РЕШЕНИЯ

 

Компания SAP C.I.S. (www.sap.ru) провела информационный день, на котором представила специализированное, предназначенное для управления предприятиями электро-, теплоэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства решение mySAP Utilities.

Реформирование РАО “ЕЭС России” идет по пути отделения монопольного бизнеса от конкурентных отраслей и создания рынка электроэнергии. При этом единая структура будет разделена на генерирующие, транспортные и распределительные компании, а под контролем государства останутся только последние два звена. Генерирующие мощности приватизируются в первую очередь. После дерегулирования отрасли, предположительно в 2004 г., для поставщиков ИТ откроется новый большой рынок. По различным оценкам, его емкость будет сопоставима с объемом спроса на ИТ со стороны телекоммуникационных компаний, т. е. составит около 500 млн. долл. Не менее лакомый кусок пирога - атомная энергетика: ее представляет отдельное ведомство, сохраняющее государственную монополию и разрабатывающее собственную стратегию внедрения ИТ.

Сражение за рынок автоматизированных систем управления предприятиями энергетики развернулось уже сегодня. Весомый аргумент в конкурентной борьбе - успешно выполненные проекты. На семинаре SAP C.I.S. с презентациями выступили представители европейских энергетических концернов RWE и E.ON, применяющих решения SAP AG для организации производства и бизнеса. Штаб-квартиры обеих компаний находятся в Германии. Надо отметить, что немецкий опыт по созданию конкурентного рынка энергоснабжения находится в центре внимания отраслевых реформаторов, а RWE и E.ON являются стратегическими инвесторами российского энергетического хозяйства.

Докладчики рассказали о новых требованиях европейского рынка, возникших после его либерализации. Прежде всего это “расщепление и фокус на отдельных сегментах цепочки добавленной стоимости вместо модели вертикально интегрированной компании” (проще говоря, высокая степень специализации), взрывной рост компаний, повышение роли клиентов и центральная роль процессов сбыта. Из проблем, доставшихся по наследству, эксперты отмечают фрагментацию решений и разнородность аппаратных платформ, систем коммуникации, системного ПО и технологических архитектур (так, в RWE после выбора SAP R/3 пришлось отказаться от 50 систем, а 30 - модернизировать). Практически все концерны, образовавшиеся в результате поглощений и слияний, столкнулись с такими проблемами, как нечеткое распределение ролей ИТ-директоров и дублирование поставщиков ИТ-услуг на уровне разных компаний, входящих в объединение. Чтобы решить их, они создали у себя централизованные службы по ИТ (например, в RWE только в отделе SAP этой службы работает 140 человек). В программе построения информационной инфраструктуры, обеспечивающей стабильное положение на конкурентном рынке, выделяется несколько стратегических направлений развития прикладного ПО:

- эксплуатация, техобслуживание и ремонт (генерация, сети);

- строительство, управление оборудованием в условиях риска (сети);

- управление связями с клиентами (CRM);

- расчет/фактурирование;

- построение хранилищ данных об энергосбыте;2 управление энергетическими данными, учет затрат сбыта.

По оценкам специалистов E.ON, наибольший экономический эффект дает реализация на практике первых четырех направлений.

С точки зрения конфигурирования решений SAP R/3 для отдельных компаний, входящих в концерн, возможны три варианта развития ИТ:

- полная децентрализация (адаптация и настройка систем в каждом подразделении);

- слабая гармонизация (мастер-модели для различных видов бизнеса с индивидуальными настройками для отдельных компаний);

- высокая степень гармонизации (единая интегрированная однородная система для каждого вида бизнеса: сбыт, генерация, сети, прочее).

В RWE пошли по второму пути, к нему же склоняются и в E.ON. В то же время в России, по мнению представителей SAP C.I.S., более перспективным представляется первый вариант, обеспечивающий гибкое управление бизнес-процессами.