ТРЕУГОЛЬНЫЙ СТОЛ

Честно говоря, затевая “треугольный стол”, я не предполагала, что он превратится в полновесный сериал. Казалось, уложимся в две-три публикации, да и все. Но познание - процесс увлекательный, развивающий и постоянно корректирующий нашу модель мира. Вот и получилось в результате совместных усилий всех трех “углов” некоторое микроисследование, которое, надеемся, пойдет на пользу компьютерному сообществу.

“Тот факт, что нам удалось выделить и хотя бы грубо описать категорию систем-конструкторов, присутствующих на российском рынке, уже является очень полезным итогом нашей встречи”, - отметил Николай Лумпов, представлявший в нашем сериале “клиентский угол”.

Возможно, кто-то скажет, что этот слой слишком тонок, чтобы ему уделять столько внимания. С другой стороны, это достаточно уникальное явление, чтобы не замечать его вовсе.

С замиранием сердца вынося свой вердикт “трансформерам” (ну, ответственно все же, сами понимаете), я хотела бы остановиться на более четком позиционировании этой категории программных продуктов, поскольку об их технологических особенностях было уже много сказано. Попробуем в каких-нибудь простых терминах обрисовать ту клеточку (или линеечку) в общем списке многообразного ПО для управления финансово-хозяйственной деятельностью (ФХД), на которую могут претендовать конструкторы-трансформеры в соответствии с их технологичностью, функциональностью и стоимостью.

О расстановке сил

В нашу “трансформерскую” команду, как вы помните, попало шесть довольно разнородных систем (см. табл. c. 23).

На рисунке представлено наше совместное экспертное мнение о расположении рассмотренных систем в квадрантах, определяемых двумя показателями: масштабом деятельности предприятия-клиента и стоимостью проекта по развертыванию системы на 30 рабочих мест.

Понятно, что при “запихивании” продуктов в какие-нибудь клеточки не обойтись без определенного лукавства - точно подсчитать параметры, на которые пытаешься опираться при анализе, очень сложно. Поэтому признаемся откровенно: цифры проставлены среднестатистические, а комментарий, поясняющий откуда они взялись, приведем по возможности максимально подробный.

О масштабе и цене. По вертикальной оси мы отложили параметр, характеризующий максимальное число пользователей, способных одновременно работать с системой-конструктором, в том числе формировать произвольные отчеты (имеется в виду, что ее СУБД стабильно выдерживает такие нагрузки). На наш взгляд, это дает представление о масштабе деятельности того гипотетического клиента, в расчете на которого и был создан данный программный продукт.

На горизонтальной оси отмечены стоимостные параметры, причем за основу была принята цена проекта по внедрению конкретной системы на 30 рабочих мест (сюда мы включили затраты на лицензии и сопутствующие услуги: обследование, внедрение, обучение). Оценки интегральные, поскольку привести к одному ценовому базису рассмотренные системы оказалось непросто из-за разных схем ценообразования, принятых у их поставщиков. К примеру, у “1С” нет понятия “стоимость рабочего места”. Есть стоимость типового решения (коробки с однопользовательской или сетевой версией) и стоимость внедрения (установка + настройка). Причем средняя по стране стоимость базовой настройки силами партнеров “1С” составляет $15 в час. Если же требуется что-то более сложное (например, доработка ПО), цены, понятно, возрастают. Собственно, на этом и зарабатывает развитая сеть “1С-франчайзи”. Недаром же существует около 200 прикладных решений на основе конструктора “1С:Предприятие”, созданных силами 70 партнеров этой компании. Потому и получил данный продукт неофициальное звание “национального стандарта” среди систем автоматизации ФХД малых предприятий.

В верхнем правом углу нашего рисунка совершенно не случайно оказалась система Navision Axapta. В круг конструкторов, как вы помните, она была включена условно (по желанию клиентской аудитории), поскольку вообще-то относится к другой признанной в мировом сообществе категории продуктов - полнофункциональных ERP-систем для предприятий среднего масштаба. Однако из команды “трансформеров” ее не выгнали, коль скоро ее технологические характеристики удовлетворяли требованиям, предъявленным к этому классу продуктов (гибкость, удобство и скорость настройки и пр.) Что касается цены, то в кругу конструкторов она оказалась дорогостоящим маргиналом, хотя ничего неожиданного в этом нет: развитая функциональность стоит денег.

Все остальные системы распределились между этими двумя, попав в ценовой интервал от 30 до 100 тыс. долл. (для 30 рабочих мест). Самое дорогое решение на фоне остальных отечественных конструкторов - Oracle-версия системы “Эталон”.

По числу одновременно работающих пользователей системы этой категории, похоже, держат нишу от 20 до 200 (исключение составляет Axapta и Oracle-версия “Эталона”, претендующие на работу и с большим числом concurrent-пользователей).

Для тех, кто не знает, что ему нужно

В пылу дискуссии один из участников “треугольного стола”, отвечая на вопрос: “Кому нужна ваша система?”, воскликнул: “Тем руководителям, которые не знают, что они хотят от автоматизации сегодня, и не представляют, что будет с их бизнесом завтра”.

Позиционирование трансформеров

Вы, возможно, подумали, что речь шла о круглых идиотах? Ничего подобного. Системы-конструкторы призваны помогать владельцам динамичного бизнеса. Скорость изменений в нем так велика, что, не успев насладиться результатами стабильных процессов, руководители вынуждены вновь что-то менять в структуре своей компании и учетной политике. К этому типу организаций ни в коем случае не относятся промышленные предприятия - там все предельно консервативно (перестройки чрезвычайно затратны и трудно реализуемы). Именно поэтому для них были созданы довольно жесткие системы класса MRP II, служащие производству верой и правдой уже несколько десятилетий.

К динамичному же бизнесу можно смело причислить растущие торговые компании (неожиданно обнаружившие, что мороженое в пустыне пользуется у туристов большим спросом), всякого рода холдинги (постоянно реорганизующие себя для повышения общих доходов и достижения других известных целей), сервисные организации и ряд других. Предсказать, каким будет завтра этот бизнес, руководителям подобных структур действительно сложно, а вручную вести расчеты невозможно. Кроме того, им не нужна большая группа специалистов, занимающихся автоматизацией,- хочется ограничиться одним-двумя сотрудниками средней квалификации.

“Мы считаем, что главная задача систем-конструкторов - дать предприятиювозможность сначала “понять себя”, а потом эволюционно перестроиться в соответствии с этим пониманием”, - утверждает Евгений Аксенов, генеральный директор фирмы “Алеф Консалтинг & Софт”.

Для динамичного бизнеса характерен еще один важный параметр - число транзакций (в день, месяц, год). Кто-то связывает его с количеством документов, кто-то - с числом строк накладных. По мнению некоторых разработчиков, серьезный поток транзакций - 1-10 тыс. строк накладных в день. Это в конечном счете выливается в значительный объем оперативной базы данных - 2-20 Гб. Так что технологические требования к конструкторам предъявляются достаточно высокие.

В то же время круг задач, которые должны решать эти системы, весьма ограничен: финансовый учет и планирование, логистические задачи (закупки-поставки, управление складом и т. п.), взаимодействие с клиентами (договора и пр.), в ряде случаев - управление персоналом. Обязательный фундамент - бухгалтерский и налоговый учет и отчет-ность, обеспечивающие соответствие финансовых документов компании требованиям законодательства.

Сальто-морале: “Инструменты приходят и уходят, а культура остается”

Итак, системы-конструкторы занимают вполне определенную (хотя и не очень большую) клеточку на поле программных решений для управления ФХД малых и средних предприятий. Это значит, что у них есть свой потребитель, и до тех пор, пока поставщики конструкторов будут способны удовлетворить его требования (по функциональным возможностям, технологичности, цене), данная клеточка пустовать не будет.

Каков же портрет потребителя этих систем? “Нам часто приходится работать в агрессивных культурно-политических средах”, - произносит один поставщик конструкторов. “Наш типичный заказчик - производственно-торговая компания с территориальной распределенностью, с филиалами или выделенными подразделениями в других городах”, - утверждает другой.

А потребитель имеет свою точку зрения: “«1С» знают все, и все должны пройти через ее продукты. Это первый этап наведения порядка, приобщение к некоему стандарту. Но потом встает следующий вопрос: куда переходить после «1С»? Ведь существует много холдингов, сформированных из группы малых предприятий. Сила этих образований в том, что, собравшись вместе, они образуют грозный рой. Управлять им - отдельное искусство. Средства автоматизации для них должны быть недорогими, но гибкими и поддерживающими территориальную распределенность”.

Ключевой параметр при внедрении систем-трансформеров - время, коль скоро бизнес, который эти системы берутся обслуживать, очень динамичен. Следовательно, поставщик обязан представить заказчику результат, необходимый для решения некоторой приоритетной бизнес-задачи, за 3-6 месяцев (будь то расчет фактической себестоимости услуг или аналитический срез по статистике продаж в разных регионах). Недаром особое внимание разработчики конструкторов уделяют совершенствованию “ядерной” части (инварианта) своих систем, поскольку именно ее свойства позволяют сэкономить время при “изготовлении” нужной конфигурации.

Ну а завершить сериал мне хотелось бы словами Евгения Аксенова, выразившего еще одну важную мысль: системы-трансформеры, в основе которых лежит философия осознанной свободы, являются еще и носителями определенной управленческой культуры, предполагающей очень крепкую связь между бизнес-задачами и их реализацией в информационной системе, а значит, и между ИТ-менеджером и руководителем предприятия, выступающего в роли постановщика задач.

“Наша система - не программный продукт, а философия управления, - подчеркивает г-н Аксенов. - Инструменты приходят и уходят, а культура остается”.

Давно известно, что информация - это власть. Неудивительно поэтому, что между отделами предприятия часто воздвигаются непроницаемые перегородки: каждый “торгует” своей информацией, поскольку корпоративный статус отдела зависит от того, насколько производимая им информация ценна для руководства. В результате у каждого отдела появляется свой язык и своя правда.

Задача систем-конструкторов - уничтожить эти перегородки и в рамках предельно сжатых бюджетов и сроков построить уникальный общий архитектурный комплекс, который можно будет легко подстраивать под динамически изменяющийся контекст хозяйственной деятельности предприятия”.