ERP
Презентацию ERP-системы iScala 2.1, проведенную компанией Scala Business Solutions (www.scala.net) в Москве, нельзя не выделить из череды аналогичных мероприятий. Для этого есть две причины: во-первых, речь идет не об очередной версии, а о новом продукте, базирующемся на совершенно иной архитектуре. Во-вторых, и эта архитектура, и сам продукт созданы российскими программистами, работающими в московском представительстве Scala.
Майк Бардетт выразил восхищение работой
программистов российского представительства
Scala Business Solutions, создавших продукт iScala
В штате Scala Business Solutions сегодня 610 специалистов, из них 150 трудятся в Москве. Большая часть сотрудников московского офиса (130 человек) - разработчики. По словам вице-президента центра исследований и разработок Scala Сергея Шведова, старт этому проекту был дан еще в 1999 г. Руководство приняло тогда смелое решение о создании принципиально новой платформы, которая позволяла бы легко интегрировать бизнес-процессы предприятия, использующего систему Scala, с бизнес-процессами заказчиков, поставщиков, партнеров и т. д. Такую концепцию, называемую еще коллаборативной ERP, развивают сегодня все основные игроки этого рынка, однако, по мнению менеджеров Scala, лишь в iScala она реализуется на архитектурном уровне, а не является модернизацией существующих решений.
Фундамент архитектуры iScala - XML и другие открытые стандарты. Основные функции бэк-офиса (управление финансами, логистикой, кадрами и др.) реализованы в виде модулей (так называемые Managers), обменивающихся с внешней средой XML-документами. Эти документы служат для обмена данными с другими модулями или внешними приложениями. Кроме того, они являются основой для построения того или иного пользовательского интерфейса. В состав iScala входит несколько серверов развертывания (deployment server), каждый из которых реализует свой вариант подобного интерфейса (Windows, Web-браузер, корпоративный портал, мобильные устройства и т. д.). Все это означает, что по мере необходимости функциональность системы можно наращивать путем добавления новых модулей-менеджеров, а возможности взаимодействия с пользователями - посредством создания соответствующих серверов развертывания. Обмен данными с внешними приложениями осуществляется с помощью сервера Data Exchange, конвертирующего нужным образом входящие и исходящие XML-документы.
Фактически iScala содержит интеграционный сервер, который, впрочем, предполагает, что интегрируемые приложения поддерживают обмен XML-документами. Разработчики считают, что созданная ими архитектура легко может быть приспособлена к использованию Web-сервисов: для этого достаточно будет добавить к модулям-менеджерам адаптеры, поддерживающие протоколы SOAP, WSDL, UDDI и др.
В Scala переходу на новую архитектуру придают большое значение: об этом свидетельствует тур мировых презентаций (московская - одна из них), проводимых при непосредственном участии исполнительного директора Scala Майка Бардетта. Тем не менее в iScala 2.1 часть функций по-прежнему реализуется на старой основе, а не в виде модулей-менеджеров. По планам компании, полный перевод продукта на новую архитектуру завершится в 2004 г.
Как заявил г-н Бардетт, сегодня заказчики могут приобретать как старый продукт Scala 5.1, так и iScala 2.1. Кроме того, желающие вместо традиционного апгрейда имеют право на обновление до iScala 2.1 на тех же условиях. Им будет предоставлен набор инструментальных средств для конверсии, “что сделает такой переход относительно простым”. Захотят ли нынешние пользователи подводить под имеющиеся у них ERP-решения инновационную платформу iScala? Думается, на это пойдут лишь те, кто реально нуждается в интеграции своих бизнес-процессов с внешними приложениями. Ведь несмотря на загадочный номер 2.1, это лишь первая коммерческая версия нового продукта, а к первым версиям покупатели всегда относятся осторожно. По мнению Сергея Шведова, вскоре продажи Scala 5.1 будут прекращены (поддержка останется), и у новых заказчиков компании не останется иной альтернативы, как приобретать iScala.
В рамках прежней функциональности цена останется той же. Однако в iScala появились новые средства, которые не оставят равнодушными многие предприятия. К ним следует отнести среду разработки iScala Developer и инструментарий для визуального проектирования деловых процедур, приобретенный в свое время вместе с компанией New Miracle. В узлах проектируемой процедуры разрешается помещать ссылки на модули-менеджеры, а это означает, что заказчик получает возможность самостоятельно, не прибегая к услугам программистов, создавать и настраивать автоматизированные деловые процедуры на основе модулей iScala.
Как сообщил Майк Бардетт, в 2001 г. расходы компании на исследования и разработки увеличились на 2 млн. долл. и большая часть этой суммы пошла на финансирование российского подразделения. Востребованность интеллектуального потенциала отечественных программистов не может не радовать, однако на ситуацию следует смотреть трезво. Конечно, делать оригинальные разработки - лучше, чем продавать чужие готовые продукты, но с точки зрения выгод для российской экономики деятельность московского центра Scala мало чем отличается от традиционного офшорного программирования. Разумеется, хорошо, что наши специалисты, никуда не уезжая, работают в зарубежной компании, получая зарплату и платя налоги в своей стране. Они, однако, не имеют никаких прав на созданный продукт (что вполне естественно) и на отчисления от продаж лицензий. По-видимому, единственный способ получать достойные дивиденды на свой “интеллектуальный капитал” в данной ситуации - проводить заказные разработки по расширению функциональности iScala для заинтересованных предприятий из любой части света, благо, клиенты у Scala есть более чем в 100 странах. Деньги за эти работы все равно в конечном итоге попадут в головную компанию, но есть надежда, что, проходя через российское представительство Scala, они будут облагаться налогом в нашей стране.