“Лаборатория Касперского” отмечает пятилетие

ЮБИЛЕИ

и готовится к захвату китайского рынка антивирусных продуктов

“Лаборатория Касперского” (ЛК, www.kaspersky.com) сделала все возможное, чтобы журналисты, пришедшие в пятницу 13 сентября на празднование пятилетия компании, почувствовали себя пациентами, попавшими в руки добрых докторов. В роли главврача, естественно, выступал руководитель антивирусной лаборатории Евгений Касперский. Он был одет в белый халат, держал в руках огромный шприц и предлагал всем безотлагательно сделать укол для профилактики вирусной инфекции. Однако труженики пера боялись колоться и предпочитали безропотно пить из пробирок и прочих емкостей “лечебную микстуру”.

Евгений Касперский: “Лучшее

лечение - это профилактика”

После “вакцинации” присутствующие с интересом выслушали небольшой, минут этак на сорок, рассказ генерального директора ЛК Натальи Касперской об истории фирмы. Наиболее часто в нем фигурировали различные формы слова “первый”. Так, в феврале 1998 г. прошла первая конференция для российских партнеров “Лаборатории Касперского”, а в июне 1999 г. - первая конференция для иностранных партнеров. В декабре 1998 г. ЛК первой в России выпустила антивирусную программу для ОС Windows NT Server (тогда ее продукты продавались под торговой маркой AntiViral Toolkit Pro, AVP).

О достижениях фирмы Наталья Касперская

может рассказывать бесконечно+

На нескольких языках

Март 1999 г. “Лаборатория” ознаменовала выпуском первого в мире антивируса для ОС Linux, апрель - введением первой в России круглосуточной антивирусной технической поддержки на русском и английском языках по телефону и электронной почте, май - появлением на свет первой в мире интегрированной антивирусной защиты для приложений MS Office 2000, июнь - выходом версии AVP для Novell Netware 5.0 (первого в мире антивируса, интегрированного в службу каталогов Novell NDS), сентябрь - открытием первого зарубежного представительства (в Кембридже, Великобритания), ноябрь - “рождением” коммерческой версии AVP для MS Exchange Server (первой российской антивирусной программы для почтовых серверов), декабрь - представлением первого в мире антивируса для ОС BSDi Unix и первого в мире поведенческого блокиратора для защиты от макровирусов приложений MS Office 2000.

Переходим к 2000 г. В марте ЛК выпустила первый в мире антивирус для почтовых серверов Sendmail и первый российский антивирус для межсетевых экранов, а в апреле - первый в мире антивирус для почтовых серверов Qmail. В ноябре открылось представительство ЛК в США (Уолнат-Крик, шт. Калифорния) и произошел переход от торговой марки AntiViral Toolkit Pro к марке “Антивирус Касперского”.

А вот новые продукты 2001 г.: первая в мире система защиты шлюзов Postfix, система фильтрации SMTP-данных, уникальный ISAPI-фильтр против так называемых “бестелесных” червей (CodeRed), а также “Антивирус Касперского” для систем OpenBSD, Solaris и Lotus Notes/Domino.

Нынешний год “Лаборатория” ознаменовала включением своих технологий в продукты e-Safe (компании Aladdin Knowledge Systems), Antigen (Sybari), Gopher Security (Igaware), MDaemon (Alt-N Technologies) и т. д. Она также заключила партнерские соглашения с ведущими европейскими дистрибьюторами (MediaGold, Wick Hill Group, UniDirect), открыла совместное предприятие в Польше (Kaspersky Lab Polska) и выпустила продукты Kaspersky Security for Pocket PC и Kaspersky Security for Palm OS.

Что же в итоге? С какими интегральными показателями пришла ЛК (сейчас в ней 250 человек) к своему юбилею? Вот выдержки из доклада Натальи Ивановны: “Ежегодный двукратный рост объема продаж (предполагаемый мировой оборот этого года - свыше 15 млн. долл., 2003-го - 30 млн. долл.). Более 250 прямых партнеров в России и за рубежом, свыше 1 млн. клиентов во всем мире. По оценкам IDC, “Лаборатория Касперского” занимает 11-е место в мире (по объемам продаж) среди более чем 50 поставщиков антивирусных продуктов”.

Планы юбиляра поражают своим громадьем. Уже в этом году будут открыты представительства во Франции, Германии и Китае. Особенно впечатляет наступление на страну, в которой проживает свыше миллиарда человек. Ведь если только 1% жителей этого государства приобретет продукты ЛК, то число ее клиентов вырастет в 10 раз!

Разумеется, есть у “Лаборатории” и проблемы роста. Ведь чем мощнее и универсальнее антивирусный продукт, тем он, вообще говоря, медленнее. А современный клиент нетерпелив, так как почти постоянно находится в цейтноте. Поэтому замедление работы ПК, вызванное установкой “Антивируса Касперского” на основе новейшего антивирусного ядра “Прага”, его раздражает. Специалисты “Лаборатории” знают о такой проблеме. Поэтому в их первоочередных планах - ускорение и оптимизация работы диагностирующих и лечащих модулей. Евгений Касперский утверждает: “Мы будем совершенствовать свои пакеты до тех пор, пока они не станут пригодны для установки на самые ранние Pentium’ы. Уже сейчас каждая новая версия работает быстрее предыдущей!”.

Кроме того, ЛК планирует к выпуску новые продукты: Kaspersky Anti-Hacker (уникальный комплекс для защиты персональных компьютеров от хакерских атак, обеспечивающий, как заверяют разработчики, полный контроль над потоками данных из Сети), и Kaspersky Content Filtering (система защиты корпоративной электронной почты от спама, нежелательной корреспонденции и утечки конфиденциальной информации). Последний из них весьма актуален, ведь большинству обитателей Сети спам просто не дает житья. Особенно тем, чьи адреса попали в различные базы данных. Так, например, г-жа Касперская пожаловалась, что ежедневно в ее почтовый ящик попадает несколько десятков писем рекламного характера. (Наше издание получает до сотни таких писем! - Прим. ред.) Как знать, не этот ли факт подвиг ЛК на борьбу со спамом.

Между прочим, ЛК не пять лет, а одиннадцать. Дело в том, что с 1991-го по 1997 год развитие проекта, получившего название AVP, проходило в рамках антивирусного отдела “НТЦ Ками” (www.kami.ru). В 1994 г. общее руководство отделом приняла энергичная и обаятельная Наталья Касперская. Именно под ее началом сформировалась высокопрофессиональная команда менеджеров и разработчиков, были заложены основы для будущего коммерческого успеха антивирусного проекта, получили развитие российская и зарубежная дилерские сети. В то же время было положено начало сотрудничеству с рядом зарубежных антивирусных компаний. В частности, подписаны договоры с фирмами F-Secure (Финляндия), G-Data (Германия) и Vintage Solutions (Япония) об использовании программного ядра “Антивируса Касперского” в их антивирусных продуктах.

“Антивирус - это наполовину сервис”, - утверждает г-жа Касперская. В этом она совершенно права. Но как ни хороши доктора, лучше быть здоровеньким и в их руки попадаться как можно реже! Разве что для профилактики+

Версия для печати