость и способность к восприятию новых бизнес-процессов, но для этого нужно выработать соответствующие метрики.

Компаниям, не желающим отказываться от стратегического планирования, приходится строить несколько альтернативных стратегий и следовать той из них, которая в данный момент в наибольшей степени соответствует состоянию бизнес-среды. Разумеется, каждая стратегия характеризуется своим набором целей, и управление при этом напоминает стрельбу по мишеням, которые не только движутся (меняют свои количественные параметры), но и возникают из ничего. При оценке предполагаемого эффекта от ИТ-проекта в этом случае придется рассматривать его с точки зрения каждой из альтернативных стратегий, что существенно усложнит и без того туманную процедуру.

Как подчеркнула г-жа Гартцен, в последние годы движущими силами развития западных компаний являются рост конкуренции и усложнение среды ведения бизнеса. У нас же, как заметил Анатолий Карачинский, все еще есть немало предприятий, чей успех определяется неконкурентными преимуществами, а близостью к государственным финансовым потокам или использованием неких “серых” схем. По каким методикам оценивать эффективность внедрения ИТ в таких организациях? Думается, в силу именно этого обстоятельства сразу же зашла в тупик дискуссия за круглым столом, когда ведущие предложили обсудить тезис о том, что эффективным следует считать тот ИТ-проект, который делает предприятие более эффективным. Сергей Брускин тут же заявил, что ему известна масса абсолютно неэффективных предприятий и тем не менее живущих припеваючи и умело использующих при этом информационные технологии (например, для того чтобы произвести впечатление на западного инвестора).

Немного о расходах

Пока что мы говорили лишь о том, как оценить выгоды, приносимые ИТ. Другая важная тема - какой ценой эти выгоды достигаются. Участвовавшие в конференции представители вендоров, системных интеграторов и консультантов сказали по этому поводу немало верных слов, не забывая подчеркнуть достоинства своих продуктов и решений. Трудно, например, не согласиться с тем, что при оценке издержек следует учитывать не стоимость приобретения продукта, а совокупную стоимость владения (TCO). В данной статье не хотелось бы останавливаться подробно на этих вопросах, поскольку им в той или иной мере посвящен каждый номер PC Week/RE.

В своем выступлении Николай Красилов, конечно, тоже постарался отметить достоинства ERP-систем компании “Галактика”. Тем не менее он признал, что не бывает технологий безусловно хороших или плохих. Все зависит от решаемых задач и поставленных целей. Действительно, не будем забывать старую мудрость о том, что пеший может достичь цели быстрее конника, если последний скачет в неверном направлении.

Версия для печати