ПРОГНОЗЫ И ТЕНДЕНЦИИ

Когда в социалистической молодости мы читали в нетленных экономических трактатах К. Маркса о постоянно обостряющейся в условиях капитализма борьбе за рынки сбыта и источники сырья, это представлялось нам весьма абстрактной моделью мира, к нам никакого отношения не имеющей. Перешагнув в другой век и освоив законы другой экономической формации, мы вынуждены признать: “А ведь прав был дедушка Маркс!”

ERP-сегмент мирового компьютерного рынка - предмет моего особого интереса - претерпевает в последние два года существенные изменения, что связано в основном с двумя факторами:

- бурным развитием программных технологий (прежде всего в области портальных архитектур, межплатформного ПО и хранилищ данных);

- борьбой за новые рынки сбыта - как территориальные (пристальное внимание ведущих игроков к развивающимся рынкам вследствие ИТ-насыщения многих европейских стран и США), так и сегментные (если раньше компания X предлагала системы только для крупных предприятий, то теперь она “снисходит” до средних и даже малых, коих раньше просто не замечала).

Все это в конечном итоге отчетливо проявляется в двух процессах - глобализации и снижении размерности (globalization и downsing). Глобализация - это образование международных альянсов, консорциумов, ассоциаций; скупка технологически продвинутых компаний или перспективных технологий (в общем, борьба за источники сырья и сферы влияния). А снижение размерности - это пополнение линеек продуктов более простыми и дешевыми предложениями с целью захвата новых рынков сбыта.

Наиболее ярко мировые тенденции находят отражение в деятельности крупных игроков, таких, как SAP и Microsoft, например. Напомню, что последняя, давно примеряясь к ERP-сегменту, с лета 2002 г. наконец серьезно обосновалась в нем, завладев компанией Navision. Поскольку оба названных гиганта активно работают на российском рынке, имеет смысл детально проанализировать их сегодняшние действия, ибо стоящие за ними капиталы вполне могут года через два изменить расстановку сил и в отечественном ERP-сегменте.

Борьба за малый и средний бизнес

Если глобализация больше затрагивает западный рынок (технологии в основном “выращиваются” там в технопарках, кампусах и научных лабораториях), то downsizing проникает повсеместно. Добрался он и до России, в которой сегодня начинается передел рынка систем управления финансово-хозяйственной деятельностью (ФХД) предприятий. Разворачивается борьба за малый и средний бизнес, где долгое время себя уверенно чувствовали отечественные разработчики. Но+ нет ничего постоянного в этом мире, кроме перемен.

2002 год ознаменовался тем, что в фокусе внимания двух международных софтверных гигантов - SAP и Microsoft - оказался один и тот же сегмент, для которого эти компании выставили конкурирующие предложения (см. таблицу). Попробуем представить варианты развития событий.

По состоянию на сегодняшний момент, некоторый перевес в этой паре имеет Microsoft Business Solutions (ранее - Navision): с рынком средних предприятий она работает в России уже несколько лет, продукты ее в достаточной степени локализованы, есть примеры продуктивных внедрений и работает партнерская сеть. Кроме того, узнав о намерении SAP работать “на понижение”, она решила спуститься еще “ниже”, выдвинув дешевое предложение для малого бизнеса (“Attain Малый бизнес”).

SAP AG объявила о “снижении размерности” своих систем только прошедшим летом, поэтому офисам этой компании во всех странах лишь предстоит локализовать новые продукты, разработать ценовую политику, организовать соответствующие каналы сбыта и популяризировать новинки, причем в условиях довольно жесткой конкуренции с местными производителями. По имеющимся у нас данным, все перечисленные работы в SAP СНГ начаты, создано подразделение по развитию линии SMB (Small & Midsize Business), и на Российском конгрессе SAP (15 -16 октября 2002 г.) уже обещают продемонстрировать переведенные интерфейсы системы Business One.

Кроме того, идет активный поиск альянсов с известными российскими дистрибьюторами, дабы обеспечить себе уверенный вход на рынок после завершения локализации продуктов. По словам Алексея Шлыкова, управляющего директора SAP СНГ, соотношение объемов продаж крупных решений SAP и ее SMB-решений в России в 2004 г. должно составить 80:20 .

Короче говоря, ERP-сегмент вступает в зону “турбулентности”, характеризуемую определенным хаосом, перекупкой ценных кадров, обширными дискуссиями в СМИ, “наездами” на особо активных игроков и прочими издержками периода перемен. Мне, например, представляются безосновательными сомнения некоторых моих коллег, высказываемые в различных изданиях, относительно развития продуктов Navision в руках нового владельца. Маловероятно все же, чтобы Microsoft “выкинула” почти 1,5 млрд. долл., чтобы “угробить” перспективного ERP-разработчика, имеющего развитые сбытовые каналы в Европе.

Собственно прогноз

Так какая же мораль из всего сказанного? Возможно, довольно неожиданная: российским поставщикам ПО для управления ФХД стоит переосмыслить свое будущее, пересмотреть стратегии развития на ближайшие три - пять лет. Тем более, что, по заявлению г-на Касьянова, c нового года экономика нашей страны переходит на международную систему финансовой отчетности. Конечно, такой переход не будет скачкообразным, но это уже серьезная заявка на интеграцию в мировое сообщество, возможно, связанная и с вступлением в ВТО, о котором так любят сегодня говорить наши политики. Замечу, однако, что эти благотворные в целом перемены приведут и к отмиранию той “российской специфики”, на которой многие годы строили свой бизнес-успех отечественные разработчики экономических программ. Хотя повода для пессимизма я тут не вижу: во-первых, “мастерство не пропьешь”, накопленный опыт дорогого стоит, а во-вторых, обширные дилерские каналы ряда известных российских производителей - это огромная ценность сама по себе. Важно только правильно и своевременно ею распорядиться.

Борьба решений для малого и среднего бизнеса (для предприятий с оборотом 5-10 млн. долл. в год)

SAP СНГ

MICROSOFT BUSINESS SOLUTIONS

Название решений

Business One (на основе приобретенного продукта TopManage израильской фирмы)

All-in-One (преднастроенный, тиражируемый вариант mySAP.com, базирующийся на нормативах для соответствующих индустрий)

1. “Attain Малый бизнес” (80% функциональности, до 10 одновременно работающих пользователей)

2. MS Navision Attain (базовая версия)

MS Navision Axapta

Время выхода на российский рынок

Первое полугодие 2003 г.

Первое полугодие 2003 г.

1. “Attain Малый бизнес” - сентябрь 2002 г.

2. MS Navision Attain (базовая версия) - с 1997 г. Прежнее название - Navision Financials

Присутствует на рынке с 2000 г. (сначала под маркой Damgaard)

Позиционирование решения

Малый бизнес, автономное решение. Управление финансово-хозяйственной деятельностью компании. Не более 50 пользователей

Средний бизнес, верхний сегмент. Возможность расширения до полновесной mySAP.com.

Преконфигурированные решения для определенных отраслей (идет выбор, каких именно)

Средний бизнес, верхний сегмент. Возможность расширения до полновесной mySAP.com.

Преконфигурированные решения для определенных отраслей (идет выбор, каких именно) 

1. Средний бизнес, нижний сегмент.

10 пользователей. Возможность расширения до полновесной Attain. Сконфигурированные легкие решения для торговли, производства, сервиса

2. Средний бизнес. Управление ФХД компании.

Средний бизнес, верхний сегмент

Полновесное ERP-решение (с элементами ERP II)

Стоимость решения

В процессе формирования *1

В процессе формирования *1

Лицензии:

1. “Attain Малый бизнес” (10 пользователей):

Для торговли - 11 800 евро, для сервиса - 14 000 евро.

2. Базовое решение MS Navision Attain (средняя стоимость): 1000-1600 долл. за лицензию.

Услуги: Отношение стоимости лицензий к стоимости сопутствующих услуг - 1:1

Лицензии (средняя стоимость): 1500-2500 долл.

Услуги:

Отношение стоимости лицензий к стоимости сопутствующих услуг - 1:2

Наличие сети партнеров по внедрению

Идет поиск двух - трех дистрибьюторов, владеющих развитыми дилерскими сетями, чтобы обеспечить двухступенчатую схему продаж

Поиск партнеров, имеющих опыт работы в конкретных отраслях, для обеспечения продаж через реселлеров, работающих по схеме VAR

1. Для “Attain Малый бизнес” - начато формирование сети.

2. По базовому решению Attain - существует сеть из 25 партнеров

Существует партнерская сеть (около 30 партнеров)

     _____

*1. По словам руководителей SAP СНГ, стоимость SMB-решения SAP для разных стран определяется индивидуально. В данный момент идет расчет стоимостных показателей для России, в котором за основу берется следующее соотношение: совокупная стоимость лицензий SMB-пакета SAP и интеграции его с mySAP.com должна быть ниже, чем аналогичная величина в случае интеграции mySAP.com с продуктами для малого и среднего бизнеса других производителей (особенно отечественных).