ПРОЕКТЫ

Тридцать лет назад студентом факультета микроприборов и технической кибернетики я впервые пересек проходную Московского института электронной техники - тогда еще совсем молодого вуза, готовившего кадры для набиравшей в стране силу микроэлектронной промышленности. В то время здесь все поражало воображение: и просторные, оснащенные радиомикрофонами и автоматизированными досками лекционные аудитории, и учебные классы с ЭЦВМ “Наири” (первокурсников за них сажали в первый же месяц), и архитектурный ансамбль самого института, внутренний интерьер которого органично дополняли работы никому тогда незнакомого Эрнста Неизвестного, и само слово “микроэлектроника”, только-только пополнившее словарь технических терминов, но уже пронизывавшее всю атмосферу подмосковного Зеленограда.

С тех пор многое изменилось. Проблемы перестроечного периода, основательно потрепавшие всю систему вузовского образования в стране, в полной мере ощутил на себе и МИЭТ, лишившись былого внимания и поддержки со стороны государства. Но вместе с тем нельзя отрицать, что новая политическая ситуация принесла и новые возможности. Некогда закрытое учреждение встало на реальный путь развития контактов с зарубежными партнерами и интеграции в международную систему подготовки квалифицированных специалистов. Без этого сегодня крайне трудно сохранить научную школу и обеспечить должный уровень подготовки инженеров для ушедшей далеко вперед отрасли.

Официальную церемонию открывает ректор МИЭТа Юрий Чаплыгин

Очередной шаг на этом пути был сделан 23 сентября, когда при МИЭТе был официально открыт Институт проектирования приборов и систем (ИППС). Инициаторами проекта выступили американские компании Cadence Design Systems (www.cadence.com), один из крупнейших поставщиков систем автоматизированного проектирования полупроводниковых микросхем, и Mirantis (www.mirantis.com), взявшая на себя организационную сторону.

Специально для участия в церемонии открытия в Россию приехал президент и исполнительный директор Cadence Рей Бингхэм (Ray Bingham), что, безусловно, подчеркнуло значимость события для обеих сторон. “Этот проект, - отметил он в своем выступлении, - на наш взгляд, закладывает семена для взращивания следующего поколения разработчиков в сфере электронных технологий и развития этого направления в России”.

Как рассказал ректор МИЭТа Юрий Чаплыгин, подготовка специалистов по расширенной программе началась еще в феврале на базе лаборатории, которую Cadence оснастила мощными рабочими станциями и собственными программными продуктами, предназначенными для проектирования схем со смешанным типом сигналов. Подобные системы сегодня используют инженеры ведущих технологических компаний - Intel, Motorola, Texas Instruments. Теперь их осваивают двадцать пять старшекурсников МИЭТа, отобранных из числа лучших студентов (сразу отметим, что желающих было много больше). Однако, как утверждают участники проекта, учебная программа не сводится к изучению инструментальных средств и уже включает в себя 16 различных курсов. “Очень часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда студенты успешно изучают программирование, физику и другие дисциплины, но не умеют связать их вместе таким образом, чтобы стать настоящими дизайнерами. Мы хотим помочь им в этом”, - пояснил г-н Бингхэм.

Финансирование начального этапа проекта, рассчитанного на три года, Cadence берет на себя. На сегодняшний день, как утверждает президент и исполнительный директор компании Mirantis Александр Фридланд, уже вложено около 1 млн. долл. и столько же будет выделено в дальнейшем. Фактически эти деньги пойдут на формирование учебных программ, оплату труда преподавателей (сотрудников МИЭТа и ведущих специалистов проектных компаний) и студенческие стипендии. В течение трех лет на средства американской фирмы будет подготовлено 75 квалифицированных специалистов.

Много это или мало? “В целом ряде стран экономический потенциал оценивают по числу проектировщиков, - утверждает Анатолий Сухопаров, председатель Федерального фонда развития электронной техники. - За 10 лет потенциал СССР в значительной мере растерян, в то время как мир ушел далеко вперед. Проектировщиков того уровня, который необходим сегодня, у нас крайне мало. Их нужно учить. К нашему счастью, новейшие технологии становятся доступными для всех, и это очень важно. Если есть идея и есть проект, то реализовать его можно где угодно. Так что во главу угла ставится человек, умеющий проектировать”.

Через мгновение ректор МИЭТа и президент фирмы

Cadence по традиции перережут ленточку

Таким образом, совместный российско-американский проект нужно рассматривать лишь как начало большой работы. А каково будет продолжение, зависит от многих обстоятельств. Ректор МИЭТа на этот счет высказывается довольно осторожно: “Мы пока не оговорили всех перспектив развития программы. Нам еще предстоит найти способы передачи тех же знаний студентам, не попавшим в число избранных. Кроме того, во всем мире успешно действуют курсы повышения квалификации и переподготовки кадров, и мы будем стремиться к тому, чтобы максимально использовать и эти формы”.

Представители американской стороны, для которых этот проект далеко не первый, высказываются более конкретно. “То, что происходит сейчас в МИЭТе, есть порождение и накопление потенциала. - Так изложил свое видение ситуации Александр Фридланд. - Учебные планы, разрабатываемые нами при участии специалистов МИЭТа и Cadence, на самом деле принадлежат не только МИЭТу. Похожие программы создаются и в других учебных заведениях, в том числе за рубежом, и мы рассчитываем, что они взаимно обогатят друг друга. В результате будет сформирована международная программа, отражающая современные требования индустрии. А дальше при поддержке правительства и предприятий отрасли накопленный нами потенциал может стать критической массой, и тогда другие вузы начнут выпускать множество необходимых индустрии специалистов. Самое главное, чтобы в России появились высококвалифицированные кадры. Поэтому от государства требуются две вещи: сделать так, чтобы эти программы жили и развивались после того, как закончится финансовая поддержка Cadence, и помочь предприятиям в подготовке и переподготовке своих проектировщиков. Я не верю, что в России сейчас есть частные предприятия, которые могут оснастить свои рабочие места продуктами Cadence, но наладить подготовку кадров на коммерческих условиях можно. Это повысит конкурентоспособность отрасли. Однако без поддержки государства ей не обойтись”.

В своем выступлении на церемонии открытия ИППС заместитель министра промышленности, науки и технологий РФ Сергей Мазуренко отметил, что запущенный проект соответствует важнейшим задачам, сформулированным в утвержденном Президентом документе “Об основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу”. Так что у государства понимание этих проблем вроде бы есть. Остается надеяться, что найдутся и средства, необходимые не только для подготовки специалистов современного уровня, но и для создания рабочих мест. “Сегодня явно чувствуется недостаток творческих сил и у нас, и за рубежом, - считает генеральный директор OAO “Российская электроника” Валерий Дшхунян. - Хочется, чтобы тот потенциал, который будет создан в рамках проекта, остался в России”.

Версия для печати