КОНФЕРЕНЦИИ

Этот вопрос из известного шлягера, который группа “Машина времени” исполнила на банкете, посвященном открытию “Конгресса SAP в СНГ и Балтии-2002”, стал лейтмотивом указанного мероприятия. Оно состоялось в середине октября в Москве и собрало более тысячи участников. Нынешний год оказался юбилейным и для SAP AG (компании исполнилось 30 лет), и для ее представительства в СНГ и Балтии (www.sap.com/cis), открытого в 1992 г. Возможно, этим объясняется первый визит в Россию главного управляющего, сопредседателя и соучредителя SAP AG Хассо Платтнера, выступившего на конгрессе с большим докладом.

Хассо Платтнер открывает программу конгресса

Основные его положения прозвучали еще на лиссабонской конференции Sapphire’2002 (см. PC Week/RE, N 35/2002, с. 3; N 36/2002, с. 29) и касались повышения эффективности использования ERP-систем в сегодняшних сложных экономических условиях. Ключевыми факторами, определяющими эту эффективность, в SAP считают адаптируемость ERP-системы, простоту работы с нею, масштабируемость и приемлемую совокупную стоимость владения (TCO).

На повышение адаптируемости нацелены новые технологии обмена данными с внешними приложениями Exchange Infrastructure (см. PC Week/RE, N 17/2001, с. 2), построения межфункциональных кросс-приложений xApps (см. PC Week/RE, N 5/2002, с. 1) и персонализированные портальные Web-интерфейсы. Последние наряду с унификацией интерфейсов всех приложений, сокращением времени отклика и разумной аскетичностью (в пример был поставлен поисковый сервер Google) призваны существенно упростить взаимодействие с системой конечных пользователей. Проблему масштабируемости планируется решать путем выделения четырех продуктовых линеек: базовой mySAP.com, набора предварительно сконфигурированных решений All-in-One для предприятий среднего масштаба, продукта со стабильным ERP-ядром R/3 Enterprise и системы для малого бизнеса Business One (см. PC Week/RE, N 35/2002, с. 42). Объявленная летом стратегия выхода на рынок средних и малых предприятий потребует от московского офиса SAP существенных усилий по продвижению соответствующих продуктов и формированию партнерской сети.

Все сказанное в той или иной мере отражается и на совокупной стоимости владения, которая определяется затратами на приобретение, внедрение, интеграцию, эксплуатацию и сопровождение. Понятно, например, что наличие сконфигурированных вертикальных решений способствует снижению TCO. Завершая свое выступление, Хассо Платтнер выразил надежду, что в следующем году подобная конференция соберет вдвое больше участников. Если учесть, что конференц-зал отеля “Рэдиссон-Славянская” был явно мал (слушая г-на Платтнера, люди стояли в проходах), для следующего конгресса придется поискать более просторное помещение - что-нибудь размером с Кремлевский дворец съездов.

Диаграмма 1. Доли 10 ведущих поставщиков

ИСУП на российском рынке в 2001 г.

Что ж, в этом сегменте российского рынка лидерство SAP не вызывает сомнений: по данным IDC (см. диграмму 1), в 2001 г. на ее долю приходилось 48% продаж интегрированных систем управления предприятием (ИСУП), а на долю идущей следом “Галактики” - лишь 12%. Столько же SAP занимает в Казахстане, а на Украине - еще больше: 54%. Учитывая тот факт, что на эти страны приходится более 90% доходов “SAP СНГ и Балтии” (на Россию - 73%, Украину - 13%, страны Балтии - 7%, Казахстан - 6% и на Белоруссию - 1%), доминирующие позиции SAP во всем подотчетном регионе также не вызывают сомнения. В своем выступлении управляющий директор SAP в СНГ и Балтии Алексей Шлыков неожиданно для всех присутствующих заявил, что столь явный монополизм не устраивает и саму SAP, поскольку компания, не испытывая жесткой конкуренции, работает менее эффективно. При этом он, правда, оговорился, что согласен на снижение доли SAP лишь при условии значительного роста всего рынка ERP-систем. По итогам первой половины нынешнего года доходы SAP в СНГ и Балтии выросли на 10%, а за весь 2002 г., по оценке г-на Шлыкова, они увеличатся на 20-30%.

Справедливости ради следует отметить, что указанная высокая доля SAP на отечественном рынке в какой-то степени объясняется и особенностями статистической выборки, охватившей лишь те системы, которые по критериям IDC можно отнести к категории ИСУП. Понятно, что если бы анализировался весь рынок ПО для управления финансово-хозяйственной деятельностью, то пришлось бы учесть показатели “1С” и ряда других российских компаний. Более тесная интеграция их продуктов - вопрос времени, и, думается, не столь уж отдаленного. Если же говорить о функциональности, то, согласно тому же исследованию IDC, в 2001 г. в России львиная доля продаж приходилась на базовые модули бухгалтерского учета, управления материальными ресурсами и производственными процессами (см. диаграмму 2), которые предлагаются большинством отечественных разработчиков.

Диаграмма 2. Доли поставок функциональных

модулей ИСУП на российский рынок в 2001 г.

Арсенал функциональных модулей, предлагаемых SAP, существенно шире, и одной из важнейших задач “SAP СНГ” и ее партнеров, по мнению г-на Шлыкова, является более активное продвижение таких продуктов, как mySAP SCM, mySAP CRM, mySAP BI и mySAP PLM. Еще один резерв руководство компании видит в более активном выходе на некоторые слабо освоенные вертикальные рынки. Сегодня у SAP в СНГ и Балтии около 250 клиентов. Из них около 170 уже перешли в режим продуктивной эксплуатации. Однако распределение заказчиков по отраслям крайне неравномерное: если из десяти крупнейших нефтегазовых компаний России (по рейтингу “Эксперта РА”) девять являются клиентами SAP, то в легкой промышленности, телекоммуникациях, энергетике и государственном секторе позиции SAP пока не столь сильны (на каждый из этих сегментов приходится по 1-2% от общего объема продаж “SAP СНГ”).

С примерами успешных внедрений ERP-систем SAP в различных отраслях можно было познакомиться на секционных заседаниях конгресса. Там выступили представители “Джи-Эм Автоваза”, Красноярской железной дороги, “Лиггетт-Дуката”, МПС, Оскольского электрометаллургического комбината, Тюменской нефтяной компании (все - Россия), а также “Казахтелекома”, Министерства финансов Латвии, “Украинской мобильной связи”. Об одном из крупнейших проектов, ЕК АСУФР Министерства путей сообщения, на пленарном заседании рассказал заместитель начальника управления финансов Дмитрий Висков. Проект был запущен в 1999 г., и в настоящий момент введено в эксплуатацию 8000 рабочих мест на 600 предприятиях отрасли, причем на Красноярской железной дороге системой охвачены уже все предприятия.

Кроме того, на конгрессе функционировали секции “Решения SAP”, на которой речь шла о передовых технологиях корпорации, и “Точка зрения партнера”, где обсуждались методологические вопросы развертывания и внедрения решений SAP.

Зачем Хассо Платтнер встречался с Михаилом Горбачёвым?

Хотя глава SAP AG в России впервые, он неплохо знаком с первым президентом СССР Михаилом Горбачевым, с которым встречался ранее в Германии. Неудивительно поэтому, что оказать финансовую поддержку российским инновационным компаниям, работающим в области информационных технологий, SAP решила через такую авторитетную организацию, как “Горбачев-фонд”. Наряду со средствами компании Хассо Платтнер выделяет на эти цели и свои личные деньги.

Фонд поддерживает подобные исследования в рамках программы “Горбачев-проект”. Работы, связанные с ИТ, курируются консорциумом “Инфорус”, в который входит ряд известных российских фирм. Только они и могли претендовать на получение грантов. В результате отбора, проведенного SAP вместе с “Инфорусом”, предпочтение было отдано двум проектам: один из них связан с интеллектуальным управлением бизнесом, а другой - с информационной безопасностью. Всего в этих двух проектах будет задействовано восемь российских компаний, хотя окончательный состав участников пока не определен.

Компании-разработчики сохраняют за собой все права собственности на создаваемые продукты и технологии, однако SAP имеет право приобрести их для использования в собственных решениях. На пресс-конференции, состоявшейся в “Горбачев-фонде”, был подписан договор о намерениях, в котором наряду с финансированием упомянутых проектов предусматривается выделение стипендий студентам российских (прежде всего региональных) вузов, а также средств на организацию целевого обучения в области информационных технологий. Общая сумма пожертвований составит около 200 тыс. долл. Назвав ее, Михаил Сергеевич с некоторой лукавинкой добавил: “Для такой крупной компании сумма не очень большая”. И, уже повернувшись к главе SAP: “Возможно, будет и больше?”. Тот, в свою очередь, понимающе улыбнулся и заметил, что среди многочисленных достоинств г-на Горбачева коммерческая жилка занимает далеко не самое последнее место.

Версия для печати