“Парус” повышает культуру управления Министерством культуры
ПРОЕКТЫ
То, что культура в нашей стране финансируется очень скудно, делает вопросы рационального расходования бюджетных средств в этой отрасли еще более острыми. Так считает министр культуры Михаил Швыдкой, выступивший на пресс-конференции, посвященной перспективам проекта построения ведомственной информационно-аналитической системы управления. В качестве автора концепции и координатора работ выступает ГИВЦ министерства, а одним из исполнителей, отвечающих за “финансовый срез” этой системы, является корпорация “Парус” (www.parus.com).
Михаил Швыдкой (слева) и Александр Карпачев
надеются на продолжение сотрудничества
Информатизация учреждений культуры ведется уже давно, и сегодня можно говорить об удачных решениях для библиотек (ряд из них занимается оцифровкой собственных фондов) и музеев (создание электронных каталогов). Однако наряду с задачами обработки “высокого контента” перед министерством стоят и весьма прозаические проблемы ремонта ветшающих помещений, своевременной выплаты зарплаты и т. д. Несмотря на то что финансирование проводится через казначейство, раньше руководство министерства не всегда имело четкое представление об использовании тех или иных ассигнований на каждый текущий момент.
На первом этапе, который начался в апреле прошлого года, корпорация “Парус” создала систему для работы с финансовой отчетностью на базе своего продукта “ПАРУС - Управление финансовой отчетностью” и внедрила ее в Управлении бухучета и ревизии и Управлении по зданиям и сооружениям. В этих подразделениях консолидируются данные из систем бухгалтерского учета 210 учреждений федерального подчинения, расположенных во всех субъектах федерации. Поскольку лишь в 40% этих учреждений эксплуатировалось бухгалтерское ПО “Паруса”, а в 10% не было вообще ничего, специалистам корпорации пришлось устанавливать свои программные продукты на местах и решать вопросы передачи данных из разнородных бухгалтерских систем в общую базу. По оценкам министерства, трудоемкость создания сводной финансовой отчетности уменьшилась в восемь раз, а сроки ее подготовки сократились в пять раз.
Существуют планы реализации двух следующих этапов проекта, предполагающие консолидацию финансовых данных из 1500 региональных учреждений культуры областного подчинения, создание системы планирования и бюджетирования, построение ситуационного аналитического центра, в котором финансовая информация будет сопоставляться с иными показателями работы и даже с реакцией широкого круга СМИ. Впоследствии планируется построить электронную торговую площадку для управления закупками, осуществляемыми подразделениями министерства и учреждениями культуры на местах. На выполнение этих этапов, к которым будут привлечены и другие ИТ-компании, по мнению президента “Паруса” Александра Карпачева, потребуется два-три года, но прежде правительство должно включить в бюджет их финансирование. Сколь велики предполагаемые затраты, сказать пока сложно. Михаил Швыдкой осторожно заметил, что сумма около 1 млн. долл. в год вполне устроила бы министерство. По нашим оценкам, стоимость первого этапа составила примерно четверть этой величины.
Конечно, можно много говорить о значении культуры для страны и о том, что к Министерству культуры нельзя прикладывать ту же мерку, что и к таким “центрам получения доходов”, как налоговое или таможенное ведомство. Тем не менее оно и с чисто прагматических позиций не должно рассматриваться как безусловный “центр расходов”: прибыль, получаемая туристическим или гостиничным бизнесом, во многом определяется наличием в стране хороших музеев, театров, библиотек и памятников старины.