ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД

До своего первого непосредственного знакомства с автомобильной навигационной системой (АНС) мне довелось много слышать и читать о возможностях такого рода систем, позволяющих водителю автомобиля с помощью компьютера и средств спутниковой навигации без особого труда добираться до заданной точки в совершенно незнакомой местности. Сомневаться в правдивости доносящихся из Европы, Америки и Японии слов о высокой функциональности и точности автомобильной GPS-навигации, обеспечиваемой встраиваемыми или подключаемыми бортовыми системами известных мировых производителей (Alpine, Bosch, Blaupunkt, Clarion, Etak, Philips, Pioneer, Sony и др.), не приходится - автомобилисты многих стран уже несколько лет как проголосовали за них, приобретя миллионы АНС в комплекте с новыми машинами или самостоятельно оснастив ими своих железных коней. Проблема в том, что воспользоваться этими системами в России до сих пор не представляется возможным из-за отсутствия совместимых электронных карт.

Конечно, можно посетовать, что по каким-то не до конца ясным техническим, а скорее маркетингово-организационным причинам, апробированное решение оказалось недоступно для отечественных пользователей, лишенных тем самым возможности реально экономить время, нервы и средства (бензин и солярка и у нас становятся все дороже). Но рынок есть рынок, а значит, оставалось подождать появления альтернативного решения, каковым и стала АНС на базе стандартных карманных компьютеров на платформе Windows CE (сегодня такие коммерческие разработки предлагают как минимум две российские компании). Что характерно, инициатива заинтересованных софтверных фирм смогла преодолеть, казалось бы, главную трудность - отсутствие электронных карт. Плюс к тому спутниковые приемники, ранее продававшиеся только из-под полы, теперь стали легально доступны в магазинах. Конечно, до полноценной автомобильной навигации в масштабах страны еще ой как далеко, но по Москве с карманно-спутниковым поводырем ездить уже можно, в чем нам помогла убедиться система “ПалмГИСGPS” фирмы “Киберсо”.

Надо заметить, что “Киберсо” предлагает не систему целиком, а навигационное ПО собственного производства и адаптированную для КПК электронную карту Москвы (цена - всего лишь $100), для использования которых необходимы карманный компьютер под управлением Windows CE версии 2.11 и выше, спутниковый приемник и хорошая антенна. Навигационное ПО устанавливается во внутреннюю память или на совместимый носитель (флэш-карта либо микровинчестер) КПК и для работы требует не менее 10,5 Мб свободного пространства и 3,5 Мб оперативной памяти. GPS-приемник должен поддерживать протокол NMEA-0183 и подключаться к КПК через последовательный порт или слот для внешней флэш-памяти (например, Compact Flash). Хорошая антенна - серьезный элемент комплекта, поскольку если GPS-приемник не “увидит” как минимум три спутника системы Navstar, то об определении своего положения на местности придется забыть.    

Навигационная система компактно

крепится под лобовым стеклом

Для проведения испытаний мы располагали системой, состоящей из Pocket PC-компьютера Casio Cassiopeia E-115 с установленным ПО “ПалмГИСGPS” 2.0, GPS-приемника Pretec CompactGPS с внешней магнитной антенной (на крыше автомобиля), автомобильного адаптера питания (в прикуривателе) и кронштейна-держателя КПК на присоске (под лобовым стеклом).

Замечу, что основанное на многофункциональном карманном компьютере решение, вообще говоря, не предполагает встраивания в качестве бортовой системы, поэтому максимальная компактность, достигаемая при применении КПК с разъемом Compact Flash (таковой как раз имеется у Cassiopeia E-115) и спутникового приемника соответствующего форм-фактора (например, Pretec CompactGPS), оказывается совсем не лишней для пользователя, которому предстоит развертывать комплект перед каждой поездкой (ведь очевидно, что КПК нужен его владельцу не только для навигации, да и не оставишь под лобовым стеклом стоящей на улице машины оборудование стоимостью под тысячу долларов!).

Крохотная внешняя магнитная антенна спутникового приемника, совершенно бесполезная, когда она не прикреплена к металлической поверхности, позволяла даже в условиях изрядно “затененных” улиц Москвы быстро находить от пяти (в сочетании с крышей среднеразмерного хэтчбэка) до девяти (помогала широкая крыша мини-вэна) спутников, что гарантировало весьма высокую точность определения местоположения. По нашим субъективным ощущениям (надо учитывать неидеальность карты, скорость движения автомобиля, быстродействие компьютера и т. п.) эта точность составляет несколько метров и, что самое важное, принципиально не влияет на автоматическую корректировку маршрута движения, осуществляемую системой. Что касается КПК, то быстродействия 131 МГц RISC-процессора КПК Cassiopeia E-115 оказалось вполне достаточно для пересчета координат в реальном времени, осуществления голосового сопровождения движения по маршруту и отображения на карте специального значка автомобиля, оперативно информирующего водителя о его местонахождении и направлении движения. Однако для эффективной “офлайновой” работы с картой в подготовительном или справочном режимах мощности этого КПК явно недостаточно, да и экран для просмотра в режиме навигации желательно иметь поярче, а динамик - погромче. Так что КПК лучше выбирать как можно более новой модели.      

В комплект системы входит КПК,

GPS-приемник и внешняя антенна

Наверное, главный вывод - система работает! Водитель располагает удобными средствами поиска улиц, адресов и разнообразных городских объектов, содержащимися в картографической системе. Сохранять целые маршруты программа не умеет, но предоставляет возможность запоминать часто посещаемые объекты в форме “закладок” и использовать в качестве стартовой точки вычисленное GPS-приемником местоположение. Эти функции помогают быстро задавать начальную и конечную точки маршрута (щелчком пера по карте, путем задания адреса, названия содержащегося в базе данных объекта и т. п.), по которым система вычисляет кратчайший маршрут с учетом введенных пользователем поправок: он может запретить движение по каким-то улицам на основании данных о пробках или содержащихся на карте неточностях (карты имеют особенность устаревать). Рассчитанный и отредактированный маршрут можно предварительно изучить, выведя его как в форме схемы, так и в виде списка улиц с указанием поворотов и расстояний.

Вообще говоря, обдумывать вычисленный маршрут заранее имеет смысл всегда, если, конечно, позволяет время. Дело в том, что движение под руководством АНС, строго указывающей расстояние (от 2000 до 50 м в зависимости от конфигурации маршрута) до очередного поворота, ставит водителя в давно забытое положение ученика, подвластного воле инструктора. Однако сложная дорожная обстановка на улицах Москвы, особенно в часы пик, заставляет быстро и инициативно реагировать на ее изменения, вплоть до кардинальной смены маршрута. АНС, разумеется, не владеет доступной водителю оперативной информацией. Она даже не информирует о том, что автомобиль сошел с рассчитанной траектории. Впрочем, это обстоятельство можно оценивать и как положительное - вместо того чтобы оказывать давление на водителя, требуя вернуться на маршрут, система автоматически перенастраивается и ведет его к конечной точке с учетом реального местонахождения, определенного GPS-приемником.

Не возьмусь назвать “ПалмГИСGPS” оптимальной автомобильной навигационной системой, но для автолюбителей - владельцев Pocket PC, а также организаций, использующих карманные ПК для мобильной работы своих сотрудников, она предоставит дополнительные и весьма полезные возможности оптимизации транспортных расходов.

Оборудование и ПО для тестирования предоставила компания “Киберсо” (www.kiberso.com).