ПРОБЛЕМЫ

Программа ВВС США “Бортовой боевой лазер” (Airborne Laser, ABL) стартовала в 1996 г. На первую фазу работ военным было выделено 1,1 млрд. долл., затем сумма возросла до 1,4 млрд. долл. В рамках программы планируется создание воздушной платформы на базе самолета Boeing 747-400, оснащенной мощной лазерной установкой. Предполагается, что ABL будет в состоянии уничтожать баллистические ракеты на разных этапах полета (прожигать лазерным лучом обшивку и поджигать топливо) с расстояния в сотни километров. Диаметр лазерного “зайчика” на обшивке составит несколько десятков сантиметров. В результате компьютерного моделирования ABL выяснилось, что система сможет сбивать ракеты в первые же секунды после запуска; таким образом они упадут и взорвутся на территории своей страны.

По оценкам экспертов, к 2010 г. ядерное оружие будут иметь 45 стран. Военные специалисты МО США полагают, что вероятность взрыва ракеты в момент старта станет серьезным сдерживающим фактором против ядерной угрозы. Достаточно постоянно держать на высоте порядка 12 тыс. м семь ABL-самолетов, которые смогут контролировать все зоны на Земле, где расположены пусковые установки.

Неформальной датой рождения ABL можно считать осень 1999 г., когда главный подрядчик проекта компания Lockheed Martin завершила работы над высокочувствительной электронной камерой EBCCD, отслеживающей небольшие движущиеся цели с дальних расстояний в плохих погодных условиях. Это был настоящий технологический прорыв, открывший путь появлению оружия нового поколения. Однако из-за того, что работы велись по заказу Пентагона, он остался незамеченным.

Тогда же стало известно, что другой подрядчик, корпорация TRW, провел успешное испытание лазерной установки, сгенерировавшей лазерный луч мощностью пять мегаватт, что отвечало задаче разрушения ракет. Это испытание дало проекту зеленый свет: до последнего момента инженеры не были уверены в возможности создания эффективного лазера, и неудача означала бы закрытие работ.

В 1999 г. фирма Boeing, еще один ведущий подрядчик ABL, закончила первый из шести программных модулей системы - Build 1A, представлявший собой базовую операционную платформу и системную архитектуру бортового комплекса. В него также вошли средства управления инфракрасными датчиками отслеживания группы целей. Объем ПО составил 200 тыс. строк кода. На его написание ушло около 40 человеко-лет. При этом разработчики трудились в четыре раза интенсивнее, нежели предусмотрено нормами Пентагона. Такая эффективность связана, в частности, с активным использованием готовых коммерческих приложений.

В декабре 1999 г. Конгресс США дал добро на начало сборки модифицированной версии самолета Boeing 747-400, отметив, что программа ABL является неотъемлемой частью глобальной противоракетной архитектуры, принятой в Пентагоне. Спустя месяц на один из заводов Boeing поступил стандартный самолет, чтобы через полтора года превратиться в Aircraft No. 00-0001 - боевую лазерную платформу. Летом 2000 г. началось тестирование компьютерной системы, согласующей положение движущейся машины и цели с учетом атмосферных искажений.

Одновременно начался монтаж главного программно-аппаратного комплекса Beam Control/Fire Control (BC/FC), предназначенного для автономного обнаружения, отслеживания и уничтожения баллистических ракет. В его состав вошли лазерная установка и средства наблюдения за мишенями - в частности, полутораметровый телескоп и инфракрасная система поиска для наведения лазера на цель. Они размещались в носовой части самолета.

В январе 2001 г. команда ABL, представившая ряд отчетов об успешном ходе проекта, совместно с представителями ВВС обратилась к Конгрессу США с просьбой ежегодно выделять дополнительно 38 млн. долл. на проект и по 20 млн. долл. компаниям Boeing, Lockheed Martin и TRW. Эту просьбу они объясняли ужесточением технических требований к программе и необходимостью соблюдения запланированных сроков первого полноценного испытания системы в 2003 г.

Вскоре Lockheed Martin открыла в Саннивейле завод, на котором началось создание наземной версии ABL, предназначенной для отладки технологий управления лазером. В марте фирма Raytheon, субподрядчик проекта, сообщила об успешном испытании на заводе подмодуля BC/FC, ответственного за наведение лазерного прицела на ракету. С помощью телескопа он улавливает отраженный свет лазера, затем определяет скорость и направление движения мишени и нацеливает на нее главную установку.

Летом 2001 г. прошли испытания инфракрасных датчиков, предназначенных для обнаружения наземных запусков ракет. Датчики IRST улучшенной версии (стандартный вариант установлен на истребителях F-14) выявили старт баллистической ракеты с нескольких сотен километров, а затем рассчитали трехмерную траекторию ее полета.

Первое тестирование лазерного устройства было проведено в марте нынешнего года. Модуль LM-1 показал мощность излучения, составившую 118% от запланированной. Всего на самолете будет установлено шесть подобных модулей, которые сгенерируют суммарную мощность, необходимую для подрыва баллистических ракет.

В мае начались аэродинамические испытания предварительного варианта собираемого самолета. Одновременно велась установка титанового оборудования кабины, защищающего экипаж от лазерного излучения. 18 июля Aircraft No. 00-0001 впервые поднялся в воздух с аэродрома завода Boeing и провел в полете два часа.

До сегодняшнего дня все работы идут по плану. Пожалуй, наиболее важным этапом станут первые реальные проверки ABL в следующем году и 2004-м, а в 2005-м пройдет финальная часть испытаний.

Отрабатываемые в рамках ABL технологии Пентагон планирует использовать и в других проектах. Так, Lockheed Martin и Raytheon разработали лазер мощностью 100 кВт для истребителя F-35 JSF, способный выводить из строя электронное оборудование наземных и воздушных машин и ослеплять вражеских солдат и пилотов. Экипажам американских машин предлагаются специальные шлемы с защитой от лазерных лучей.

Новая система обезвреживания мин с помощью высокоэнергетического лазера смонтирована на бронемашине Humvee. Слабый лазерный сигнал высвечивает мину, а мощный луч (2 кВт) с расстояния 200 м подрывает вредоносное устройство. Интересно, что ПО нацеливания лазера написано на Visual Basic для Windows NT.

Подробности проекта ABL можно найти на сайте www.airbornelaser.com.

Версия для печати