Обычно процесс внедрения новой технологии длится до тех пор, пока не сменится несколько поколений продуктов. Поколение номер ноль ограничивается простой заменой компонентов. Так, радиолюбители со стажем, наверное, еще помнят полупроводниковые модули, которые устанавливались в гнезда для электронных ламп. Со временем, однако, конструкция аппаратуры полностью изменилась с учетом возможностей новой элементной базы, а наши требования к ней значительно расширились и повысились. Теперь вот мы, наконец, дожили до начала аналогичных преобразований и в э-бизнесе.
Поколение номер ноль представляло собой публикацию в Web каталогов продуктов, что позволило сократить издательские и почтовые расходы. При этом заказы приходилось делать по телефону, теряя время на поиск товаров, уже закончившихся на складе, а то и вовсе снятых с производства.
Поколение номер один добавило прием заказов в реальном времени, открыв перед клиентом существенные преимущества. Получив возможность делать заказы исходя из актуальной информации о ценах и наличии товара, он теперь мог выбирать удобный для себя момент и оптимальную стоимость покупки. Сам я именно таким образом приобрел свой последний ноутбук: в течение нескольких недель следил за ценами и запасами на Web-узле PC Mall (www.pcmall.com), дожидаясь наилучшей, по своим представлениям, ситуации, - и купил почти вдвое дешевле.
Ну что ж, снижение издержек - это всегда хорошо, а как насчет дополнительных возможностей? Что-нибудь вроде публикации данных различных производителей, допускающей непосредственное сравнение? Ведь подобный механизм упростил бы выход на рынок новым игрокам и помог бы покупателям, отсекая маркетинговую мишуру, максимально точно определять, какой именно продукт лучше всего соответствует их потребностям.
Это и многое другое поколением номер два реализовано в предприятиях вроде R2R Central (www.r2rcentral.com) - самопровозглашенной “первой полной ИТ-фактории” с “виртуальным объединенным каталогом товаров”. В основе объединенного каталога R2R лежит технология фирмы Etilize (www.etilize.com). И каковы бы ни были ваши претензии к такому э-бизнесу, каким вы его знаете, похоже, Etilize решила ваши проблемы, упростив ввод данных из унаследованных источников - и далее по всем пунктам до самого выполнения заказа. Технология этой компании соединяет вместе все операции - от синтаксического разбора электронных таблиц с информацией о продуктах до распечатки ярлыков с адресами для бандеролей FedEx.
Пора бы уже преодолеть вполне понятную обратную реакцию, возникшую после провала дотком-бума. Настало время обратить внимание на последние достижения и взглянуть в новое лицо э-бизнеса - такое, как у компаний вроде Etilize. (Если вы так не считаете, то, может быть, ваши конкуренты придерживаются иного мнения?)