СТАНДАРТЫ

С Игорем Аркадьевичем Рябеньким, президентом компании UnitSpace, год назад мы уже беседовали о стандарте UDDI (см.PC Week/RE, № 30/2001, с. 28). Однако за это время вокруг UDDI произошло много событий как за рубежом, так и в России. Это и побудило нас продолжить разговор.

Игорь Рябенький

PC Week: Игорь Аркадьевич, какие события разворачиваются сейчас вокруг UDDI и почему этот стандарт так важен для программистов и для бизнеса?

Игорь Рябенький: На самом деле произошло многое и с самим UDDI, и с тем, как его понимают и принимают. Началось его практическое применение в России, что также очень важно. Когда мы беседовали прошлым летом, была завершена и принята первая версия спецификации, а вторая - только одобрена голосованием разработчиков и вот-вот готовилась к внедрению. Реально глобальные регистры поддерживались двумя корпорациями - IBM и Microsoft. За прошедший год UDDI 2.0 уже внедрен, появились глобальные регистры, поддерживаемые компаниями HP и SAP. Таким образом, сейчас существует четыре независимых глобальных ресурса, и между ними, как и предполагалось, реализована первичная репликация данных. Сейчас у нас в рабочей группе консорциума UDDI на последней доводке находится третья версия спецификации UDDI, которая считается финальной. Предполагается, что эта версия будет рассматриваться как международный стандарт. Теперь занесение записи в какой-то из этих ресурсов означает, что в течение 24 часов она будет реплицирована в остальные ресурсы и пользователь независимо от того, откуда он придет, получит информацию, где бы она ни заносилась. То есть система становится устойчивой и доступной из любой точки Сети.

PC Week: В UDDI была проблема с уровнями описаний. Сначала шло общее описание - "желтые страницы", потом более подробное+

И. Р.: Одна проблема уровней - это так называемая populate, т. е. как их "населить", убедить пользоваться UDDI. В UDDI был слабый уровень подготовки собственно моделей и недостаточно распространены сами Web-сервисы. В настоящее время многие крупные западные предприятия как минимум ведут пилотные проекты по переводу своих приложений на архитектуру Web-сервисов, или, как сейчас говорят, на сервис-ориентированную архитектуру (СОА). В СОА производится декомпозиция собственно бизнес-процессов, определение элементарных операций, описание их в формате Web-сервисов и создание некоего локального UDDI-регистра, в котором хранится информация обо всех этих сервисах. Но она и для данной организации уже хранится на всех трех уровнях, обозначающих, кто хозяин ресурса, как она классифицирована и как эта услуга выполняется. Я не могу сказать, что уже много проектов завершено, но есть компании, получившие реальную финансовую выгоду от перехода на такую архитектуру. Предполагается, что СОА как раз сейчас должна прийти на смену Web-интерфейсной архитектуре. Если мы проследим тенденцию, то увидим, как вслед клиент-серверной архитектуре пришла Web-интерфейсная, а сейчас она меняется на СОА. Что реально дает такой переход? СОА-архитектура предполагает, что сами приложения становятся гораздо менее завязанными друг на друга. Предыдущая компонентная среда предполагала, что хотя приложение и состоит из разных модулей, но модули очень тесно увязаны между собой, т. е., как правило, они должны, чтобы понимать друг друга, создаваться в одной среде разработки. А основными принципами сервис-ориентированной архитектуры является наличие разрозненных сервисов, которые могут быть предоставлены из реальных приложений, созданных разными разработчиками в различных средах. При этом за счет механизмов стандартного описания (они пока только разрабатываются) предполагается, что эти сервисы либо могут находить и оркестрировать люди; либо - на следующей стадии - сервисы начнут уже находить и выстраивать в цепочки сами себя, т. е. уже пишутся приложения, способные из элементарных сервисов выстраивать бизнес-процессы. Понятно - любой бизнес-процесс представляет собой не что иное, как цепочку сервисов. Если у нас уже есть библиотеки сервисов, методы доступа к ним и алгоритм построения бизнес-процесса, то можно постоянно выбирать оптимальные сервисы и строить из них оптимальные цепочки. В этом и заключается вся идея.

Что еще появилось за это время? В этом году образован новый консорциум WS-I (Web Services Interoperability). Он нацелен не только на представление сервисов в хранилищах UDDI - т. е. разработку способов стандартного описания, как хранить Web-сервисы, но и на то, чтобы модели, на которых эти сервисы будут создаваться, друг друга тоже понимали. Но если результаты деятельности этого консорциума мы увидим через пару лет, то работа консорциума UDDI видна уже сегодня. На этой системе создаются торговые площадки и внутрикорпоративные регистры, позволяющие достаточно хорошо оптимизировать структуру бизнеса. Еще одна цель - задача интеграции приложений. Болезнью многих систем, в том числе и в нашей стране, является унаследованное ПО. Традиционно на предприятии сначала внедряется какая-нибудь бухгалтерия, потом появляется корпоративная система, потом управление кадрами и т. д. Все эти системы предполагают, что люди должны к ним обращаться, заносить в них какую-то информацию, получать ее, передавать, работать с ней и т. д. Но поскольку они были разрознены по времени внедрения, по интерфейсам, по средам и платформам, то зачастую интеграция информации из этих решений представляет собой тяжелую или совсем неподъемную задачу. Одним из преимуществ перехода на новую архитектуру как раз и является упрощение интеграции приложений. При этом не ставится задача увязать каждое приложение с каждым. Вместо этого строится некая оболочка, имеющая внутри себя UDDI-регистр, описывающий различные сервисы. Этот регистр становится тем элементом системы, с которым взаимодействуют различные приложения, представляя собой, таким образом, общую информационную шину. И если в прошлом году мы говорили о том, что движение идет в сторону информационного пространства, то сейчас мы видим - единое информационное пространство начинает внедряться, и внедряется оно при помощи СОА и таких вот регистров.

Сегодня для любой крупной корпорации это абсолютно важная задача, и мы работаем над тем, чтобы наши компании это понимали. Пока у нас больше успеха в разговорах с западными корпорациями, потому что у них сегодня для любого CIO (директора по информатизации) переход к таким решениям - уже задача номер один.

PC Week: IBM утверждает, что 40% средств ИТ-бюджета западная компания тратит на интеграцию.

И. Р.: Помимо затрат на интеграцию есть еще одно явление, с которым мы сталкиваемся прежде всего в своих консалтинговых проектах. Идет, например, в фирме внедрение нескольких систем или нескольких модулей, и очень трудно заставить персонал всеми этими модулями пользоваться. Допустим, бедный менеджер по продажам должен в какой-то ERP-системе обработать свои отношения с клиентом, потом залезть в CRM и там ввести все данные по клиенту, а еще написать какой-то внутренний рапорт и отправить своему шефу. И вот автоматизация начинает тянуть его за ноги. С одной стороны, без автоматизации нельзя, а с другой - люди должны сами себя дублировать и вводить данные по два, по три раза. Подходы СОА, которые мы проповедуем, предполагают, что информация, будучи созданной один раз, через информационную шину, методы управления публикацией и методы доступа должна быть доступной во всех приложениях. Затраты на множественное создание информации и, что еще хуже, потери от того, что какая-то система эту информацию не получила, оказываются больше, чем даже затраты на интеграцию. И при этом между собой такие системы синхронизировать нельзя, т. е. если, скажем, система продаж отразила данные по клиенту, а CRM не отразила, то, чтобы получить достоверную информацию, менеджер, работая с CRM, должен еще залезть в систему продаж.

Еще один важный аспект - построение на этих системах корпоративных баз знаний. Поскольку любая информация является некой выходной услугой, она попадает во внутренние регистры и производственная деятельность каждого менеджера в общем-то становится достоянием корпорации. Сейчас же чаще всего то, что менеджер наработал у себя на компьютере в каких-то приложениях, после его ухода так и остается его ноу-хау просто потому, что другим трудно воспринять данную информацию, или потому, что он не счел нужным ее оставить. А переход к корпоративным хранилищам данных, построенным на регистрах UDDI и СОА, облегчает задачу накопления знаний. Когда внутренняя информация становится основой формирования корпоративной базы знаний, пропадает опасность, что человек, работая в фирме, не захочет делиться знаниями или унесет их с собой, уходя из фирмы.

Сейчас, конечно, мы переживаем не слишком веселые времена с точки зрения состояния рынков, но тем не менее в консорциумах UDDU и WS-I работа ведущих фирм продолжается достаточно активно. По всем ведущим производителям и по многим мировым фирмам видно, что тенденция набирает силу с каждым месяцем и с каждой неделей. Осознано, к какой экономии это может привести, и что это может служить основой для создания абсолютно новых инновационных бизнес-моделей и стать предпосылкой к оптимизации отношений внутри российской модели цепочки поставки.

С развитием СОА растет понимание того, что мы переходим в новую фазу конкурирования бизнесов между собой, т. е. в новую конкурентную среду. Что имеется в виду? Если раньше считалось, что есть фирма-производитель, у нее есть дистрибьюторы, есть реселлеры. В принципе по этой цепочке каким-то образом старались оптимизировать работу, но каждый находился в своей конкурентной среде, т. е. производитель конкурировал с производителем, дистрибьютор с дистрибьютором, реселлер с реселлерами. А сейчас СОА с одной стороны упрощает движение информации, а с другой - вводит понятие value chain competition, т. е. теперь конкурирует не тот, у кого более сильный продукт или что-то, а конкурирует уже вся цепочка. Поэтому для меня как для производителя, когда снижается маржа, важно выстроить оптимальные отношения по всей цепочке: чтобы я быстрее доставлял свой продукт на рынок, чтобы у меня быстрее сработала логистика до конечного клиента, чтобы этого клиента более информативно обслужили и чтобы затраты во всех звеньях цепочки были минимальными. Вот построить эту конкурентность value chain (VC) сегодня могут только те производители, которые поняли важность перехода к передовой архитектуре. Потому что основным ограничением нынешних систем (к сожалению, для нашего рынка это так) является то, что внедряемая информационная система прежде всего ориентирована на автоматизацию корпорации, а поставщики и клиенты являются внешним объектом по отношению к твоей информационной системе, и ты, соответственно, не можешь продлить на них то, что классно оптимизируешь у себя внутри.

Для того чтобы мне конкурировать по всей VC, я должен обеспечить: 1) сервис-ориентированную архитектуру; 2) создание информации в одном месте; 3) плавное движение информации по всей VCC.

Если я этого достигаю, то получаю преимущество. Если сейчас не буду об этом думать, промедлю, то завтра мой сосед, который это сделает, вышибет меня из конкурентного окружения.

PC Week: На чем такая цепочка может выигрывать в наших условиях?

И. Р.: Она выигрывает за счет того, что информация об услуге, продукте создается один раз в месте, отвечающем за производство: если это товар - то у производителя, если маркетинговая услуга - у дистрибьютора. И она движется до намеченного потребителя, не имея препятствий на пути в виде различных систем и элементов. Могу привести пример. Мы делали разработку для одного из наших ведущих компьютерных дистрибьюторов. Когда клиент, допустим, в Новосибирске, обращается к его вторым или третьим перепродавцам, он заходит в систему того дилера, независимо от того, сколько людей практически оперирует с ИС дистрибьютора, и, естественно, получает ту информацию и в том виде, в каком ее должен получить именно этот клиент. А система автоматически составляет цепочку запросов на покупку, считает наценки, премии и выдает цену, которая интересует потребителя. Таким образом снижаются затраты во всех звеньях цепочки на обработку данной информации, снижается трение. Это один из вариантов. Другие варианты используются на Западе. Там клиенту предоставляется какая-то услуга, которая хорошо делается в каком-то из звеньев цепочки. И тогда клиент получает услуги из общего ресурса.

PC Week: Такие схемы практикуют некоторые российские холдинги...

И. Р.: На самом деле здесь никто не претендует, что изобрел велосипед, - очень многие вещи известны. Их применяли и как бизнес-схемы, и как партнерские схемы. Я говорю только о том, что переход на СОА и стандартизация бизнес-описаний позволяет задействовать эти бизнес-схемы гораздо эффективнее, сделать эти вещи не разовыми, а стандартными. Ну и делать другие вещи, например, можно легко трансформировать VC. При этом переключение на более эффективные звенья тоже происходит безболезненно. Если я занимаюсь закупками и они у меня идут по стандартизованным процедурам, то я могу обработать больше потенциальных поставщиков, так как вся информация от них заведомо будет поступать в унифицированном виде. Я же могу постоянно заниматься мониторингом, чтобы выиграть по цене, а кроме того, очень важна скорость переключения, когда, например, поставщик не может выполнить свои обязательства. Это имеет особенное значение для сложных производств. Если я годами покупаю какую-то гайку у одного вендора, а у него вдруг случилось наводнение или его подвели поставщики, то мне очень сложно переключиться на другого. Одной из ролей глобальных регистров является как раз вот такая подача актуальной и структурированной информации о возможных услугах. Вся экономия и все новые возможности заключаются в этих терминах: стандартизация описаний, структурированный поиск, актуальность. За счет этого я всегда могу выстроить поставки в любой точке.

PC Week: В прошлый раз мы беседовали о вашем участии в UDDI-консорциуме и о предложениях, которые выдвигала Unit Space. Получило ли это дальнейшее развитие?

И. Р.: Наша система остается признанной. Не было ее физического внедрения, мы его отложили до момента принятия третьей версии спецификации. Объясню почему. Первая и вторая версии UDDI были тестовыми, а наше хранилище информации - реально работающее. Это решение обеспечивает для внешнего регистра плавное наполнение информацией и отслеживание ее актуализации. Мы не очень этим расстроены, честно говоря, потому что за прошедший год у нас шло дальнейшее развитие собственной технологии. То есть мы успели свое решение не просто подстроить под UDDI, а сделать изнутри сервис-ориентированным. Наши аналитики сейчас подготовили новые документы, и после принятия третьей версии спецификации UDDI мы собираемся представить их в консорциум. Я думаю, эта система будет востребована, потому что она решает задачу "курицы и яйца". Понятно, что любой ресурс, пока им не начинает пользоваться большая масса народа, не дает значительного эффекта. Такие приложения, как наше, обеспечивают накопление критической массы. Как побудить людей пользоваться UDDI? Нужно создать простые и удобные средства, которые дают понятные преимущества. Разработанное нами хранилище данных на это и рассчитано - оно дает возможность трансформировать обычные каталоги фирм в набор Web-сервисных описаний. Кроме того, мы применили эти подходы в реальных корпоративных системах, внедряемых нами, в частности, в России. Мы также применили базовые подходы в системе для одного из подразделений Министерства по связи и информатизации. Мы абсолютно убеждены, что такие подходы эффективны и для государственных структур. Поэтому мы работаем в рамках программы "Электронная Россия". UnitSpace вошла в число участников Центра электронного бизнеса, созданного в прошлом году корпорациями BCC, Intel и IBM. А с декабря мне предложили возглавить этот центр. Он активно работает с дирекцией "Электронной России". При Министерстве РФ по связи и информатизации приказом господина Реймана была создана рабочая группа, целью которой является доведение до участников и победителей конкурсов "Электронной России" новейших технологий и подходов по стандартизации бизнес-описаний с целью предотвращения неэффективного использования средств, выделяемых в рамках данной программы. За это время мы провели ряд встреч с участием ведущих западных и российских поставщиков решений. Причем мы собирали фирмы, жестко между собой конкурирующие, но понимающие, что если не выработать общих подходов, то ничего не получится. И мы думаем эту работу продолжать и продолжаем ее повседневно.

PC Week: А что можно сказать о создании российского национального регистра?

И. Р.: Сейчас найдено первичное финансирование и определен регион для внедрения регионального модуля. Центральный модуль будет делаться здесь. Эта работа стартовала в начале июля и закончится в начале ноября. Выбраны участники, которые будут финансировать проект, соисполнитель, обеспечивающий кадровое наполнение, и подготовлены методики оценки эффективности и методы последующего распространения данного решения в масштабах страны.

Уже возникают подобные регистры - не только глобальные, но и национальные и межнациональные. Азиатский регистр - это Япония, Китай, Корея. Поэтому тенденция четко обозначена, и нам нужно понимать, что, во-первых, ей необходимо следовать, а во-вторых - решения в рамках "Электронной России" нужно создавать в соответствии с этими стандартами, чтобы обеспечить не только плавное перетекание информации у нас, но и обмениваться информацией с мировым сообществом. Это особенно актуально сейчас, когда на слуху такие выражения, как "интеграция", "вступление в ВТО" и т. д. Иначе мы построим железнодорожную колею, но "ширше".

PC Week: Но по широкой колее ездить-то удобнее?

И. Р.: Ездить, наверно, удобнее, но поездов через Брест проходит не так много, как информации через ИС. При этом, конечно, важно понять и нашу российскую специфику и, естественно, применить какие-то дополнительные отечественные стандарты описания. Мы активно начинаем работать по их ведению и с Госстандартом, и с Госкомстатом, и с "1C" как с самой распространенной бухгалтерской средой для предприятий и как с одним из ведущих исполнителей в российском стандарте XML. Мы поддерживаем зарождающееся Российское некоммерческое партнерство по стандартизации бизнес-информации.

PC Week: А чем занимается Российское некоммерческого партнерство по стандартам?

И. Р.: Эта инициатива, зародившаяся несколько месяцев назад, исходит от ряда западных вендоров и российских предприятий. Партнерство взяло на себя задачу создания стандартных бизнес-описаний в определенных областях деятельности в России, например, таких, как протоколы обмена банковской информацией, биржевой и др. Его становление только начинается, и сейчас идет формирование комитетов. Нам такая работа понятна, и мы активно с ними сотрудничаем. Суть в следующем: UDDI для нас - это хранилище и правила описания. Правила описания говорят о том, что нужно взаимодействовать с определенными классификаторами, атрибутами и моделями. Здесь язык Commerce ML - представляет собой какой-то подкласс XML для построения моделей, а российское некоммерческое партнерство по стандартам - определение отраслевых атрибутов и отраслевых классификаторов. Те же ведомства, о которых я говорил (Госкомстат, Госстандарт и т. д.), - это определение общенациональных классификаторов. Партнерство, несомненно, важно, оно будет работать и создавать некие отраслевые стандарты взаимодействия.

PC Week: Переход на СОА требует, вообще говоря, и изменения мышления массы программистов и разработчиков. Очевидно, нужны какие-то шаги для ее популяризации.

И. Р.: Это уже происходит, "процесс уже пошел". Мы, во-первых, сами много занимаемся консалтингом. Во-вторых, несколько фирм в России объявили, что начинают создавать Web-сервисы для собственных приложений либо по заказам западных компаний. Программистская среда для этого более подготовлена. Есть языки очень высокого уровня, например WSDL. Эта архитектура поддержана ведущими корпорациями: в Visual.Net - от Microsoft, в WebSphere - от IBM, Sun поддерживает ее в платформе ONE. И ведущие поставщики систем если еще не поддерживают, то объявили, что уже двигаются в этом направлении.

PC Week: Я наблюдаю - почти по Тоффлеру, что скорость смены средств и сред все время возрастает. Нет опасности, что через год появится другой подход?

И. Р.: Опасности такой нет, хотя в том, что будут какие-то изобретения в течение трех-пяти лет, я даже не сомневаюсь. Но это нормально. То есть если раньше бизнес десятилетиями сидел на одной бизнес-модели, то сейчас ее перестраивание раз в год - это норма. А многие фирмы раз в полгода кардинально меняют и направление. То, что мы видим в программной среде, - отражение общей бизнес-среды. Это происходит не оттого, что мода появилась, а оттого, что ужесточение конкуренции ведет к тому, что нужно все время искать источники экономии.

Глобальное внедрение UDDI и переход на сервис-ориентированную архитектуру является одним из таких источников. Кстати, все отрасли будут в выигрыше. Пока мы просто находимся в начале смены технологий, и предыдущая технология все-таки доминирует. Я думаю, что такие вещи, как стандарты описаний, интеграция информации из различных источников и ее приведение к единому уровню восприятия, останутся и в будущей технологии, а что придумают на смену СОА - посмотрим.

PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати