УПРАВЛЕНИЕ КОНТЕНТОМ

Когда читаешь отчеты Documentum (www.documentum.com), производителя систем управления корпоративным контентом, складывается впечатление, что эта фирма развивается вопреки тенденциям рынка. В то время как отраслевые аналитики заявляют о сокращении ИТ-бюджетов, ее доходы в последние несколько кварталов стабильно растут. За год Documentum завоевала 279 новых заказчиков, выпустила 20 новых продуктов и сделала три стратегических приобретения, купив компании, специализирующиеся на производстве средств синдицирования контента (т.е. сборки из разных источников), управления мультимедиа-данными и поддержки совместной работы распределенных групп пользователей. Фирма привлекла 85 новых партнеров и около 4000 новых разработчиков.

Мэтт Шэнахан

Секрет этих успехов - в активности Documentum на неамериканских рынках (на одну только Европу приходится такая же доля ее бизнеса, как и на США), в том числе и российском. Хотя фирма действует в СНГ всего второй год, она добилась здесь заметных результатов, осуществив вместе с партнерами крупные внедрения в холдинге “Русский алюминий” и компании “Транснефть”, а также запустив более десятка пилотных проектов на других больших предприятиях. По мнению некоторых заказчиков, в сегменте делопроизводства и офисного документооборота Documentum предложила им альтернативу решениям на базе Domino.Doc фирмы IBM и CompanyMedia отечественной фирмы “Интертраст” (оба базируются на IBM Lotus Domino/ Notes). Однако возможности Documentum выходят за рамки этого сегмента, позволяя управлять еще и неструктурированными данными.

На прошедшей 10 октября конференции-выставке “Documentum Day-2002: повышение эффективности предприятия через управление бизнес-процессами и интеллектуальными активами пользователей системы Documentum 4i” собралось несколько сотен участников - представителей потенциальных и уже имеющихся клиентов, а также партнеров. На нем развернутый доклад о только что выпущенной версии продукта Documentum 5i сделал Мэтт Шэнахан (Matt Shanahan), вице-президент компании по международным операциям. А в отдельной беседе, состоявшейся после доклада, он прояснил некоторые особенности этого релиза и его значение для бизнеса Documentum.

В чем сила 5i?

По словам г-на Шэнахана, Documentum стремится создать на предприятии единую информационную среду с ядром в виде системы управления контентом. Для этого она не только совершенствует Content Server, ядро системы, делая его быстрее и проще, но и развивает дополнительные сервисы.

Например, в версии 5i расширены возможности служб управления бизнес-процессами (workflow), трансформации содержимого из одного формата в другой, распределения контента по Web-серверам; появились сервисы генерации аудиторского следа (т. е. наблюдения за действиями пользователей), аутентификации с поддержкой инфраструктуры открытых ключей (PKI), шифрования, управления мультимедиа-данными, анализа содержания документов (автоматического выставления тегов и поиска по ним), печати с поддержкой цифровых водяных знаков и временных меток и т. п.

Ключевыми новинками стали средства для работы с медийными материалами (аудио и видео), интеграции, синдицирования и агрегирования контента, а также группового взаимодействия.Так, мультимеда-функции, базирующиеся на продуктах, приобретенных Documentum вместе с компанией Bulldog, теперь лучше интегрированы с ядром и другими сервисами. Они позволяют не только адаптировать изображения для их отображения на различных устройствах (принтере, мониторе или КПК), но и извлекать информацию из этих неструктурированных данных. Часто на графических объектах закодирован текст, и теперь Documentum 5i может распознавать его, индексировать в поисковой машине, а затем вести по нему поиск.

Аналогичным образом расширены функции работы с сообщениями электронной почты, финансовыми отчетами (импортируемыми из SAP), повышена степень интеграции с издательскими приложениями наподобие системы компании Quark, серверами Web-приложений, корпоративным ПО (ERP, системами поддержки маркетинга и продаж), корпоративными порталами.

“В версии 5i улучшена интеграция с SAP R/3, Siebel 7, Lotus Notes, Varagi Video Logget (система работ с видеофайлами), главными серверами приложений. И наконец, мы предложили Portal Integration Kit, предназначенный для связи платформы Documentum с решениями ключевых портальных вендоров, таких, как Plumtree, Epicentric. Мы считаем, что 80% всей информации компании - это контент, и доступ к нему должен быть гарантирован из любой точки. Только так обеспечивается единство информационной среды”, - заявил Мэтт Шэнахан.

В версии 5i стал лучше и пользовательский интерфейс - в первую очередь расширены возможности браузерного интерфейса WebTop, который по функциональности стал идентичен обычному “толстому“ клиенту.

Он полезен, к примеру, для организации взаимодействия между компаниями и членами рабочих групп, особенно если их разделяет брандмауэр. Нужда в таком взаимодействии появляется при работе по схеме B2B. Она популярна в электронной промышленности, многие компании там перевели производство в режим аутсорсинга фирмам Тихоокеанского региона, а разработку оставили себе, а также в автомобильной и авиакосмической отраслях, так как для них актуальна оперативная связь с поставщиками.

Заказчику, правда, придется описывать оба типа интерфейса (“толстый” и “тонкий”) по отдельности - сделать это один раз в терминах метаданных с перекладыванием задачи генерации интерфейса на само ПО систем управления и контроля нельзя. Однако, по мнению специалистов Documentum, это - не проблема.

“По нашему опыту, приложений, доступ к которым заказчик хочет иметь одновременно через оба интерфейса, очень мало. Скажем, управление чертежами - сложная задача, и она легче решается с помощью технологии клиент - сервер, а для организации коллективной работы большую гибкость обеспечит Web-интерфейс. В любом случае в Documentum введен новый уровень ПО - бизнес-объекты. Он позволяет переместить большую часть прикладного софта на сервер. Так что переделать один интерфейс в другой очень просто”, - пояснил г-н Шэнахан.

И наконец, в версии 5i улучшена поддержка локального законодательства и многоязычности. В частности, предусмотрен API для встраивания алгоритмов шифрования и цифровой подписи, применяемой в той стране, где будет инсталлироваться ПО, а также новая функция - языковые пакеты. Смысл их в том, что заказчик устанавливает одну версию ПО, но может применять различные ее локализации. На пользовательском экране имеется выпадающее меню, в нем он может выбрать язык для ГИП. Механизм поиска тоже усовершенствован - он позволяет вести одновременный поиск в документах на разных языках.

Работа распределенных групп

Наиболее популярными средствами, которыми оснащается сейчас большинство корпоративных приложений - систем управления контентом и порталов, - являются средства групповой работы. Добавлены они и в Documentum 5i.

График выхода продуктов серии 5i

“Теперь есть возможность создавать проектную группу, ставить сроки, задавать этапы ее деятельности. Есть механизмы решения групповых проблем, ведения дискуссий, обеспечена интеграция со сторонним ПО для проведения видеоконференций и чатов. Можно делегировать полномочия, а также управлять предоставлением контента разным участникам через механизм подписки (по электронной почте и посредством синдицирования), причем не только из своей компании, но и внешним пользователям, что особенно полезно службам маркетинга. И последний элемент - это расширение документооборота за пределы компании. Например, я могу задать такой бизнес-процесс, что по моему распоряжению создать пресс-релиз будет сгенерирован и послан по e-mail запрос в PR-агентство, а затем инициировано согласование полученного из агентства документа”, - рассказывает Мэтт Шэнахан.

Ключевыми для систем управления контентом нового поколения являются функции управления знаниями: система должна уметь сохранять весь обмен сообщениями в репозитории и затем анализировать его. Documentum позволяет это делать. В нем имеется инструмент Content Intelligence Services (CIS), обеспечивающий анализ контента с учетом лингвистики и особенностей бизнеса клиента.

“Обычная поисковая система ничего не знает о продуктах и не может правильно трактовать термины, на них ссылающиеся. CIS умеет исследовать документы и строить лингвистические соответствия между документами и терминами, именами людей, другими элементами предметной области. Таким образом они создают витрины данных. Пользователь, проявив интерес к определенным темам или продуктам через механизм подписки, получит уведомление, как только нужные ему сведения попадут на витрину”, - рассказал Мэтт Шэнахан. Помимо этого есть API для интеграции с Documentum специализированных систем управления знаниями, производимых, скажем, фирмами Autonomy или Excalibur. Подобное взаимодействие демонстрировалось на прошедшей выставке.

Опасения клиентов

Никакое внедрение не проходит безоблачно. Что же мешает распространению Documentum? Из разговоров с разными заказчиками я выяснил, что они опасаются жесткости системы, снижения производительности при росте нагрузки и высокой цены.

Однако, по мнению Мэтта Шэнахана, часть этих проблем не так серьезна, а часть решена в версии 5i. Documentum готова предложить конкурентоспособную цену, и только этот фактор никогда не приводил к потере потенциальных клиентов на развивающихся рынках. “Мы никогда не теряем контракт только из-за цены”, - заявил г-н Шэнахан.

Эту гибкость подтвердил и один из заказчиков, пожелавший сохранить анонимность (его компания развертывает пилотный проект по управлению делопроизводством на базе Documentum 4i): “Documentum предложила гибкие условия как по цене, так и по другим условиям внедрения. Стоимость ее решения сопоставима с ценой предложений альтернативных поставщиков. Однако если в ходе внедрения выяснится, что продукт нам не подходит, мы воспользуемся услугами других компаний”.

Версия 5i, по словам г-на Шэнахана, стала более быстрой, гибкой в настройке, а также простой во внедрении и использовании, в частности появились новые программы установки, средства быстрой разработки приложений. Для простоты развертывания Documentum поставляется в виде разных комплектов (см. врезку).

“Все эталонные тесты показывают хорошую масштабируемость версии 4i, а 5i в этом смысле еще лучше. По показателям максимального размера хранилища, количества одновременно работающих пользователей, времени отклика наша система по-прежнему лидирует в индустрии. В версии 5i резко увеличена скорость пользовательского интерфейса, - добавил Мэтт Шэнахан. - Мы также постарались избежать перегруженности системы. Во-первых, введено новое определение роли пользователя. Когда он входит в систему, то видит только те функции, которые ему положено увидеть. Это облегчает работу. Во-вторых, для упрощения развертывания появилась единая консоль администрирования и несложный в использовании инсталлятор. Мы учимся простоте установки у Microsoft, а не у вендоров ERP-систем”.

Между тем у клиентов появились другие опасения, вызванные ставкой Documentum на Java вместо традиционного Visual Basic. Благодаря поддержке J2EE Documentum 5i работает в родном режиме на самых разных серверах приложений - WebLogic, WebSphere, iPlanet и т. п. Это обеспечивает поддержку обработки транзакций, балансировки нагрузки, переключение на исправный сервер при сбоях. Однако ИТ-специалисты во многих российских фирмах, как выясняется, не знакомы с Java.

“Меня смущает переход на технологию Java. Она не является нашим корпоративным стандартом, и это сильно усложнит сопровождение системы, - сказал представитель одного из потенциальных клиентов Documentum. - Мы планировали использование WebTop в качестве клиентского интерфейса, а он опирается на Java-машину. Не знаю, насколько это окажется совместимым с нашими требованиями безопасности”. Опасения по поводу ориентации на Java высказывали и сотрудники фирм, уже развернувших Documentum 4i, таких, как “Русский алюминий”.

Впрочем, Documentum говорит о полной совместимости API версий 4i и 5i. В частности, помимо мастеров миграции предусмотрена возможность работы серверов 4i с клиентами 5i и наоборот.

Пакеты поставки Documentum 5i

- EDM Edition - управление документооборотом

- WCM - управление Web-контентом

- DAM - управление цифровыми активами

- Compliance Edition - система поддержки правил работ и управления

- Collaboration Edition - организация работ в распределенных местах