Министерство путей сообщения (МПС, www.mps.ru) проводит активную политику в области развития ведомственных телекоммуникаций. Одним из важнейших объектов этой сферы является Центральная станция связи (ЦСС), где сейчас разворачивается второй этап реконструкции. Он осуществляется при поддержке компании ЧЕРУС (www.cherus.ru), с помощью которой был реализован и первый ее этап. Как сообщили в МПС, недавно подписан контракт между ЦСС и “ЧЕРУС-Сети” на проведение реконструкции главного узла МПС как по магистральным, так и по вторичным сетям.

Корпоративная цифровая телефонная сеть ЦСС МПС

Подписанный контракт (о предыдущем см. PC Week/RE, № 43/2001, с. 21) подразумевает организацию не только телекоммуникаций, но и средств жизнеобеспечения и других инженерных систем. По традиции проводился тендер на выбор компании, способной взять на себя основную роль. ЧЕРУС выиграл его и был утвержден в качестве генподрядчика. Фактически наряду с функциями системного интегратора компания займется проектной и строительной деятельностью. Какую-то часть работ выполнят сторонние проектные институты, строительные и монтажные фирмы. ЧЕРУС определил перечень специализированных подрядных организаций, которые будут заняты в проекте.

Проектные работы должны быть завершены в следующем, 2003 г. На сегодняшний день часть из них уже профинансирована. По договоренности с заказчиком для экономии времени проектирование и реализация будут вестись параллельно. Уже утвержден график, сейчас составляется конкретное техническое задание (ТЗ). Модернизация ЦСС, как считают в МПС, - процесс очень сложный, поскольку речь идет о действующих технологических телекоммуникационных системах. Кроме того, запланированная реконструкция объекта связи в целом подразумевает подготовку помещений и инсталляцию ряда технических систем.

“Учитывая наш совместный опыт, когда гигантский объем работ был выполнен практически за год, не приходится сомневаться в успешном завершении реконструкции, - сказал Евгений Жуков, главный инженер ЦСС. - То, что предстоит сделать теперь, в какой-то мере проще предыдущего этапа, когда приходилось организовывать интерфейс между сетями связи МПС и МГТС, - во всяком случае будет меньше согласований. Но тем не менее масштабы проекта вызывают очень трепетное чувство”.

Разворачивается сразу несколько направлений работ. Во-первых - телефония. Число портов УАТС вырастет на тысячу. Это в дополнение к тому, что уже установлено. Намечено строительство довольно мощной системы мониторинга транспортной сети и расширение системы управления АТС. С нуля проектируется система контроля и управления инженерными службами (техника жизнеобеспечения и т. д.). Площади технических залов, на которых проводится реконструкция, составляют примерно 2000 кв. м.

Во-вторых, помимо уже действующего большого диспетчерского центра управления перевозками, так называемого ЦУПа, будет развернут его уменьшенный вариант с телефонной связью, телеграфом, возможностями проведения видеоконференций, а также с системой управления инженерными службами. Так как ТЗ еще не готово, говорить о конкретных цифрах пока нельзя. Но предварительно можно отметить, что стоимость работ будет одного порядка с предыдущим проектом.

Оборудование также используется практически то же самое: системы кондиционирования - Liebert-Hirorss, телекоммуникации - УАТС Definity компании Avaya. “Мы сознательно идем на это, стремясь к технической преемственности, - пояснил г-н Жуков. - Установленные системы зарекомендовали себя хорошо, а у персонала уже есть опыт работы с ними, так что брать что-то другое просто нецелесообразно. Нас устраивает и то, что ЧЕРУС не только проводит проектирование и строительство, но и берет на себя функции сопровождения”.

Не отпала у ЦСС и потребность в пультах управления для аудиоконференц-связи, без которых невозможно проводить селекторные совещания в континентальных масштабах российских железных дорог. Они изготовлены компанией Avaya. Чтобы реализовать их для центрального аппарата министерства, на 600 работников нужно задействовать 3500 портов УАТС. Конечно, это дорогое удовольствие, но того требует оперативность управления в отрасли.

Цитирую дальше Евгения Жукова: “ЧЕРУС оказал нам большую услугу, закончив первый этап модернизации АТС-262. После реконструкции узла на 16 000 портов у нас оставались две УАТС Definity с номерной емкостью по тысяче абонентов, обслуживавшие VIP-абонентов, высшее руководство. Они особенно нуждались в усовершенствовании: если основная станция была спроектирована с высочайшей надежностью по критериям Avaya, то эти две подобными характеристиками не обладали. Как плавно трансформировать малые станции и растворить их в большой, мы не представляли, поскольку это касается программного обеспечения. За такую работу не взялась даже Avaya. А специалисты ЧЕРУСа, в частности Алексей Андреев, предложили свою методику и решили вопрос”.

Кстати, сейчас прогнозируется дальнейшее увеличение емкости УАТС: в этом году должна быть сформирована компания РАО “Российские железные дороги”, для которой потребуется не менее 3000 портов. На сегодняшний день большая Definity выполняет функции центрального телекоммуникационного узла, объединяющего 17 железных дорог от Калининграда до Южно-Сахалинска. На ближайшее время планируется подключение всех железных дорог по цифровым интерфейсам (пока четыре из них такого подключения не имеют). Причем подобная интеграция будет осуществлена не только внутри России, но и с соответствующими службами сопредельных государств. Кроме того, намечается дальнейшее расширение функций ЦСС, и оно в значительной мере будет связано с компанией “Транстелеком”.