АНАЛИТИКА

Повышается уровень автоматизации разработки продуктов, и одновременно растет популярность систем управления инженерными данными (Product Data Management, PDM), позволяющих управлять всей конструкторско-технологической документацией и дополнительными данными, экспортированными из других корпоративных систем, из справочников или нормативных источников. Интерес к таким решениям отмечается и на Западе, и в России.

Лидеры мирового рынка PDM

Аналитическая компания CIMdata (www.cimdata.com) опубликовала данные о состоянии мирового рынка PDM-систем за прошлый год и представила прогноз на будущее. По ее оценке, в 2001 г. мировой рынок PDM вырос на 25% - до 3,6 млрд. долл. При этом доля услуг составила 53% (более 1,9 млрд. долл.), а ПО - 47% (свыше 1,6 млрд. долл.). Как полагают аналитики, такой значительный рост доказывает, что предприятия признали, какую важную роль технология управления жизненным циклом изделия (Product Lifecycle Management, PLM) играет в достижении успеха в условиях высокой конкуренции. Системы PDM являются неотъемлемой составной частью комплекса средств PLM, который также включает:

- базовые стандарты и технологии (XML, средства визуализации, совместной работы и интеграции приложений);

- инструменты подготовки информации (системы автоматизированного проектирования - CAD, конструирования - CAE, производства - CAM и т. д.);

- вспомогательные программы (ПО хранения данных, управления информацией, документооборота);

- функциональные приложения (для управления конфигурациями, версиями);

- бизнес-решения, построенные на базе перечисленных платформ.

Средства PDM охватывают все разделы PLM, что позволяет интегрировать различные системы этого комплекса.

По направлениям деятельности доходы на рынке PDM распределились следующим образом: 54% получили создатели комплексных систем - EDS, Parametric Technology Corp. (PTC), SAP, IBM/Dassault, MatrixOne и др.; 26% - интеграторы и консалтинговые компании; 20% - производители специализированных продуктов - i2, Documentum, FileNET и Cimage NovaSoft.

Лидеры рынка

Определяя ведущие компании, аналитики CIMdata постарались учесть все доходы поставщиков, полученные как по прямым каналам, так и через реселлеров и интеграторов (рис. 1). “Чемпионом” оказалась компания EDS, которая вырвалась вперед благодаря прошлогодней покупке двух фирм - SDRC и Unigra-phics, занимавших соответственно третью и пятую позиции на рынке PLM. В результате EDS имеет один из самых полных комплектов продуктов в данной области. Второе место досталось корпорации SAP: продолжая расширять набор продуктов PLM и дополняя его важными средствами (например, для управления инфраструктурой - asset management), она сумела значительно увеличить доход в области PDM по сравнению с 2000 г. Активно развивает семейство своих продуктов и фирма Dassault Systemes, создавая один из самых полных PLM-комплектов в индустрии. Объединив две PDM-системы, Enovia и SmarTeam, в единое интегрированное решение для предприятий любого масштаба, компания заняла третье место. При этом Dassault продолжает тесно сотрудничать с IBM в деле маркетинга и продвижения своих продуктов.

Корпорация IBM в последнее время также стала уделять PLM гораздо больше внимания. Свидетельство тому - созданное в прошлом году подразделение PLM Solutions, сосредоточенное, как следует из названия, на развитии данной технологии. Увеличив долю рынка благодаря развитию PDM-продукта Windchill и отраслевых систем, четвертое место заняла компания PTC. Наконец, замыкает ведущую пятерку фирма MatrixOne: новая программа для реселлеров и интеграторов помогла ей расширить партнерскую сеть настолько, что от продажи через партнеров получен значительно больший доход, чем от прямых продаж.

Радужные перспективы

Что касается прогноза на будущее, то, по оценке аналитиков из CIMdata, в ближайшие пять лет инвестиции предприятий в технологии PLM будут расти. При этом объем рынка PDM в среднем будет увеличиваться на 25% в год и к 2006-му достигнет 11 млрд. долл. В числе основных причин такого прогресса называются рост популярности концепций PLM среди предприятий среднего бизнеса (раньше их основными потребителями были крупные компании), расширение функциональных возможностей PDM-продуктов, распространение систем коллективной работы, вовлекающих пользователей в процесс обработки информации о продукции, а также интеграция PLM с другими корпоративными продуктами, такими, как CRM (управление взаимоотношениями с заказчиками), SCM (управление цепочками поставок), ERP (управление ресурсами предприятия) и т. д. Как и в этом году, основная часть расходов предприятий на PDM придется на услуги: их доля в среднем составит 55%, а доля ПО - 45%. Это привлекает к данному рынку внимание консалтинговых компаний, которые стараются вступить в альянсы с ведущими поставщиками PDM-продуктов, чтобы предоставлять заказчикам законченные решения.

Особенности национального рынка PDM

Интерес к технологиям PDM/ PLM растет и в нашей стране, однако развитие этого рынка пока сдерживает ряд факторов. В частности, как считает директор российского представительства компании PTC Вячеслав Климов, сейчас руководители отечественных предприятий основное внимание уделяют ERP-системам. Но эти решения просто обеспечивают более точный учет затрат на производство, не оказывая влияния на потребительские характеристики продукции, которые создаются другими средствами - системами автоматизации проектирования и конструирования. С их же помощью достигается и снижение себестоимости. Как только руководители предприятий осознают важность качественных характеристик и себестоимости, они увеличат инвестиции в PLM/PDM, полагает г-н Климов. С ним согласен Николай Нырков, аналитик по PDM-системам из компании “Аскон”. Он отметил, что постепенное возрождение российской промышленности несомненно обусловливает рост спроса предприятий на средства САПР, в частности на системы PDM. К сожалению, платежеспособность заказчиков еще оставляет желать лучшего, так что, по оценке г-на Ныркова, интерес к таким системам сейчас растет в геометрической прогрессии, а спрос - только в арифметической. В компании “Би-Питрон” также отмечают увеличившийся спрос на системы PDM. По словам директора по маркетингу Владимира Кошелева, хотя рынок PDM в России пока находится в начальной стадии формирования, темпы его роста явно повышаются. Как считают в “Би-Питроне”, потенциально объем этого рынка очень велик - примерно миллион рабочих мест, или порядка 3-5 млрд. долл. Однако с учетом состояния отечественной экономики и производства реально он может составлять 30-50 млн. долл. в год.

По характеру развития российский рынок PDM несколько отличается от мирового. Если на Западе PDM-системы начинают завоевывать признание у среднего бизнеса, то в России их в основном приобретают крупные предприятия. По словам г-на Климова, эти технологии пользуются спросом в проектных организациях, которым в процессе работы приходится интенсивно взаимодействовать с партнерами, субподрядчиками, производственными объединениями. Еще одно отличие - соотношение сервиса и ПО. На западном рынке PDM доля сервиса выше, чем доля ПО, а у нас - наоборот. Как отметил г-н Нырков, современные PDM-системы относятся к так называемым “некоробочным” решениям - их недостаточно просто купить, для их внедрения необходимы серьезные усилия, что, к сожалению, не всегда понимают заказчики. С ним согласен и г-н Климов, который отмечает, что в нашей стране сильна привычка к бесплатности знаний, и предприятия с большой неохотой оплачивают обучение и особенно консалтинг. А г-н Кошелев считает вполне закономерным, что доля ПО на нашем рынке PDM значительно выше, чем доля сервиса. Ведь рынок находится в начальной стадии формирования и далек от насыщения, но по мере роста числа внедрений PDM доля сервиса будет расти.

Национальное своеобразие проявляется и в подходе к самому внедрению PDM. Как сказал г-н Климов, при оснащении предприятий современными PDM-системами большое значение имеют стратегии реализации информационных технологий. Сейчас наиболее распространенным является подход “снизу вверх”, когда проблемы решаются по мере их возникновения. В результате предприятия часто приобретают разрозненные решения для автоматизации архива, интеграции приложений, управления документооборотом, управления проектами, управления каталогом комплектующих и т. д. Однако в последнее время в технологии PDM произошли важные изменения, позволяющие решить проблему автоматизации всех инженерных задач в рамках единой системы. Но для этого внедрение информационных технологий должно идти “сверху вниз”.

Тем не менее перспективы у отечественного рынка неплохие. Такого мнения придерживаются и в PTC, и в “Асконе”, а представитель “Би-Питрона” заметил, что все зависит от общей ситуации в экономике и, в частности, в промышленности. Что касается отраслей, то сейчас основными заказчиками PDM являются предприятия авиастроительной, автомобильной, оборонной и судостроительной отраслей. Так, компания PTC в качестве примера привела проекты внедрения в авиационных комплексах “Антонов” и “Туполев”, на “АвтоВАЗе”, в ЦКБ “Рубин”, фирма “Би-Питрон” отметила подобные работы на заводах “Арсенал”, “Ковровский механический завод” и в проектно-конструкторском бюро “Локомотивы”, а “Аскон” назвала государственное предприятие “Салют”, занятое производством авиадвигателей, “Техприбор” и Ревдинский металлургический холдинг.