Ставропольский завод “Сигнал” разработал не имеющую аналогов станцию помех “Тополь-Э”, способную с расстояний до 250 км обнаруживать и подавлять бортовые радиоэлектронные средства самолетов-разведчиков и радиолокационного обнаружения “Хокай” (ИТАР-ТАСС).
***
Корпорация Anteon International получила 37 млн. долл. от разведывательного центра МО США на совершенствование беспилотного самолета Shadow UAV и подготовку персонала к работе с ним. Этот самолет призван поставлять информацию о противнике американскому военному командованию всех уровней. Инженеры намерены в первую очередь заменить системы видеонаблюдения Shadow UAV на стандартные высококачественные решения цифрового ТВ и радарные комплексы, способные эффективно функционировать в любых погодных условиях.
***
ПО, создаваемое в рамках проекта Пентагона Software-Enabled Control (SEC), позволит автоматически управлять большинством аспектов работы современных военных машин и значительно повысит маневренность боевой техники. Концепция SEC подразумевает использование математических моделей управляемых устройств, способных в масштабе реального времени и на основе накопленных данных предсказывать поведение машины и выбирать оптимальный режим ее функционирования. Достижения SEC ориентированы прежде всего на внедрение в беспилотных самолетах, вынужденных нередко действовать при отсутствии связи с человеком-оператором и самостоятельно выполнять сложные летные маневры при неблагоприятных погодных условиях. Кроме того, от бортового SEC-ПО требуется умение без задержек обрабатывать информацию, поступающую от датчиков, учитывать множество влияющих на движение факторов, правильно определять наиболее вероятный эффект от различных решений, синхронизировать свои действия с внешними системами и выполнять навигационные задачи.
***
Фирма Sonex Receives по десятимесячному контракту с DARPA проектирует бензиновый двигатель мощностью 300 л. с., который будет использоваться в экспериментальном беспилотном вертолете.
***
Компания Lockheed Martin подготовила для английской армии крупнейший симулятор сражения Combined Arms Tactical Trainer (CATT) стоимостью 250 млн. фунтов стерлингов. Он объединил 170 тренажеров боевых машин, которыми могут одновременно пользоваться 700 военных, “сражаясь” как друг с другом, так и с виртуальными армиями, создаваемыми компьютером, в трехмерном пространстве на площади 35 тыс. кв. км. Как заверяют пользователи, САТТ имитирует ситуацию, по уровню реалистичности почти не уступающую настоящему бою, охватывая все аспекты военных действий - от прямых столкновений до снабженческих проблем. Симулятор также содержит средства анализа поведения всех участников.
***
По соглашению с агентством DARPA компания ITT Industries улучшит систему SLICE, входящую в глобальный военный проект тактического Интернета и предназначенную для организации цифровой связи между рядовым составом на поле боя. Солдаты будут снабжены миниатюрными SLICE-устройствами, обеспечивающими надежный прием в местностях со сложным рельефом, и смогут использовать все преимущества мультимедийных технологий (обмен голосовыми и видеосообщениями и информацией о точном местонахождении различных объектов). Кроме того, работа SLICE, как обещается, будет принципиально не обнаруживаемой для противника.
***
НАСА решило использовать в проектируемых планетолетах технологию цифровых микрофонов корпорации Andrea Electronics, в которых реализованы оригинальные технологии шумовой фильтрации. Такие микрофоны будут применяться для организации общения людей и роботов на естественных языках. Пока решения Andrea показывают наиболее высокую эффективность (95%) среди других цифровых микрофонов при эксплуатации в комплексах распознавания речи.
***
Фирма Quantum3D поставит единую базу текстур подразделениям ВМС США, специализирующимся на подготовке и проведении компьютерных учений. Ранее модели различных поверхностей хранились в нескольких БД, ответственных за представление виртуальных объектов в обычном и инфракрасном режимах, а также режиме ночного видения. Новое решение позволит значительно повысить уровень реалистичности, предлагаемый компьютерными тренажерами.
***
Практически все программные продукты страдают от вирусов, “троянских коней”, атак типа “отказ в обслуживании”, а также не имеют надежной защиты от злоумышленников, получивших к ним несанкционированный доступ (например, путем воровства пароля). МО США решило сосредоточить усилия по борьбе с киберпреступностью на этих наиболее распространенных уязвимостях и приступило к созданию системы киберзащиты третьего поколения. Она подразумевает развертывание многоуровневых комплексов защиты и стыковку решений первого и второго поколений - технологий шифрования, аутентификации и контроля за доступом с программами динамического слежения за несанкционированным проникновением в сеть, инфраструктурными службами с “открытым ключом” и биометрическими комплексами. Как только программы отклонятся от шаблонов, сформированных путем обследования безопасно функционирующих приложений, или же в них начнут работать подозрительные блоки кода, управление возьмет на себя система Organically Assured and Survivable Information Systems (OASIS), создаваемая лабораторией ВВС США и рассчитанная на эксплуатацию в ближайшие 20 лет. В подобных ситуациях она немедленно свяжется с администратором и запустит службы самовосстановления. Для борьбы с вредоносным кодом OASIS будет использовать технологии быстрого перемещения исполняемого кода между доступными ресурсами и реализовывать различные подходы к сокрытию своей деятельности и маскировке параметров. Она также сможет исправлять замеченные ошибки и выполнять балансировку нагрузки в сети. Первые опытные версии OASIS должны появиться в 2003 г.
Развертывание OASIS пройдет в несколько этапов. На первых порах планируется создавать систему на базе уже существующих коммерческих решений (проект OASIS Dem/Val). Она будет отвечать таким требованиям, как полное сохранение функциональности критических задач на фоне непрерывных атак и обнаружение 95% масштабных нападений в первые 5 мин, а 99% - в первые 4 ч.