ИНТЕРВЬЮ
28 июня у 40 тысяч выпускников МИЭМа был праздник - 40-летие альма матер. В 70-х годах мне тоже посчастливилось учиться в стенах МИЭМа, и у меня сохранились самые теплые воспоминания о его преподователях и студентах, о тех, кто меня учил и с кем я учился. Поэтому накануне юбилея я с удовольствием встретился с двумя ректорами института, легендарным Евгением Викториновичем Арменским, возглавлявшим МИЭМ со дня основания до 1987 г., и его преемником Дмитрием Васильевичем Быковым.
Евгений Викторинович Арменский
PC Week: Евгений Викторинович, вы стояли у истоков истории института. Расскажите, как все это начиналось.
Евгений Арменский: Шестьдесят второй год. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о развитии радиоэлектроники в стране. В разделе о кадрах было записано: организовать три новых вуза - Воронежский технический институт с набором специальностей электронного профиля на базе филиала МФТИ в Воронеже, Томский институт автоматизированных систем управления на базе одного из факультетов Томского политехнического института и Московский институт электронного машиностроения с дневной формой обучения на базе Вечернего машиностроительного института. Кроме того, в этом постановлении примерно шестидесяти вузам было поручено увеличить набор студентов на соответствующие специальности. Это касалось всех крупных вузов: МЭИ, МАИ, МВТУ, МИФИ, МФТИ, Уральского и Томского политехнических и др.
Почему наш вуз назвали Институтом электронного машиностроения? Дело в том, что ныне покойный Александр Иванович Шокин, возглавлявший в те годы молодое Министерство электронной промышленности, считал, что мы должны обязательно заниматься самим машиностроением, т. е. оборудованием, на котором делают элементную базу электроники и микроэлектроники. К сожалению, эта идея не в полной мере осуществилась. Сейчас предприятия электронного машиностроения выпускают отдельные устройства.
PC Week: Предприятия полупроводниковой промышленности СССР оказались сильно разбросанными по союзным республикам. С чем была связана такая политика А. И. Шокина?
Е. А.: Насколько я понимаю, он все-таки смотрел, где дешевая рабочая сила. Шокин обладал, с моей точки зрения, уникальным качеством - он ставил во главе предприятий блестящих руководителей и организаторов.
Дмитрий Быков: Наверное, такая система распределения предприятий по стране себя оправдала. Даже если взять московские вузы электронного профиля, то основная задача зеленоградского МИЭТ - подготовка технологов-разработчиков технологических процессов по изготовлению элементной базы микроэлектроники, МИРЭА - создание приборов на основе элементов микроэлектроники и электроники. А наш институт был изначально ориентирован на вычислительную технику, автоматизацию проектирования, управления технологическими процессами. То есть мы не дублировали друг друга.
Мне кажется, что хотя в полном объеме идея создания собственной базы оборудования в СССР так и не осуществилась, тем не менее в области электронного машиностроения были выполнены совершенно уникальные исследования, созданы новые технологии и теории, были новаторские работы в области вакуумной техники т. д.
PC Week: В те времена действовали ограничения КОКОМ на продажу в СССР технологического оборудования и компьютеров. Видимо, поэтому и приходилось все делать самим?
Е. А.: Да, так было. Ограничения и сейчас до конца не сняты. И хотя, с одной стороны, был Союз, была партия, которая держала все в руках, но с другой - министерства друг с другом не ладили. Шокин делал элементную базу, а Калмыков (Минрадиопром) - телевизоры, компьютеры, еще что-то. И вечно, как только в ВПК (Военно-промышленная комиссия) поднимался вопрос о качестве, Калмыков говорил: “Так Шокин нам дерьмо дал”, а Шокин в ответ заявлял, что Калмыков не умеет делать. Он был своеобразный человек, но сильный и нам много помогал.
PC Week: Почему прикладной математике и вычислительной технике в институте уделялось особое внимание?
Е. А.: В 67-м мы организовали факультет прикладной математики, а потом и инженерный поток, на котором вы учились, для получения второй специальности по прикладной математике. Не помню, но, по-моему, году в 76-м или в 77-м нас с Афанасьевым вызвали в Кремль на ВПК. Там нам сказали: “Американцы сейчас все переводят на вычислительную технику. Вы как?”. Я в ответ:
- Мы готовы.
- А что вам для этого надо?
- Нам надо прибавить к сроку обучения еще полгода, чтобы на равных выступать с МГТУ, МЭИ, МИФИ.
- Все дадим. Идите и переводите все ваши специальности на пять с половиной лет.
Нам удалось практически в первые же годы сформировать очень сильный преподавательский и научный коллектив. У нас работали такие светила математики, как, например, Б. А. Фукс , человек с мировым именем. Если люди приходили из промышленности - то самые выдающиеся. Я даже не знаю, как их отпускали с производства.
Дмитрий Васильевич Быков
Д. Б.: У нас и сейчас много ветеранов работает. Это - выпускники МГУ (мехмат, физфак) и МИФИ. Ну а потом появились уже и свои люди. Со временем многие из них стали учеными с мировым именем. Сейчас наши математики, физики все время путешествуют по разным странам. Их приглашают читать лекции, руководить кафедрами, вести научные исследования. Читает лекции академик В. П. Маслов, ведущий математик России. В прошлом году, и вообще в последние годы, человек двенадцать - пятнадцать наших преподавателей, сотрудников, ученых получили правительственные премии.
Собрать таких сильных людей в институте - еще полдела, дальше все зависит от того, в какую они попадают атмосферу. У нас с самого начала, и это заслуга Евгения Викториновича, создана атмосфера дружелюбности, взаимопонимания и поддержки. В МИЭМе никогда не было никаких склок, никто никогда не писал анонимок (а одно время это было модно), никто не жаловался в партком, райком и т. д. Даже в последние десять тяжелых лет, когда и заработки упали, и зарплату задерживали, никаких эксцессов не было. Во-первых, потому что все любят институт, уважают друг друга. И мы очень ценим то, что наш вуз оптимален по размеру. Мы все знаем друг друга, дружим семьями. Одним словом, очень неформальные отношения. Такая наша МИЭМовская атмосфера, которую мы стремимся всячески сохранять и поддерживать. Я считаю, она благоприятствует и хорошей организации учебного процесса, и успехам в науке.
За эти годы много было сделано. Евгений Викторинович мудрое и своевременное решение принял, когда на каждом инженерном факультете организовал специализированную кафедру по ВТ. Это были такие островки, вокруг которых инженеры начали собираться и знакомиться с компьютерами. Сейчас у нас уже и на каждой гуманитарной кафедре есть компьютеры. А в то время это было новшество, и очень полезное.
За последние 10 лет у нас в МИЭМе появились новые специальности, весьма востребованные, такие, как защита информации, компьютерная безопасность. Конкурсы на них огромные. Очень популярны мультимедиа-технологии. У нас есть хороший центр мультимедиа. Теперь уже он имеет статус Российского центра мультимедиа-технологий. В нем работают выпускники и сотрудники нашего института. Мы пошли также по пути создания институтских учебно-научных центров, чтобы обеспечить студентов и преподавателей всеми современными средствами ВТ и ПО. Это - автономные центры, созданные в сотрудничестве с ведущими фирмами. Например, Motorola открыла в институте два своих центра, а IBM, Apple и ZyXEL - по одному. Студенты и преподаватели осваивают в этих центрах самые современные технологии.
PC Week: Вот здесь, на втором этаже в здании в Большом Вузовском, когда-то проходили потрясающие выставки. Я помню выставку опального тогда художника Ждана. Ну и кафе “Селена”, конечно+
Е. А.: У нас много чего было. У нас выступали и Высоцкий, Галич, тогда полузапрещенные.
Д. Б.: Организовывали очень интересные вечера. Я студентом ходил на них. Приходили люди из промышленности, рассказывали о своей работе, об отрасли - это было очень познавательно. А “Селена” - одно из первых студенческих кафе, в нем все было сделано, причем хорошо, руками самих студентов.
PC Week: Об абитуриентах. Не создается ли у вас впечатление, что упало качество подготовки в школах? Не приходится ли вам доучивать выпускников школ?
Д. Б.: Да, упало, мы это давно заметили. МИЭМ никогда не испытывал недостатка в желающих поступить в него, у нас всегда был конкурс практически по всем специальностям. Специальности, связанные с ВТ, очень престижны. Но тем не менее я вспоминаю, что 20 лет тому назад мой предшественник зав. кафедрой Епифанов поставил задачу - идти в школы. И не для того чтобы набрать студентов, себя обеспечить, а потому, что уровень преподавания во многих школах слишком низок, особенно по физике. Математику ребята еще как-то знают, а с физикой дело плохо. И пошли наши ведущие доценты в московские школы. (Сейчас они на этом немного и подрабатывают.) Мы создали факультет довузовской подготовки, который объединяет самые разные лицеи, школы, классы, кружки при кафедрах, т. е. ведем массированную подготовку, потому что мы все хорошо понимаем, что поступить в институт это даже не 50%, а всего 20-30% успеха. Ну можно, конечно, кое-как подготовиться за пару месяцев с репетиторами, а потом, после первого семестра, распрощаться с институтом. Наша задача, чтобы ребята потом учились хорошо.
PC Week: МИЭМ всегда позиционировался как чисто московский вуз. Но сейчас везде активно вводится дистанционное обучение, и, насколько я знаю, вы тоже создали такой центр?
Д. Б.: Это направление мы начинали развивать еще десять лет тому назад. Тогда мы попали в несколько международных проектов и наши студенты стали дистанционно обучаться в Университете штата Нью-Йорк. Потом мы поняли, что это хорошо и нам самим надо как-то экспортировать свои знания. Сейчас у нас создан центр дистанционного обучения, есть центр, который занимается разработкой учебных программ для Интернета. Уже есть курсы по истории, философии, математике, не говоря уже о технических предметах. Мы близки к тому, чтобы одну специальность оснастить такими курсами полностью. Хотя это очень трудно и очень дорого в момент создания. В то же время мы организуем дистанционные краткосрочные курсы. Недавно мы вручали дипломы о дополнительном образовании молодым людям, живущим в разных городах России. Они учились два года. У нас дистанционно обучались свыше десяти студентов из Израиля, наших бывших соотечественников. Даже защиту дипломного проекта мы проводили подобным образом. То есть эта форма сейчас интенсивно развивается, другое дело, что она требует очень большой подготовительной работы.
PC Week: Программа “Электронная Россия” как-то вас коснулась?
Д. Б.: Мы пытаемся туда попасть, так сказать, найти свое место. Но не очень-то туда пускают всех. Деньгами никто делиться не хочет. Но тем не менее стараемся участвовать в этой работе в качестве экспертов.
PC Week: Вероятно, у МИЭМа такие же проблемы, как и у всех вузов? Из-за низких зарплат происходит отток молодых кадров. Вы как-то с этим боретесь?
Д. Б.: Тут трудно что-либо сделать. Это беда всех российских вузов, особенно вузов в крупных городах. Возможности у молодежи в Москве очень большие. Основной способ привлечения молодых преподавателей - аспирантура и участие в научной работе. У нас все время проводятся научные конференции, в том числе и студенческие. Очень интересные конференции по ИТ мы организуем в Судаке. В этом году в ней приняло участие около 200 человек.
Следующий этап - аспирантура. Мы, разумеется, понимаем, что некоторые идут в аспирантуру с тайной мыслью спрятаться от армии. Но тем не менее многие с интересом занимаются наукой. Сейчас уже стало практикой, что старшекурсники тоже привлекаются для проведения простых семинарских занятий и лабораторных работ. Но, конечно, идет старение преподавательского состава вуза.
PC Week: А выход каков?
Д. Б.: Кардинальное решение должно быть принято на правительственном уровне. Государство обязано расставить приоритеты. Образование в любой стране должно быть приоритетным. И как бы тяжело ни было, в него нужно вкладывать средства, так как на самом деле - это будущее страны.
PC Week: Спасибо за беседу. Мы поздравляем вас с юбилеем и желаем успехов в вашем трудном и благородном деле.
От редакции: Бывшие выпускники МИЭМа создали для помощи вузу Фонд имени Е. В. Арменского. С сотрудниками фонда можно связаться по тел.: (095) 916-8980 или e-mail: info@armensky.ru