Поймает ли “Парус” новый ветер?

КОНФЕРЕНЦИИ

Итак, завершив московскую конференцию, ориентированную на корпоративных клиентов (см. PC Week/RE, № 43/2002, с. 32), руководство корпорации “Парус” (www.parus.ru) вместе со своими заказчиками из госсектора отправилось на аналогичное мероприятие в Турцию. В комфортабельном отеле “Белконти ресорт”, расположенном неподалеку от Белека, собралось 110 представителей госбюджетных организаций и 50 региональных партнеров компании. Поначалу такое разделение “московской” и “турецкой” аудитории показалось довольно искусственным, однако после выступления президента “Паруса” Александра Карпачева многое прояснилось.

Корпорация динамично развивается, ежегодный прирост ее оборотов составляет около 50%, и сегодня, по мнению руководства, следует ставить более амбициозные задачи. Речь идет об увеличении оборота не на десятки процентов, а в разы. Если это произойдет, то “Парус” станет производителем номер один среди отечественных поставщиков учетно-управленческих решений не только по качеству и удобству (как обещалось на московской конференции), но и по доле рынка. За счет чего же можно совершить этот “большой скачок”?

По-видимому, основная ставка делается на заказчиков из госсектора. Уже сегодня таковых у “Паруса” более шести тысяч: это Генеральная прокуратура, Министерство культуры, Государственный таможенный комитет (ГТК), Федеральная служба налоговой полиции, Министерство здравоохранения и другие организации. Особенность нынешнего момента, вероятно, в том, что в условиях сбалансированного и растущего бюджета появляется возможность автоматизировать не только центральный аппарат того или иного ведомства, но и множество его региональных структур федерального и муниципального подчинения. Так, в текущем году “Парус” установил свои бухгалтерские системы в 200 региональных управлениях Министерства культуры. Понятно, что для России с ее 89 субъектами Федерации рынок этот огромен.

Новые задачи - новая структура

Методы работы на таком рынке существенно отличаются от практики взаимодействия с корпоративным сектором, и тем более с предприятиями малого бизнеса. В этом свете весьма логичным представляется решение о структурной перестройке “Паруса”, которое и было обнародовано на “турецком” этапе конференции. Суть ее в том, что бизнес корпорации разделяется по упомянутым выше рыночным нишам. Создается три “нишевых” подразделения, названных бизнес-центрами: “Решения для государственных учреждений и муниципальных образований”, “Корпоративные решения” и “Решения для малого и среднего бизнеса”. Кроме того, образованы три функциональных департамента: производственный, отвечающий за разработку и сопровождение программных продуктов, маркетинга, а также международных и партнерских программ. В какой-то степени внутренняя структура бизнес-центров дублирует функциональные подразделения, поскольку и бизнес-центры будут заниматься маркетингом, продажей лицензий, внедрением и технической поддержкой.

Структурная перестройка “Паруса” вызвала серьезное беспокойство у ряда присутствовавших на конференции партнеров, которые, как и все мы, привыкли подозрительно относиться к любым переменам. Будут ли, например, и партнеры жестко прикреплены к трем упомянутым бизнес-центрам? Не оставят ли кого-либо из них без “лакомых кусков” крупных заказов? По словам г-на Карпачева, формально каждый партнер по-прежнему может взаимодействовать с любым бизнес-центром, одако фактически большинство партнеров уже сфокусировало свою активность на одной из трех рыночных ниш. В какой-то степени формирование бизнес-центров стало следствием подобной специализации.

Тем не менее бизнес партнеров, работающих с бюджетными организациями, претерпит изменения. Не секрет, что крупные контракты в регионах заключаются через головные структуры тех или иных ведомств, находящихся в Москве, и делается это силами центрального офиса “Паруса”. В подобных случаях все доходы от продажи лицензий впредь будет получать сама корпорация. Хотя такое решение объективно справедливо, партнерам, привыкшим к жизни на дилерских скидках, оно не очень нравится. Руководство “Паруса” старается сегодня убедить их в том, что эта потеря будет с лихвой компенсирована стабильными долгосрочными доходами от сопровождения внедренных систем, которое целиком передается региональным партнерам. Но для этого им придется усилить свои сервисные подразделения и повысить квалификацию сотрудников.

Было бы большим упрощением думать, что “Парус”, продавая лицензии напрямую, хочет обогатиться за счет партнеров. Скорее всего, корпорация будет использовать отнятую у них дилерскую скидку для ценового маневра. На одном из проведенных в рамках конференции круглых столов представитель администрации Хабаровского края посетовала на то, что программные продукты “Паруса” при всех их достоинствах дороговаты для местных бюджетов. В ответ Александр Карпачев посоветовал всем обратиться к опыту Московской области, правительству которой эти продукты достались с 50-процентной скидкой. Оно заключило с корпорацией договор о централизованной поставке единой автоматизированной системы бухгалтерского учета в государственные органы.

Выбор за регионами

Как рассказал начальник управления бухгалтерского учета и отчетности Минфина Московской области Юрий Дрыгин, сегодня бухгалтерские модули “Паруса” устанавливаются в 30 областных государственных органах. Этот шаг отражает стремление руководства Подмосковья проводить единую технологическую политику во всех своих бюджетных учреждениях. Выбор в пользу “Паруса” был сделан на основе анализа всего парка учетно-управленческого ПО, эксплуатируемого госорганами данного региона. Немалую роль сыграла и способность корпорации обеспечить оперативную техническую поддержку по всей территории области: специалист должен приехать на место через час после получения заявки от заказчика. Кстати, из 4500 учреждений областного и муниципального подчинения 800 уже использовали продукты этой компании.

Министерство экономики аккредитовало “Парус” в качестве поставщика ПО для государственных органов Московской области и подписало с корпорацией тарифное соглашение, предусматривающее, в частности, упомянутую выше 50-процентную скидку. Кроме того, “Парус” не будет получать деньги за обучение сотрудников заказчика, поскольку эту функцию возьмет на себя финансируемый из областного бюджета учебный центр в Нахабине.

Поставка бухгалтерского ПО в министерства - это лишь вершина того “бюджетного айсберга”, на который претендует корпорация. На первом этапе автоматизируется чуть больше 100 рабочих мест, однако у каждого министерства есть подведомственные организации (их число варьируется от 15 до 100), которые тоже планируется “отбуксировать” в единое информационное пространство. Два министерства - экономики и финансов - как методологические центры будут рекомендовать этим организациям использовать продукты “Паруса”. Выделять ли на это деньги, каждое министерство решает исходя из собственного бюджета, но Министерство финансов, заинтересованное в установлении единого стандарта, может оказывать финансовую поддержку из областного бюджета тем из них, которые остановят свой выбор на “Парусе”.

На этой конференции Александру Карпачеву

пришлось отвечать на множество вопросов

Еще более обширна сеть учреждений муниципального подчинения. Местные органы власти финансируют подобные программы из собственного бюджета и вольны выбирать любые продукты, однако, поскольку упомянутое тарифное соглашение распространяется на учреждения всех уровней, позиции “Паруса” и здесь выглядят предпочтительнее. С учетом того, что наряду с бухгалтерским ПО соглашение распространяется на модули “Зарплата”, “Учет персонала” и “Финансирование”, общее число клиентских лицензий может достигнуть 25 тыс. По мнению г-на Дрыгина, на столь широкую инсталляцию уйдет от года до двух лет.

На первый взгляд кажется, что ценовая проблема могла бы быть решена с помощью лизинговой схемы, в рамках которой отдельным учреждениям разрешалось бы оплачивать лицензии на протяжении нескольких лет. Однако, по мнению Александра Карпачева, при этом “Парусу” из-за слишком больших накладных расходов будет трудно обеспечить уровень сервиса и поддержки, характерный для массового внедрения решений корпорации, такого, например, как в Московской области.

О бюджете и госзакупках

Наряду с привычным для “Паруса” кругом учетно-управленческих систем есть еще одно решение, на которое руководство корпорации возлагает особые надежды. Речь идет о средствах контроля исполнения бюджетов всех уровней и об организации госзакупок на конкурсной основе. Для этого необходимо включить в единый бюджетный процесс всех его участников - как распределителей финансов, так и их получателей. Здесь возможны две архитектуры, и обе они использовались в разных проектах “Паруса”. Одна из них, реализованная, в частности, в ГТК, предполагает наличие единого центрального хранилища данных, куда поступает информация из локальных систем, самостоятельно ведущих операционный учет. При этом самое серьезное внимание следует уделять поддержанию согласованной методологии учета на местах. Другая архитектура, примененная в Эвенкийском АО, предусматривает осуществление всех учетных операций в центре, у распорядителя кредитов, а на местах заполняются только первичные документы, передаваемые затем в центр.

Несмотря на то что число тендеров на всех уровнях (от федерального до муниципального) ежегодно растет, сегодня 85% государственных контрактов заключается не на конкурсной основе; а там, где эти конкурсы все-таки проводятся, они зачастую носят закрытый характер. Никому уже не нужно доказывать выгодность тендеров: за счет ценовой конкуренции и консолидации запросов экономия на госзакупках может достигать 20%. А реплика представителя Новосибирской области о том, что при переходе на конкурсную электронную систему госзакупок в этом регионе цену приобретаемого угля удалось снизить в 2,5 раза, свидетельствует еще и об огромных резервах, таящихся в простом выводе некоторых процедур из тени на свет.

“Парус” предлагает собственную электронную систему обеспечения госзакупок. Она не сводится к созданию общедоступной онлайновой торговой площадки, а предполагает еще и организацию всего предусмотренного законодательством (пока весьма несовершенным) документооборота. Интерес к подобным системам в регионах велик, и уже сегодня корпорация ведет работы в Сургуте, Эвенкии и Москве. Согласно эмпирической оценке г-на Карпачева, стоимость таких проектов зависит от численности населения города или области и составляет примерно 1 долл. на человека. Так, в столице планируется направить на эти цели в течение трех лет 8 млн. долл.

В Москве работает 120 тендерных комиссий, имеющих дело с тысячами поставщиков. Бывает, что позиции некоторых лотов, рассматриваемых разными комиссиями, совпадают, и было бы разумно их консолидировать. Желательно также иметь возможность сравнивать характеристики схожих конкурсов, проводимых в разных регионах или осуществлявшихся в предшествующие годы. В “Парусе” в связи с этим говорят о необходимости создания единого тендерного пространства России. Вряд ли подобная задача по плечу одной корпорации: слишком много проблем (как технологических, так и юридических) требуют здесь своего решения. Кто, к примеру, должен стать оператором каждой такой электронной площадки? Если это будет не государственная организация, а частная, кто должен оплачивать ее услуги и каков механизм возврата инвестиций?

В настоящее время под эгидой Министерства экономического развития РФ сформирован консорциум, в который помимо “Паруса” вошел целый ряд других разработчиков. Его цель - создать в 2003 г. типовое портальное решение системы конкурсных электронных закупок. Испытательным полигоном определена Челябинская область, где сегодня 6 млрд. руб., или 40% расходной части бюджета, идет на госзакупки.

В заключение хотелось бы отметить, что наряду с пропагандой собственных решений “Парус” использовал “турецкую” конференцию для разъяснения множества спорных моментов, касающихся учета и налогообложения, с которыми сталкиваются сотрудники финансовых служб госбюджетных организаций. Этим вопросам была посвящена специальная сессия, проведенная консультантами корпорации и специалистами профильных министерств.

Версия для печати