СЕМИНАРЫ

 

В связи со вступлением нашей страны в ВТО российская автомобильная промышленность готовится к еще более жесткой конкуренции со стороны западных автогигантов. И вот чтобы выдержать такое давление и не ударить в грязь лицом хотя бы перед россиянами, на выручку приходят современные решения по автоматизации, такие, как PLM (Product Lifecycle Management - управление жизненным циклом изделия). В поддержку этого направления 26 июня в Москве состоялся организованный российской фирмой “Гетнет” (www.hetnet.ru) семинар “Решения IBM и Dassault Systemes для двигателестроения”, на котором обсуждались вопросы применения САПР высшего класса CATIA для конструирования автомобильных двигателей с использованием технологии PLM. На нем присутствовало около 30 специалистов и руководителей двигателестроительных предприятий России, в том числе и тех, кто хотел поделиться своим опытом применения этой системы. В работе семинара приняли участие сотрудники компаний IBM, MSC. Software (США) и “Гетнет”. Разработчики ПО из Dassault Systemes из-за возникших во Франции транспортных проблем приехать не смогли.

PLM-решения, предлагаемые IBM/Dassault, охватывают все больше отраслей (см., например, PC Week/RE, N 23/2002, с. 21), в том числе и двигателестроение. Универсальная САПР CATIA V5 фирмы Dassault (www.catia.ru) представляет собой основной продукт в составе технологии PLM, в то время как в качестве связующего звена с внутренним (в масштабе предприятия) и внешним (с заказчиками и поставщиками комплектующих по системе B2B) миром используются PDM-системы ENOVIA или SmartTeam (PDM - Product Data Management). Руководитель проекта фирмы “Гетнет” Павел Голдовский отметил, что для российских предприятий, занимающихся проектированием, изготовлением и сопровождением таких сложных наукоемких изделий, как автомобильные двигатели, наиболее приемлемым решением для коллаборативного управления данными на сегодняшний день считается использование системы класса PDM SmartTeam. С ее помощью можно эффективно поддерживать единую структуру конструкторских, технологических и производственных данных проекта, управлять ими, а при необходимости и обеспечивать совместимость с другими CAD/PDM/ERP-системами - как встроенными (интегрированными), так и на уровне Интернет-порталов.

Стоимость каждой графической рабочей станции с лицензионным доступом к CATIA V5, включающей необходимые специализированные модули, и к системе SmartTeam составляет, по словам Павла Голдовского, 30-35 тыс. долл., хотя в ряде случаев может быть снижена вдвое за счет использования облегченного решения на платформе P1 CATIA V5. В дополнение к прямым инвестициям (приобретение аппаратного и программного обеспечения, а также лицензий) внедрение PLM-решений требует дополнительных затрат на обучение пользователей, конфигурирование и настройку системы, консалтинг, а в дальнейшем - на ее техническую поддержку и сопровождение. Как показывает опыт, при освоении CATIA V5 исключительно силами сотрудников предприятия (главным образом конструкторов), на котором производится внедрение такой САПР, обычно снижается эффективность ее применения примерно на 70%. Между тем, отмечает г-н Голдовский, при проведении тендеров на поставку сложных систем часто не учитывается вторая составляющая - затраты на услуги по обучению, сопровождению, консалтингу и т. п., что в дальнейшем и приводит к неэффективному использованию таких сложных продуктов.

CATIA постоянно совершенствуется, и в июле ожидается появление ее нового, девятого релиза, в котором многие модули инженерного анализа (CAE) будут включать дополнительные функции, в том числе появятся возможности тепловых расчетов двигателя и расчета свободных колебаний (Free Frequency Analysis). Кроме того, значительно расширены типы задания граничных условий с учетом контакта между деталями. Поскольку система CATIA имеет открытую архитектуру, в доработке некоторых ее специализированных модулей (под задачи российских заказчиков) и создании новых компонентов принимают участие и специалисты “Гетнета”.

Основные этапы конструирования двигателя в среде CATIA под ОС MS Windows продемонстрировал специалист IBM Сергей Очередько. Интересно было наблюдать, как зарождается и растет проект сложной конструкции, начиная от концептуальной схемы, проходящей стадии оптимизации при итерационной (многоциклической) обработке данных, и заканчивая сборочным чертежом и деталировкой. В процессе демонстрации проектирования была разработана функциональная схема и создана анимационная модель двигателя.

О положительных результатах пилотного проекта по созданию в среде CATIA V5 головки цилиндров перспективного автомобиля ВАЗ сообщил представитель завода Юрий Ермаков. С помощью этой САПР в многопользовательской гетерогенной среде получена конструкция изделия, спроектирована литейная оснастка, выполнен анализ разнимаемости деталей, проведены расчеты и на их основе оптимизация конструкции, подготовлены, наконец, управляющие программы для обработки литейной оснастки на станках с ЧПУ.

Семинар явно продемонстрировал две тенденции. Первая связана с продвижением решений PLM в российское автомобилестроение, что предполагает повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции. Вторая тенденция говорит о том, что на отечественных предприятиях активно внедряется пятая, более совершенная (в сравнении с предыдущей) версия CATIA V5, в том числе и путем замены (например, на ВАЗе) предыдущей, четвертой версии этой САПР, что должно способствовать повышению эффективности проектирования.