ИНТЕРВЬЮ

Компания Novell (www.novell.ru) в последнее время значительно изменилась. Перемены коснулись и штаб-квартиры, и филиалов. О новом облике фирмы редактор PC Week/RE Александр Трубицын беседует с главой московского представительства Константином Чикиным.

Константин Чикин

PC Week: Какие события, на ваш взгляд, изменили облик Novell?

Константин Чикин: Поменялся бизнес компании. Раньше Novell воспринимали, а в некоторых регионах воспринимают до сих пор, как производителя надежных сетевых операционных систем. Мы продолжаем развивать это направление, но оно является лишь одной из составляющих нашей деятельности.

В марте прошлого года Novell купила большую компанию - Cambridge Technology Partners (www.ctp.com). После объединения наш бизнес развивался сперва параллельно: Cambridge Technology занималась бизнес-консалтингом, а Novell - созданием сетевой инфраструктуры. Через год произошло полное слияние, и в результате появился целый ряд новых комбинированных решений. Сейчас Novell предлагает услуги по построению бизнес-процессов, формализации бизнес-логики и набор продуктов, позволяющих эти решения реализовать. Теперь мы интересны заказчику, который в течение кризиса, вот уже два года сотрясающего Запад, думает не столько об инвестициях, сколько об экономии средств.

Если раньше Novell ориентировалась на компании, которым были нужны локальные сети, затем интрасети и сетевая инфраструктура, включая авторизацию и распределение периферийных устройств, то теперь спектр нашей клиентуры значительно расширился.

Совершенно новые клиенты Novell - ISP-провайдеры. Им предлагается пакет OnDemand, позволяющий в сочетании с единым каталогом распространять по запросам пользователя приложения, причем в разных режимах - для терминального сервера, “толстого” и “тонкого” клиентов, а самое главное, с его помощью можно вести биллинг. Этим решением заинтересовались также поставщики услуг в области телекоммуникаций.

Novell существенно усилила мощь своего основного продукта - единого каталога eDirectory и как свидетельство тому заключила ряд крупнейших стратегических соглашений и контрактов. Известная компания Yahoo встроила его в свой корпоративный портал, AltaVista - в поисковую систему. На этом каталоге работают CNN и департамент по налогам и сборам министерства финансов Франции.

PC Week: Расскажите, пожалуйста, подробнее о проекте с министерством финансов Франции.

К. Ч.: Это серьезный проект, который в течение двух лет выполняли две консалтинговые фирмы совместно с французскими партнерами Novell. Он завершен год назад и ныне успешно работает.

Сорок пять миллионов жителей Франции (три четверти населения) зарегистрированы в едином каталоге, где могут размещать информацию о крупных покупках, декларациях и делать расчеты по минимизации своих налоговых отчислений. Например, есть правила, позволяющие получить назад налог по совершении некоторых покупок.

Еще один немаловажный момент: когда декларация заполнена, налогоплательщику не надо ходить по разным инстанциям. К ней сразу получают доступ налоговый инспектор, полиция, налоговая полиция, таможня; все эти службы могут проверить, скажем, был ли куплен автомобиль у законного дилера, правильно ли он растаможен, не допущено ли каких-то нарушений. Таким образом, устраняются барьеры между разными ведомствами, имеющими каждое свою базу и работающими по отдельности с тем же самым гражданином. Теперь разные инспекторы за необходимыми данными обращаются к одной базе. В то же время есть разделение прав доступа, и налоговый инспектор не получит информацию по криминалу, которая доступна лишь полиции и налоговой полиции.

Такая регулировка достигается через масштабируемую службу каталога, которая позволяет поддерживать несколько миллиардов объектов и может расширяться новыми видами объектов, например фотографиями служащих или граждан.

Система сэкономила государству большие деньги именно на организации инфраструктуры. Она возникла не на ровном месте - первоначально существовали разрозненные решения, построенные на базе предложений IBM и НР, каждое из которых выполняло свою задачу. Наш проект объединил их на общей платформе.

Мне было приятно узнать, что системой заинтересовались сотрудники из налоговой администрации Украины, побывавшие во Франции.

PC Week: Вернемся к теме слияния с Cambridge Technology - можно ли сказать, что Novell переходит от чисто технологических разработок в сферу бизнес-консалтинга подобно IBM и Hewlett-Packard, оставляя при себе всю накопленную технологическую базу?

К. Ч.: После того как организация получает набор решений от консультанта, возникает проблема их внедрения. Скажем, в министерстве финансов Франции после бизнес-консалтинга была определена бизнес-модель, а потом с помощью решений Novell и интеграции с существующими системами построена действующая схема. Готовых программных продуктов для бизнес-решений нет. Здесь технология консалтинга дополняется продуктами Novell. Развивая консалтинг, можно в долгосрочной перспективе продвигать и решения компании.

У нас в России в течение двух лет работает франчайзинговая компания Novell Professional Services, ориентированная на технический консалтинг, а бизнес-консалтинг практически не представлен. Данное направление только появляется, и мы разрабатываем его вместе с партнерами. Но это отдельный разговор.

PC Week: Что сейчас происходит с российским представительством Novell? Каковы его планы?

К. Ч.: Мы действительно провели реорганизацию бизнеса и занялись перспективными решениями, интересными нашему рынку. Создан список из нескольких основных продуктов, которые могут быть востребованы как имеющимися клиентами Novell, так и теми, кто сейчас использует другие, конкурирующие системы, но нуждается в наших решениях.

Сформирован новый состав ключевых партнеров. Традиционная схема Novell - бизнес-эксперты, Платиновые и Золотые партнеры - дополняется партнерами, предлагающими готовые решения, так называемыми Solution Partners.

Теперь о планах. Мы сейчас настроены на развитие партнерской сети, куда вкладываем много ресурсов. Главные наши партнеры - это Solution Partners. Не секрет, что партнерские отношения устанавливаются далеко не сразу. Поэтому очень важно, на мой взгляд, то, что около двадцати крупнейших интеграторов российского рынка инвестировали средства в наши решения.

У нас уже есть порядка десяти-пятнадцати готовых решений, которые могут быть растиражированы, и все их мы вместе с партнерами можем показать одному заказчику. Заказчик может посмотреть их в работе, протестировать, сравнить и выбрать то, что ему нужно.

PC Week: Какие же это решения?

К. Ч.: Первое - система eProvisioning, позволяющая сократить расходы на кадровую работу в организации с гетерогенной ИТ-структурой. От момента приема сотрудника в штат до того, как он начнет трудиться в полную силу, проходит немалый срок. Нужно получить массу разрешений, дождаться, пока все служебные записки поступят по назначению, обустроить рабочее место и т. п.

В нашей системе нового сотрудника можно включить буквально за полдня. Мы интегрируем имеющиеся продукты и аутентифицируем пользователя в едином каталоге. Отдел кадров вносит в систему всю информацию о принятом работнике, после чего она поступает в единый каталог для проверки службой безопасности, дающей разрешение на доступ к тем или иным ресурсам. Технология DirXML в едином каталоге позволяет один раз пометить, какими ключевыми базами может пользоваться новый служащий. Затем программный продукт ZenWorks автоматически устанавливает на рабочей станции все клиентские части требуемых прикладных систем.

И второй аспект безопасности: когда сотрудника увольняют, соответствующая служба ставит всего одну галочку и он лишается доступа ко всем ресурсам. Большинство заказчиков интересуется именно им, поскольку основные проблемы возникают не из-за внешних хакеров, а из-за того, что уволившиеся сотрудники сохраняют за собой доступ к ресурсам и используют их не по назначению.

Наши партнеры успешно продвигают набор продуктов ZenUp, предназначенный для распространения ПО рабочих станций и серверов. Представьте себе крупную нефтяную компанию, использующую только программные продукты Microsoft. Если закупаются рабочие станции, их надо развезти по объектам, подключить к сети, на них устанавливается и выверяется ПО. На все уходит не меньше недели. В нашей системе один раз прописывается, какой группе пользователей какой набор продуктов соответствует, и при подключении к локальной сети либо к Интернету этот набор загружается на рабочее место. Если нерадивый пользователь стирает пакет или делает его нерабочим, при перезагрузке система восстанавливается автоматически. Здесь нет привязки к платформе NetWare.

Мы предлагаем ряд интересных решений, связанных с NetWare 6. Дело в том, что эта ОС, управляя порталами, рабочими станциями, сетевыми и другими ресурсами, работает без клиента. Значит, ее могут применять мобильные пользователи, чтобы, например, с помощью Palm-устройств получать доступ к информации через браузер. Это полнофункциональный вариант, обеспечивающий доступ к любым сетевым ресурсам.

Администратору сети также достаточно браузера. Входящий в состав NetWare 6 iMonitor позволяет полностью управлять серверами.

Есть у нас ряд партнеров, поставляющих комбинированные решения от многих вендоров. Скажем, если у заказчика используется HP OpenView, отвечающий за управление серверами и сетевыми ресурсами, то за управление рабочими станциями или серверами Novell будет отвечать ZenWorks. Не секрет, что у НР сейчас нет системы для рабочих станций, а ZenWorks прекрасно дополняет OpenView. В этом направлении работает, в частности, компания iTeco.

Другое направление - Tivoli корпорации IBM. Этот продукт позволяет решать все вопросы, в том числе и из области ответственности технологии ZenWorks, но дело в том, что Tivoli - “тяжелое” решение, которое больше подходит под технику IBM. Хотя оно декларируется как кросс-платформное, его внедрение требует больших затрат. И ряд наших ключевых партнеров, в частности CompuTel, выполнили проекты по установке Tivoli на верхнем уровне, а ZenWorks - на уровне рабочих станций. Последний такой проект был разработан для крупнейшей энергетической компании “Тюменьэнерго”.

PC Week: Что нас ждет на конференции BrainShare в России, которая пройдет в начале июля в Санкт-Петербурге?

К. Ч.: По прогнозам, это традиционное мероприятие в нынешнем году посетит вдвое больше участников, чем в прошлом. Дело в том, что сейчас люди действительно заинтересовались готовыми решениями Novell, а не только ее операционной системой.

На BrainShare мы примем пятнадцать докладчиков из США и устроим около десяти совместных стендов с такими нашими партнерами, как iTeco, CompuTel, InterProCom LAN, “Эврика”, “Софтинтегро” и т. д.

Кроме того, в этом году мы запланировали специальную сессию, которая носит название “Русская линия”, где мы познакомим заказчиков с решениями, реализованными у российских пользователей. Точнее, мы предоставим слово самим пользователям, которые эти решения применяют, чтобы они могли подробно рассказать, что им понравилось и почему они выбрали именно их. В прошлом году мы впервые провели подобную сессию, в рамках которой было прочитано несколько докладов, вызвавших огромный интерес. На этот раз “Русская линия” будет существенно расширена.

PC Week: Novell всегда получала преимущество, сертифицируя свои продукты в Гостехкомиссии и тем самым открывая для них доступ в различные государственные учреждения. Будет ли продолжена эта практика с NetWare 6 и новыми продуктами?

К. Ч.: Да. Сейчас у нас имеется шесть сертификатов, с которыми можно познакомиться через Интернет. Во время BrainShare в Солт-Лейк-Сити мы в лаборатории SuperLab, занимающейся созданием продуктов, встретились с разработчиками, которые не возражали против продолжения сертификации. Организационные вопросы по согласованию с региональным департаментом и Госдепартаментом теперь решаются гораздо проще, потому что уже получено шесть сертификатов, дважды Novell показывал исходные коды продуктов.

Сейчас подходит к концу сертификация в Белоруссии. Кроме того, ведется сертификация в Казахстане, и в ближайшее время два наших продукта, NetWare 6 и eDirectory, появятся на казахстанком рынке. Работаем мы и на Украине.

PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати