ОБЗОРЫ

WebTrends Reporting Center и SiteCatalyst покажут, как ваш сайт используется на самом деле

Как часто обращаются на наш сайт? Какие страницы больше всего интересуют посетителей? Откуда те заходят? Именно на эти общие вопросы администратору Web-узла приходится отвечать едва ли не каждый день. Но когда дело доходит до улучшения обслуживания посетителей, оценки реальной эффективности сайта или его очистки от ненужного содержимого - информации требуется гораздо больше.

Рынок предлагает множество технических средств анализа и подготовки отчетов на основании огромных массивов информации, генерируемых Web-узлами. Для этого можно использовать и традиционные анализаторы журнальных файлов, и анализаторы пакетов, и устанавливаемые на сайтах агенты, и сервисы, получающие информацию при каждом обращении к странице.

На сравнительно небольших сайтах достаточно простого инструментария, который помогает находить ответы только на основные вопросы. Для узлов с богатым информационным наполнением, сайтов электронной коммерции, равно как и серверов крупных предприятий требуются приложения с детальным и гибким аналитическим потенциалом.

Для данного обзора Тестовый центр eWeek Labs выбрал два продукта. Оба они выполняют сложный анализ и генерируют отчеты высокого уровня, но при этом используют различные подходы.

Традиционные анализаторы журнальных файлов представляет весьма популярный пакет-ветеран WebTrends Reporting Center 5.0 корпорации NetIQ - мощная и гибкая система, далеко продвинувшаяся с тех времен, когда она была простым Windows-приложением. А поставщикам услуг мы предложим описание SiteCatalyst 8.0 фирмы Omniture (бывшей MyComputer) - системы, опирающейся на использование скриптов, встраиваемых в страницы Web-узла. Такой подход позволяет не только исследовать широкий спектр разных характеристик, но и получать информацию в реальном масштабе времени.

Обоим продуктам, как и принятым в них подходам к анализу работы Web-узлов, присущи собственные достоинства и недостатки, которые приходится тщательно взвешивать. Для одних пользователей главными критериями выбора будут удобство работы и возможности анализа в реальном времени, и они смирятся с отсутствием средств локального управления и потенциальными проблемами с безопасностью. Другие же выберут продукт с централизованным управлением и гибким анализатором журнальных файлов, пусть даже работающий далеко не в реальном времени и с трудом справляющийся с очень большими файлами.

WebTrends Reporting Center 5.0

Для многих администраторов Web-узлов знакомство с анализаторами журнальных файлов начиналось с WebTrends - специализированной системы, составляющей отчеты по ночам и затем пересылающей их по электронной почте тем, кому они нужны. Главным критерием оценки анализаторов первоначально было время обработки гигантских журнальных файлов. Если вы запускали этот процесс, придя на работу рано утром, а результат получали в конце рабочего дня, система считалась очень хорошей. Теперь же большинство подобных средств справляется с гигабайтными файлами менее чем за час.

Новая приборная доска WebTrends предлагает пользователю интерактивный портальный интерфейс

Для проверки WebTrends Reporting Center 5.0 мы использовали самые разные журнальные файлы, как большие, так и маленькие, созданные на Web-серверах различного назначения, сайтах с обширным контентом, коммерческих узлах и в потоковых мультимедийных центрах.

Как оказалось, WebTrends Reporting Center 5.0 работает намного лучше версии 4.0. Особенно нам понравилась ее приборная доска Dashboard, позволяющая просматривать все данные в интерактивном, легко настраиваемом Web-интерфейсе. Он очень похож на те, что предлагают корпоративные порталы (см. иллюстрацию).

Очень просто производится и настройка рабочего стола WebTrends Desktop - это делается с помощью интуитивно понятного редактора шаблонов. Мы без особых усилий изменяли внешний вид Desktop, создавали специализированные приборные доски, определяли, к каким отчетам можно предоставить пользователям доступ. Кроме того, нам не составило труда создать заказные отчеты и сравнить результаты анализа за различные периоды времени, чтобы выявить тенденции и происходящие изменения.

Новая функция анализа сценариев поведения пользователей позволила задать типовые маршруты перемещения пользователей по сайту, а затем в деталях исследовать, насколько хорошее впечатление создает у них сайт при движении по этим путям. Правда, нельзя не отметить: насколько удобна сама функция, настолько же неудобен процесс определения этих типовых маршрутов. При их разработке нам приходилось задавать каждый шаг клиента вручную, используя интерфейс форм.

Однако данный и другие процессы конфигурации можно намного упростить с помощью журналирования операций, выполняемых администратором, при просмотре сайта через браузер. Утилита WebTrends Map инсталлировала модуль plug-in, который связался с главным сервером Reporting Center и регистрировал все маршруты нашего перемещения по Web-узлу. К сожалению, как и весь браузерный интерфейс WebTrends, эта функция работает только в Internet Explorer - в Netscape 6+ и Mozilla она недоступна.

В рассматриваемой версии намного улучшен контроль над доступом. Появилась возможность делегирования пользователям разных прав администрирования системы, благодаря чему мы, например, могли тому или иному пользователю разрешить конфигурировать фильтры или запретить доступ к настройке шаблонов рабочего стола.

Еще одна новинка версии 5.0: она умеет определять “контуры” данных. Эти контуры позволяют генерировать отчеты об узлах, на которых установлены системы управления контентом, или задействовать языки динамических сценариев. Вместо очень длинных указателей URL, применяемых системами управления контентом и мало о чем говорящих пользователю, создаваемый с помощью контуров отчет содержит информацию, четко разделенную на секции или группы. WebTrends Reporting Center предлагает контуры для нескольких систем управления контентом и основных скрипт-языков, включая Active Server Pages, Cold Fusion, JavaServer Pages и РНР.

Выпуск этого пакета начался в июне, его версия для электронного бизнеса eBusiness Edition (с меньшими возможностями заказной настройки) стоит 3500 долл., а корпоративная Enterprise Edition, которую мы тестировали, - 10 500 долл. NetIQ предлагает также ряд других продуктов для анализа работы Web-узлов, в том числе WebTrends Live - сервис на основе сценариев, напрямую конкурирующий с SiteCatalyst фирмы Omniture.

SiteCatalyst 8.0

В отличие от многих других поставщиков услуг у компаний, занимающихся Web-анализом, дела идут довольно хорошо. К ним обращаются за помощью владельцы самых крупных и наиболее активных узлов Всемирной паутины. А почему бы и нет?

Такие сервисы, как SiteCatalyst фирмы Omniture, например, позволяют компаниям оперативно производить гибкий анализ и получать готовые отчеты, не требуя ни долгосрочных инвестиций, ни постоянного обновления и сопровождения ПО, ни возни с гигантскими журнальными файлами, ни выделения ресурсов для обработки данных. При этом, однако, нужно смириться с мыслью, что часть важной бизнес-информации компании выйдет за пределы внутренней сети.

Функция Optimum Path сервиса SiteCatalyst позволяет легко идентифицировать маршруты посетителей

Как и другие подобные сервисы, включая уже упоминавшийся WebTrends Live и HitBox фирмы WebSideStory, услуга SiteCatalyst использует сценарии, встраиваемые в Web-страницы, которые при каждом обращении к странице пересылают соответствующую информацию поставщику услуг. А владелец контролируемого сайта может в любой момент зайти со своего браузера на узел поставщика и получить доступ к результатам анализа и отчетам реального времени.

Для проверки SiteCatalyst мы установили сценарии на общедоступных Web-узлах, развернутых нашим Тестовым центром. А чтобы полнее оценить возможности подготовки отчетов, в том числе и за длительные промежутки времени, мы воспользовались крупным сайтом, специально развернутым для этого фирмой Omniture.

Встраиваемый в страницу код JavaSctipt для SiteCatalyst содержит 47 строк и кажется нам чересчур длинным. Впрочем, этому коду приходится обрабатывать довольно много информации. Он, например, позволяет изменять разные параметры конфигурации, благодаря чему удается подробно изучить и проанализировать свойства сайта и операции э-коммерции.

Код можно вручную вставить в каждую страницу либо развернуть сразу на всем узле, используя шаблоны (в этом случае он либо встраивается в стандартный заголовок страницы, либо подключается при помощи системы управления контентом). В дополнение к встраиваемому коду нам пришлось также разместить в общедоступном каталоге своего Web-сервера небольшой файл JavaScript (в нашем случае он находился в каталоге CGI-BIN).

Как только код был инсталлирован, мы смогли войти в SiteCatalyst и приступить к контролю за работой сайта. Главный интерфейс SiteCatalyst имеет защищенное подключение Secure Socket Layer, что обеспечивает безопасность на уровне, вполне достаточном для большинства компаний. Тем не менее не лишними будут и дополнительные меры безопасности наподобие регистрации по виртуальным частным сетям или аутентификации посредством аппаратных токенов.

Интерфейс SiteCatalyst совместим с браузерами IE и Mozilla и очень эффективно использует HTML и Flash для придания интерактивности процессам анализа и генерации отчетов. Нам был предложен обширный выбор разнообразных форм отчетов, а специальный мастер помог легко настроить их в соответствии с нашими нуждами. Создаваемые отчеты можно загружать в самых разных форматах - Word или Excel корпорации Microsoft, PDF, HTML, а также экспортировать в виде текста в другой инструментарий генерации отчетов и анализа.

В SiteCatalyst 8.0 мы встретили новую функцию под названием Optimum Path. Благодаря этой технологии обеспечивается один из лучших наборов возможностей анализа маршрутов, с которыми нам приходилось иметь дело. Отчет о маршрутах, подготовленный для нас SiteCatalyst, содержит детальное графическое представление данных о том, что посетители делают на Web-узле и какие страницы их интересуют.

Еще одна новинка версии 8.0: теперь можно просматривать едва ли не любой отчет не только в стандартном ранжированном виде, но и в форме статистических трендов. Перейдя в него, мы увидели линейные графики, демонстрирующие обращения к различному контенту за заданный период времени.

Один из потенциальных недостатков услуг, которые следят за работой сайта с помощью встроенных сценариев, состоит в том, что в поле их зрения попадает только контент, размещенный на данной странице либо связанный с ней гиперссылками. Когда посетители загружают мультимедийные или другие файлы непосредственно - через старые внешние ссылки или с прямым выходом, SiteCatalyst и другой подобный инструментарий ничего не фиксирует, тогда как в журнальном файле такие действия регистрируются.

И еще одно замечание. Как ни хороши аналитические услуги вроде SiteCatalyst на фоне сервисов большинства других поставщиков, всем им присущ общий недостаток - неоправданно высокая цена. Тарифы на SiteCatalyst зависят от количества обращений к страницам и начинаются на уровне около 15 тыс. долларов в год. Большинству же пользователей эта услуга ежегодно обходится в сумму от 100 до 250 тыс. долл.

Резюме для руководителей

WebTrends Reporting Center 5.0

WebTrends Reporting Center 5.0 может служить отличным примером средства анализа журнальных файлов Web-узла. Его усовершенствованный интерфейс и возможности заказной настройки позволяют администраторам сайтов легко и при этом обстоятельно разбираться в данных, которые создаются на их Web-узлах.

ЦЕНОВОЙ АНАЛИЗ При цене корпоративной версии 10 500 долл. WebTrends Reporting Center стоит не дороже - а в некоторых случаях и намного дешевле - своих конкурентов. И все же прежде чем отказываться от менее дорогих систем, компаниям стоит хорошенько подумать: а нужно ли для их узла корпоративное приложение Web-анализа столь высокого уровня?

( + ) Интуитивно понятный интерактивный интерфейс по типу портала с рабочим столом и приборными досками; широкие возможности заказной настройки; способность регистрировать результаты анализа маршрутов посетителей с помощью браузера.

( - ) Клиент работоспособен только с Internet Explorer; невозможность получения результатов в реальном масштабе времени.

Продукты для сравнения

- AccrueG2 фирмы Accrue Software

- NetTrecker фирмы Sane Solution

- NetGenesis фирмы CustomerCentric Solutions (подразделения фирмы SPSS)

SiteCatalyst 8.0

Сервис фирмы Omniture хорошо подходит компаниям, желающим получать детальную информацию об активности своих Web-узлов в реальном времени. SiteCatalyst - это гибкий и мощный инструмент анализа, предоставляющий клиентам всю информацию о посетителях Web-узла, которая только может им потребоваться.

ЦЕНОВОЙ АНАЛИЗ Как и большинство других сервисов, предлагаемых поставщиками услуг, SiteCatalyst обходится очень дорого. В большинстве случаев нужно быть готовым выложить свыше 100 тыс. долл. в год. Как ни хороша эта услуга, но многим компаниям она может оказаться не по карману.

( + ) Отличный анализ маршрутов перемещения посетителей по узлу; возможность просмотра отчетов за длительный период времени; анализ в реальном масштабе времени.

( - ) Очень высокая стоимость; необходимость встраивания кода в каждую страницу сайта; потенциальная возможность пропуска некоторых загрузок файлов.

Продукты для сравнения

- HitBox фирмы WebSideStory

- WebTrends Live фирмы NetIQ