СТАТИСТИКА

К такому выводу пришла аналитическая компания Daratech (www.daratech.com). По ее оценке, объем рынка программного обеспечения для географических информационных систем в 2001 г. по сравнению с предыдущим увеличился на 14,3% и достиг 1,07 млрд. долл. А с учетом сопутствующих услуг и затрат на оборудование расходы пользователей в области ГИС составили 7,7 млрд. долл. (рост - 10%), причем львиная доля пришлась на сектор услуг: 5,4 млрд. (рост - 14,8%). Такие цифры, особенно в условиях экономического спада, весьма впечатляют.

Основными покупателями ГИС в минувшем году были предприятия коммунального обслуживания (21%), за ними следуют федеральные и местные государственные организации, телекоммуникационные компании и предприятия, занятые природными ресурсами.

Киты индустрии ГИС

Расстановка сил на рынке ГИС с прошлого года изменилась мало, по крайней мере три “передовика” остались прежними. Явным лидером, как всегда, является компания Environmental Systems Research Institute (ESRI), которой принадлежит более трети рынка. Эта фирма - пионер в данной области - к настоящему моменту имеет более миллиона пользователей из самых разных отраслей. Однако по сравнению с 2001 г. доля ESRI уменьшилась на 1%. Второе место прочно занимает Intergraph - долгожитель рынка ГИС. У компании есть отделения, которые на вертикальных рынках продвигают специализированные решения и услуги. Ее доля за год сократилась больше, чем у ESRI, - на 3%. По мнению аналитиков, это связано с тем, что она недостаточно внимания уделила сфере коммунального обслуживания, основному потребителю продуктов в области ГИС. Третье место принадлежит фирме GE Network Solutions: она предлагает программы для проектирования и администрирования сетей предприятиям коммунального обслуживания и телекоммуникационным фирмам. Своими успехами Network Solutions обязана собственной программе Smallworld, предназначенной для планирования пространственных ресурсов. Помогая заказчикам получить информацию о том, где расположены обслуживаемые сооружения или находятся клиенты, этот продукт упрощает ведение бизнеса.

На четвертом месте - компания Autodesk, которая за год увеличила свою долю на 1% и переместилась на одну позицию вверх. Она предлагает большой выбор продуктов для самых разных геоинформационных областей, включая картографию, ГИС, гражданское строительство и управление инфраструктурой. Выделиться на фоне остальных поставщиков ей позволяет прочное положение на рынке САПР. Autodesk привлекает заказчиков возможностью интегрировать САПР и ГИС так, чтобы специалисты из обеих областей могли работать сообща, обмениваясь информацией. Пятое место занимает фирма Leica Geosystems, известная своими средствами для сбора трехмерных пространственных данных, их визуализации и моделирования. А шестое досталось компании MapInfo, добившейся успеха в разработке и поддержке решений по определению местоположения людей и объектов, которые (решения) предназначены для рынка систем управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management, CRM).

Таким образом, консолидация рынка продолжается, а отрыв ESRI от остальных игроков увеличивается. По мнению наблюдателей, процесс укрупнения компаний будет идти и дальше за счет приобретений и слияний, а появление новичков, по крайней мере в числе лидеров, маловероятно.

Радужные перспективы

Причины такого роста рынка ГИС, по мнению наблюдателей, - в увеличении спроса на пространственные данные. Еще недавно эта информация применялась лишь в отдельных специфических областях, в последние же три года она все шире используется самыми разными предприятиями и потребителями. Если раньше технологии получения и обработки пространственной информации были чрезвычайно дороги, сложны и недоступны для широкой общественности, то сегодня эта ситуация резко изменилась. Канули в Лету времена, когда пользователей поражала интерактивная карта на экране монитора. Теперь вокруг ГИС выросла целая отрасль, занятая сбором, обработкой и предоставлением в удобной форме географической информации. В результате цены упали, приложения стали проще в использовании, и ГИС вышли из своей узкой ниши, получив широкое распространение. Появились системы следующего поколения, а на подходе - новые.

Например, после трагической даты 11 сентября основанные на ГИС системы глобального позиционирования (Global Positioning System, GPS) стали почти обязательными для транспортных предприятий в США, особенно для тех, которые специализируются на перевозке легковоспламеняющихся веществ. Зная местоположение опасных грузов, власти могут предупредить атаки террористов и просто злоумышленников. Другой ГИС-проект, также инициированный недавними печальными событиями, реализован в области здравоохранения. С помощью этой системы власти борются с сибирской язвой. В сельском хозяйстве ГИС применяются для предупреждения пожаров или прогноза их развития.

Распределение мирового рынка ГИС в 2001 г. (только ПО)

Еще одна область приложения пространственной информации - цифровая фотография. Компания Eastman Kodak уже выпускает профессиональные камеры с портом для подключения GPS-приемников. Фотографы могут снабжать свои снимки подробной географической информацией, например данными о широте и долготе, и, ведя съемку с воздуха, получать весьма точную карту местности. Такая возможность нравится фермерам и летчикам.

Объём мирового рынка ГИС

Можно привести еще много примеров применения ГИС в повседневной жизни. Все они показывают, что в последнее время средства обработки географической информации все шире интегрируются с другими приложениями и вскоре станут неотъемлемым компонентом обычной инфраструктуры информационной системы. По крайней мере, так считают аналитики из компании IDC. Они ожидают, что в ближайшем будущем особенно широкое распространение ГИС получат в беспроводных сетях (автомобильных навигационных системах, приложениях определения местоположения для сотовых телефонов и т. д.). Потребность в подобных технологиях велика. Ведь с их помощью можно легко определять местоположение человека или объекта, ориентироваться в городе и незнакомой местности. Например, любой путешественник через сотовый телефон узнает название улицы, на которой он находится, выяснит, где расположен ближайший отель и как до него добраться, разыщет друзей. Однако прежде чем продвигать такие услуги, разработчики должны, по мнению аналитиков, решить проблемы защиты данных и сохранения тайны личной информации.