КП не только предоставляют информацию, но и ведут к перестройке всей инфраструктуры бизнеса

Информационный хаос - одна из главных проблем ИТ-менеджеров крупных компаний. Для того чтобы каждый пользователь мог работать с развернутыми КИС, требуется установить в тысячах экземпляров клиентские приложения, задать права доступа к данным и организовать обучение. Решение этих задач выливается в немалые затраты времени и денег. Но даже после этого отдача от приложений оказывается далеко не оптимальной - ведь ценность разрозненных данных существенно ниже, чем связанных. В конце прошлого десятилетия ряд производителей предложили механизм для обеспечения консолидированного доступа пользователей к разрозненным ИС через HTML-интерфейс - корпоративный портал (КП).

Этот подход оказался удачным, и поставлять подобные продукты стали самые разные вендоры. Каждый из них двигался к заветной точке (“интеграция всего и вся”) с разных сторон. Скажем, компания Autonomy выпустила портал Portal-in-a-Box, фактически представляющий собой интерфейс к ее механизму интеллектуального поиска. Такое ПО способно строить метрики разных текстов и блоков данных и на основе этой информации классифицировать их. Кроме того, вследствие использования нейротехнологий его можно “обучать”. Благодаря этим возможностям КП Autonomy и другие подобные продукты (скажем, Microsoft SharePoint Portal Server) стали называть порталами управления знаниями (ПУЗ).

ПУЗ имеют не очень много общего с портальными серверами, ориентированными на интеграцию приложений. Такой продукт выпускает, к примеру, фирма Plumtree. Есть еще класс порталов, выпускаемых вендорами ERP - в частности, SAP и Oracle. Они ориентированы в первую очередь на обеспечение удобного доступа к данным из соответствующей системы управления предприятием. Подобным же образом действуют производители систем электронной коммерции - Vignette, BroadVision, ATG (они выпускают так называемые B2C-порталы), систем документооборота - Documentum, Hummingbird и компании, выпускающие ПО управления сетями, такие, как Computer Associates.

Присутствует на рынке и множество продуктов, по функциональности более напоминающих системы управления контентом. К этому классу, в частности, относится “портальное” ПО российских компаний. Они дешевле, но заказчик, как правило, оказывается не в состоянии самостоятельно развивать портал, так как в нем нет удобного набора инструментов, позволяющего подключать дополнительные ресурсы без сложного программирования.

Однако все эти пакеты едины в одном - в ориентации на использование браузера в качестве универсального механизма для доступа к информации, получаемой как из внутрикорпоративных, так и из внешних источников. В больших компаниях-заказчиках иногда применяется по нескольку портальных пакетов разных производителей, которые могут “вкладываться” друг в друга, как матрешки.

Рынок порталов

Рынок ПО для построения КП относится к тем немногим секторам ИТ, которые в последние годы не испытывают рецессии. В 2001 г. зафиксирован его рост на 59%, а объем проданных лицензий оценивается в 709 млн. долл. (данные Dataquest, подразделение Gartner). Согласно результатам опроса Forrester Research, более 1000 из 3500 крупнейших корпораций планировали в 2002 г. купить сервер КП.

Лидерами здесь пока остаются фирмы Plumtree и Epicentric (каждая имеет более 300 крупных заказчиков), а также SAP Portals и IBM. Однако вскоре ситуация может измениться: в игру вступили и такие гиганты, как Oracle, Microsoft, BEA Systems и Sun Microsystems.

Многие из этих компаний ставят на понижение цен, стремясь уменьшить стоимость одной инсталляции КП с сотен до десятков тысяч долларов. Скажем, Oracle продает портальное ПО Oracle 9iAS Portal Server как часть сервера приложений Oracle 9i Application Server, а Sybase добавила портальный компонент к своей платформе э-коммерции.

Оценка степени развитости продуктов КП

Критерии оценки: B2E vs. B2B vs. B2C, стратегия и способность ее исполнить, текущая функциональность, стабильность, цена.

Примечание. Рынок быстро развивается, и следует ожидать перемещения поставщиков программных платформ в верхний правый угол.

Источник: Meta Group, 2001.

Помимо этого на рынке наблюдается и другая тенденция - к расширению функций порталов. Порталы, нацеленные на интеграцию приложений, впитывают функции управления знаниями и взаимодействия пользователей, а ПУЗ - интеграционные возможности. Например, в состав Plumtree Corporate Portal вошел модуль совместной работы Collaboration Server, а в пакет IBM WebSphere Portal Extend включены портлеты Lotus Collaborative Place.

Для такого развития продуктов требуются значительные средства, и многие производители решили вообще покинуть этот сектор. Например, Autonomy, Ascential Software, Divine и Verity ограничили свои амбиции выпуском специализированных модулей управления знаниями для порталов. И теперь практически все функции портала Autonomy (управление профилями пользователей, интеллектуальные агенты, управление сообществами, поиск экспертов и т. п.) доступны в качестве портлетов *1 для IBM WebSphere Portal Server. Подавляющее большинство портальных серверов строится на основе серверов приложений, базирующихся на технологии J2EE, что дает подобным фирмам возможность выпускать модули, легко перестраиваемые под разные системы.

_____

*1. Портлеты - это как бы мини-приложения, функционирующие под управлением портала и отображаемые в виде подокон в окне браузера. Портлет обычно представляет собой Java-класс, производный от класса Servlet и имеющий ряд дополнительных функций. Код портлета исполняется изолированно. Ряд производителей называют портлеты по иному: у Plumtree - это гаджеты, а у SAP- компоненты iView.

Прогноз роста мирового рынка КП (IDC), млн. долл.

Другие мелкие фирмы приобретаются “китами бизнеса”. Скажем, Citrix Systems недавно прикупила Sequoia Software, а SAP - компанию Top Tier Software. По оценке исследовательской компании Gartner, процесс консолидации рынка продолжится до 2003 года: ожидается, что из сотни с лишним вендоров КП больше половины уйдут из бизнеса.

Однако по мере “взросления” рынка КП происходит не только его реструктуризация, но и смена парадигмы, на которой строятся порталы. И ключевую роль в этом процессе играют Web-сервисы.

Web-сервисы и бизнес-процессы

Все производители ПО сейчас заявляют, что основная задача, стоящая перед информационными технологиями в настоящее время, состоит в том, чтобы сделать корпоративные данные более открытыми, потенциально доступными для самого широкого, насколько это возможно, круга пользователей. И решается она путем перестройки монолитных корпоративных приложений в компонентные и распределенные и превращения их в набор связанных Web-сервисов.

Процесс такой перестройки - дело не одного года. Любой производитель, с одной стороны, испытывает давление конкуренции, а с другой - хочет вернуть инвестиции, и продает старые продукты до тех пор, пока они продаются. Разбирать на сервисы ERP-систему никто не будет, но новые приложения пишут в новой архитектуре.

Вместе с переходом к компонентной архитектуре происходит и разделение логики корпоративных систем на слои: выделяется слой работы с данными, интеграционный и коммутационный слои, слой бизнес-логики, уровень представления. Унаследованные приложения подключаются через специализированные коннекторы, находящиеся в интеграционном слое. А поскольку в соответствии с новыми веяниями эти последние пишут в стандарте JCA *1 (Java Connection Architecture), один и тот же коннектор может функционировать под управлением серверов приложений от разных производителей и быть совместимым с разными КП.

_____

*1. JCA-модуль служит своего рода посредником между сервером приложений и КИС. Стандарт JCA определяет типовой набор API, позволяющий унифицировать вызовы КИС. Он также задает стандартный интерфейс провайдера, с помощью которого выполняется интеграция транзакций, функций защиты и средств управления соединениями сервера приложений с аналогичными функциями диспетчера транзакций.

В коммутационном слое информация, собираемая подобным образом, реорганизуется в тот вид, который нужен людям для использования. И если всего несколько лет назад считалось, что в портальном слое нужно держать всю бизнес-логику и все средства интеграции, то теперь портал как бы всплыл до уровня представления. Этот подход проповедуют все крупные игроки рынка ПО, включая Microsoft с идеологией .Net и Sun с архитектурой Sun ONE.

“Внутри компании получается иерархия Web-сервисов, и при условии согласованности всех интерфейсов бизнес-процессы можно собирать, как кубики в конструкторе. Отпадает надобность в программисте-кодировщике, которому очень трудно объяснить задачу”, - считает Никита Галицкий, директор по ИТ-консалтингу компании AYAXI, продвигающей на российском рынке технологии интеграции внутрикорпоративных бизнес-процессов.

Наличие слоя для интеграции корпоративных систем - ключевое свойство КП. Поэтому многие КП одного класса очень похожи - различия между Plumtree, SAP Portal Server, SunONE Server, IBM WebShpere не носят идеологического характера.

Если же производитель отстает, он начинает называть порталом интранет-сайт. При отсутствии интеграции до самого нижнего слоя информацию просто собирают вручную. Ясна низкая эффективность и затратность такого внедрения. Кстати, некоторые российские компании, в прошлом году с помпой отрапортовавшие об успешном внедрении порталов, столкнулись именно с этой проблемой.

Как представить информацию?

Наибольшая отдача от порталов ощущается в отделах продаж и маркетинга, R&D, а также в сфере обмена знаниями. КП способны сделать более тесным сотрудничество людей из территориально разнесенных офисов.

Но и это еще не все. Из соображений унификации графического интерфейса пользователя и упрощения аутентификации (а стало быть, удешевления обучения) компаниям выгодно посадить “перед порталом” всех своих сотрудников, клиентов и партнеров. В результате этого процесса пользователи будут ожидать стандартного стиля поведения от всех приложений - ERP-систем, бухгалтерии или ПО документооборота.

Распределение рынка КП (IDC, 2001)

Права доступа людей к КП делятся на основе ролей. Каждой из них администратор приписывает некоторый набор доступных через портал приложений. Любой человек может играть несколько ролей.

“Один из самых сложных вопросов - кто будет разбираться в том, кому какая информация нужна и как ее представить? Если грамотно обеспечить персонализацию, то можно повысить производительность труда. Но эту задачу ни линейные менеджеры, ни менеджеры ИТ-служб своими силами решить не могут - здесь нужно понимание бизнес-процессов и психологии”, - полагает Никита Галицкий.

Западные фирмы начинают создавать отделы, занимающиеся методологией представления информации. Одновременно формируется рынок программных средств, помогающих представлять информацию систематизированно.

С другой стороны, потребности человека в информации и исполняемые им роли меняются по сути. С внедрением КП увеличивается приходящаяся на него информационная нагрузка. Поэтому одно из главных направлений развития портальных технологий - это технологии “цифровых помощников” (digital assistant), т. е. ПО, выполняющего функции хорошего референта. Оно решает задачу реорганизации информации и делегирования полномочий. Конечно, компьютер не принимает решения, но подсказывает оптимальные пути.

Таковы вкратце основные тенденции современного рынка КП. Далее мы рассмотрим подходы к построению этих систем со стороны нескольких ключевых производителей - Plumtree Software, IBM, Microsoft и Sun Microsystems.

Критерии оценки портального ПО

***

Портал должен быть интегрирован с серверными источниками данных и корпоративными приложениями.

Достигается ли это за счет специализированных элементов подключения? На основе чего созданы заказные оболочки и элементы подключения? Что используется - собственный API или стандартный язык программирования?

***

У компании должна быть возможность программировать и производить заказную настройку портала в соответствии с ее специфическими потребностями.

Базируется ли архитектура портала полностью на открытых стандартах (XML, HTML и др.)? На основе чего производится внутреннее программирование? Что используется - Java или .Net?

***

Портал должен быть оснащен функциями управления знаниями, упрощающими представление документов и другого создаваемого контента, равно как и управление ими. Производится ли управление знаниями на портале с помощью расширений других программ или эти функции встроены в портальную платформу?

***

Портал должен обеспечивать совместную работу служащих над документами и проектами.

Насколько хорошо интегрированы функции совместной работы? Имеются ли на портале области для общения и дискуссий? Интегрирован ли портал со стандартными системами электронной почты?

***

В портале должна быть предусмотрена возможность автоматического сканирования и индексации неструктурированных данных.

Как производится сканирование подобных ресурсов? Ведется ли систематизация на основе заранее заданных категорий или может настраиваться “на лету”?

***

Портал требует четкой систематизации контента.

Какую помощь может оказать производитель портала в разработке иерархии категорий?

***

Портал должен предоставлять эффективные возможности поиска.

Может ли портал работать с любым поисковым механизмом? Каков уровень интеграции поискового механизма?

***

Должна быть обеспечена простота создания небольших портальных приложений и портлетов собственными силами компании.

Положены ли в основу портальных приложений стандартные языки сценариев? Предоставляет ли производитель механизм поиска и совместного использования портальных приложений?

***

У разработчиков должна быть возможность преобразовывать портальные приложения в Web-сервисы.

Можно ли преобразовать портлеты в Web-сервисы с помощью обычного интерфейса, или для этого требуется разработка дополнительных компонентов? Основана ли такая разработка на стандартах Web-сервисов?

***

Web-сервисы должны легко размещаться на портале.

Насколько легко портал способен интегрировать Web-сервисы на основе стандартов? Не требуется ли разработка специальных программ?

***

У пользователей должна быть возможность непосредственного ввода контента.

Каким образом пользователь может добавить контент? Положен ли в основу интерфейса браузер? Используется ли клиентское ПО?

***

Вносимый пользователем контент должен проходить процедуру одобрения.

Предусмотрены ли в портале различные функции документооборота или они ограничены простым одобрением либо отказом?

Версия для печати