InfoComm’2002: прогресс замедляется?

ВЫСТАВКИ

Июнь - традиционное время проведения крупнейшей мировой выставки аудиовизуальных технологий и презентационного оборудования InfoComm International. Каждый год она собирает представителей системных интеграторов, дилеров и просто конечных пользователей, стремящихся познакомиться с технологиями и продуктами, которые зададут тон развитию индустрии в последующие 12 месяцев. Как и год назад (см. PC Week/RE, № 28/2001, с. 1), экспозиция была развернута в залах центра Sands Expo в г. Лас-Вегасе, так что для всех, кто побывал здесь прошлым летом, обстановка оказалась хорошо знакомой. Забегая вперед, отмечу, что на протяжении всех трех дней работы выставки, в которой, по данным организаторов, приняли участие 537 компаний, мне так и не удалось избавиться от ощущения, что все это я уже видел. Правда, нужно признать, что в столь короткий срок невозможно объективно оценить итоги столь значительного мероприятия, поэтому приведенные ниже заметки отражают лишь первое впечатление.

Второй год подряд местом проведения InfoComm стал выставочный комплекс Sands Expo в Лас-Вегасе

“Перестрелка” отменяется

Знаковой переменой в организации выставки этого года, наверное, можно считать отказ от ранее популярного, но со временем утратившего свое значение павильона Shout-out, где посетители могли увидеть и сравнить продукты разных производителей, помещенные в совершенно одинаковые условия и демонстрирующие одну и ту же программу. О решении ICIA (International Communications Industries Association) не проводить впредь Shout-out было объявлено еще осенью прошлого года без каких-либо официальных комментариев, но многие эксперты предсказывали подобный ход событий еще пару лет назад, указывая на то, что модельный ряд продуктов быстро растет, а по качеству они столь же быстро сближаются. Уже тогда определить лучшую модель в своем классе было крайне затруднительно, а сегодня это просто невозможно.

Проектор Lighting 28SX фирмы Digital Projection -

один из двух самых ярких на сегодняшний день

От демонстрации достижений к демонстрации продуктов

На протяжении всех последних лет InfoComm наглядно демонстрировала стремительность технического прогресса в области средств визуализации данных, и мы уже привыкли к тому, что каждый год нас поджидал какой-либо сюрприз, нередко обещавший серьезные изменения в рыночной ситуации, появление новых направлений развития отрасли. Скажем, после демонстрации первых микропортативных проекторов (массой менее 5 фунтов, или 2,3 кг) на InfoComm’99 экспертам оставалось только гадать, какой рубеж будет достигнут через год или два, и нередко индустрия опережала прогнозы.

InfoComm’2002 нарушила эту традицию, в каком-то смысле подведя итог текущего этапа в развитии отрасли. Если раньше в центре внимания посетителей оказывались прототипы будущих устройств, демонстрируя которые производители одновременно прощупывали рынок, то на сей раз фактически те же прототипы были представлены уже в виде серийных моделей. Новинок, как всегда, было много, но в целом они отражали скорее развитие отрасли вширь, нежели вглубь. Похоже, что основные усилия фирмы-производители сегодня направляют на поиск новых больших и маленьких рыночных ниш для уже выпускаемого оборудования. Косвенно эту мысль подтверждают и изыски в области дизайна, позволяющего фирмам выделить свою продукцию из общего ряда необычностью форм и расцветок.

Никаких принципиально новых решений InfoComm’2002 не принесла, оставив непревзойденными многие достижения прошлого года. Так, нет никаких признаков, что в этом году появится проектор массой менее 2 фунтов (продемонстрированный год назад компанией Plus прототип был запущен в серию лишь во II квартале этого года). Не была преодолена и достигнутая фирмой JVC максимальная планка разрешения проекторов (2048x1536 пикселов). Фактически рынок массовых проекционных устройств сегодня составляют аппараты с разрешением до 1600x1200 пикселов, при этом наиболее популярным (по крайней мере до конца 2003 г.) будет разрешение XGA.

Проекционный аппарат со встроенными в боковые стенки динамиками

и проектор-“неваляшка” - дизайнерские изыски фирмы Toshiba

Аналогичная картина сложилась и в области производства плазменных панелей. За последние несколько лет они резко прибавили в качестве воспроизведения картинки и в размерах экрана, но прошедший год оставил все на своих местах. Разве что число производителей, шагнувших за 60-дюймовый порог в размерах экрана, пополнилось компанией Fujitsu. Можно отметить интересную новинку фирмы Pioneer - 50-дюймовую панель со встроенным сенсорным экраном. Ранее подобные возможности реализовывались лишь с помощью специальных насадок, выпускаемых, например, Smart Technologies.

В целом же сложившееся год назад ощущение, что технические возможности производителей опережают реальные потребности рынка, в этом году только окрепло. Очевидно, в ближайшие годы упор будет сделан на снижение цены устройств, а не на достижение рекордных характеристик. Об этом, в частности, шел разговор на предварявшей выставку конференции производителей и поставщиков презентационного оборудования, где обсуждались возможности выпуска проекторов по цене $1000 и телевизоров на основе LCD-, DLP- и LCOS-технологий стоимостью $1500. Специалисты полагают, что эти цифры могут стать реальностью уже через два года. А пока+ фирма ViewSonic с гордостью объявила о том, что ее 42-дюймовые плазменные панели можно приобрести менее чем за $5000, а мне удалось обнаружить на выставке панель со встроенными DVD-плейером и компьютером, оснащенным 20 Гб жестким диском, стоимостью $3995.

И все же+

Справедливости ради следует отметить, что некоторые фирмы все-таки попытались шагнуть за привычные технологические рамки. Так, несколько лет подряд мы констатировали неизменность достигнутого максимального порога яркости проекторов, казалось, застывшего на уровне 12 000 ANSI-лм. В этом же году на выставке были показаны два устройства со световыми потоками выше 14 000 ANSI-лм. Правда, не обошлось без некоторого лукавства. Проектору Lighting 28SX фирмы Digital Projection с паспортным световым потоком 16 000 ± 10% ANSI-лм компания Barco противопоставила свою модель ELM R18 с потоком 17 500 “центролюменов” (center lumen). Столь необычная единица, как выяснилось, означает, что данная характеристика определялась на основе измерения освещенности экрана лишь в центральной его части, что не соответствует общепринятой методике ANSI. С учетом указанной в паспорте равномерности освещения экрана (90%) световой поток проектора Barco должен составлять 15 750 ANSI-лм, что несколько ниже, чем у конкурента. Очевидно, этим и объясняется неожиданный маркетинговый ход компании. Оба проектора выполнены по технологии с тремя DMD-кристаллами (разрешение - 1280x1024 пикселов) с использованием ксеноновых ламп мощностью около 3 кВт, а их масса составляет 110-135 кг.

Прогноз перспектив дальнейшего продвижения в том же направлении вполне благоприятный: можно ожидать, что в ближайшие годы за счет увеличения площади DMD-кристаллов и совершенствования конструкции проекторов будет достигнут рубеж в 20 000 ANSI-лм. Однако вряд ли это достижение можно будет считать принципиальным в силу слабой чувствительности человеческого зрения к уровню освещенности.

В стане трехматричных DLP-проекторов, предназначенных для использования в цифровых кинотеатрах, также отмечено повышение уровня контрастности изображения. Практически все мощные модели сегодня выпускаются в нескольких модификациях, различающихся уровнем контрастности и соответственно ценой. Предельные показатели укладываются в диапазон от 650:1 до 1000:1, а в устройствах на базе DMD-кристаллов, выполненных по новейшей технологии DM3 с чернением краев зеркал и подзеркального слоя, контрастность достигает 1200:1.

Массовые проекторы по контрастности и яркости остались на прежнем уровне. Можно утверждать, что никто из производителей не стремится превысить достигнутый Sanyo порог светового потока в 7700 ANSI-лм, и по крайней мере до конца года у топ-моделей большинства производителей этот показатель будет ограничиваться значением 4000 ANSI-лм. Объяснение тому простое - более яркие проекторы пока не востребованы массовым рынком.

В технологии склейки ЖК-панелей Rainbow Displays превзошла всех

Из очевидных рыночных тенденций следует отметить заметное усиление в продуктовых предложениях компаний сетевого направления. Наметившаяся в последние два года мода на расширение сетевых функций закрепилась, и практически все производители теперь включают в свои линейки устройства с возможностью подключения к компьютерной сети по обычному или беспроводному каналу. При этом в своих представлениях о том, каким должен быть сетевой проектор или плазменный монитор, фирмы постепенно приходят к общему знаменателю, все чаще реализуя помимо функций контроля и управления возможность сетевой передачи демонстрируемых файлов. В то же время надо понимать, что полноценно заменить обычный VGA-кабель сетевые решения пока не могут.

***

Подводя условную черту под вышеизложенным, можно уверенно констатировать, что презентационное оборудование из разряда экзотики перешло в разряд продуктов повседневного использования, а соответствующий сегмент мирового рынка вступил в стадию зрелости. Очевидно, в ближайшее время значительно более важную роль в деятельности поставщиков приобретет маркетинговая составляющая, ну а что будет с ценами и как это отразится на рынке в целом - предмет более позднего исследования.

Интересная новинка - склеенный ЖК-дисплей

Фирма Rainbow Displays представила на InfoComm’2002 первый 37,5-дюймовый ЖК-монитор, получивший красноречивое название Rainbow Spectrum Model 3750. Его экран склеен из трех отдельных панелей - идея не новая, но в отличие от других компаний (в частности, Sharp), пытавшихся идти этим же путем, Rainbow удалось разработать технологию бесшовной склейки, благодаря которой экран выглядит как единое целое. Rainbow Displays была образована в 1996 г. группой бывших сотрудников IBM, сегодня 25% ее акций принадлежат компании Philips, чьи ЖК-матрицы, собственно, и используются в качестве компонентов склеенного экрана. Сама по себе технология представляется весьма перспективной, и можно ожидать, что выпущенные на ее основе продукты имеют шанс занять нишу между цельными ЖК-мониторами с размерами экрана от 15 до 28 дюймов по диагонали и 42-50-дюймовыми плазменными панелями.